Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:32, доклад
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Метод – это способ, путь достижения цели. От выбора применяемых методов во-многом зависит успех всего образовательного процесса. Эти вызвано особое внимание к методам обучения.
Метод является частью вида деятельности ученика или учителя, единицей производимого действия. Выбор методов обучения определяется: смысловыми целями образования, особенностями учебного курса, целью конкретного урока, возможностями учащихся, наличием времени и средств обучения, предпочтениями учителя и особенностями используемой им дидактической системы.
Составной частью метода является прием. Отдельные приемы могут входить в разные методы (например, прием формулирования вопроса на выяснение причин - в методы исследования, объяснения, рефлексии и пр.).
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа) и методы их совместной работы (беседа).
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
Классификация методов по “источнику знаний”:
Словесные: рассказ, лекции, беседа, дискуссии, работа с текстом.
Наглядные: Иллюстрации (плакаты, картины, таблицы), Демонстрации (опытов, видеофил., компьютер.)
Практические: Дидактические игры, лабораторные работы, упражнения, эксперименты, деловые игры.
Классификация
по возрастанию степени самостояте
(И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
исследовательский: поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем
частично-поисковый (эвристический): педагог расчленяет проблему на части, а учащиеся осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем
проблемное изложение: педагог ставит перед учащимися проблему и показывает путь ее решения; учащиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания
репродуктивный: учащиеся выполняют действия по образцу
объяснительно-иллюстративный (информационный): преподаватель сообщает информацию, учащиеся ее воспринимают
Бабанский Ю.К. на основе выделения степени проявления поискового характера деятельности предложил три основные группы методов:
Методы стимулирования и мотивации учения - познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
Методы организации
и осуществления учебных
Методы контроля и самоконтроля – устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
C позиции обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования методы обучения классифицируются следующим образом (А.В. Хуторской):
1) Когнитивные методы, или методы учебного познания окружающего мира. Это, прежде всего, методы исследований в различных науках – методы сравнения, анализа, синтеза, классификации.
2) Креативные методы, позволяющие учащимся создавать собственную образовательную продукцию. К ним относятся – метод эмпатии (вживания), “мозговой штурм”, методы образного и символического видения, метод ошибок, метод контруирования правил и др.
3) Оргдеятельностные методы, т.е. методы учителей, учеников, управленцев образования. Методы учителя и учащихся – учебное целеполагание, планирование, метод рецензий, самоконтроль, рефлексия и др. Административные методы связаны с созданием и развитием образовательного процесса как в масштабе учебного курса, так и всей школы.
Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.
Содержательно методы воспитания проявляются через: непосредственное влияние воспитателя на воспитанника; создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств; общественное мнение референтной группы, личностно значимого авторитетного для воспитанника человека, средств массовой информации; совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение с ним, игру; процессы обучения или самообразования, передачу социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского, профессионального общения; народные традиции, творчество, чтение художественной литературы.
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:
1. Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
2. Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
3. Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
4. Тренинговоигровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
5. Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной на основе направленности, включающей целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания:
- методы формирования сознания, направленные на достижение единства сознания и поведения воспитанников;
- методы организации деятельности, ориентированные на формирование положительного опыта поведения, общения и деятельности воспитанников;
- методы стимулирования.
Группировка методов воспитания П.И. Пидкасистого:
- методы, формирующие мировоззрение воспитанников;
- методы, организующие деятельность воспитанников и стимулирующие её мотивы;
- методы, осуществляющие оценку поступков воспитанников.
К основным методам воспитания можно отнести следующие:
Убеждение – это один из способов влияния на личность, воздействия на сознание, волю и чувства воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы его поведения и действий. К приемам убеждения можно отнести рассказ, беседу, объяснение, диспут.
Упражнение как метод воспитания предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Упражнение – это «приучение», организация регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения.
Поощрение выступает способом выражения положительной оценки успешно производимых действий и поступков человека и их стимулирование.
Наказание – способ воздействия, направленный на торможение негативных проявлений личности с помощью негативной оценки ее поведения.
Пример как метод воспитания – это способ предъявления образца для подражания.
К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, само стимулирование, само коррекция, само убеждение, самоконтроль. Приемами самовоспитания служат само приказ, само одобрение, самовнушение, само ободрение, само поощрение, самонаказание.
Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва – «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления». Этот метод помогает воспитаннику остро пережить нелепость своего поведения, изменить отношение к нему и начать жить по-новому.