Методы педагогического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Методы педагогического исследования – способы (приемы, операции) изучения педагогических явлений, получения новой информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Содержание

Задание № 1
10. Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования
Задание № 2
27. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся
Задание № 3
13. Технология (этапы) формирования коллектива
Литературные источники

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 55.16 Кб (Скачать файл)

2. Позволяет в течение короткого  времени получить представление  о пробелах в знаниях и помогает  организовать работу по предупреждению  отставания учащихся.

3. Предоставляет учителю возможность  проверять знания, умения и навыки  на разных уровнях и осуществлять  дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию  времени на уроке.

5.Активизирует мышление школьников.

6. Дает возможность учителю критически  оценить свои методы преподавания.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а  также случаи, когда выбор неправильного  ответа объясняется невнимательностью  ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами  традиционного контроля.

Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной  работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

 

Нетрадиционные виды контроля

За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных  методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного  вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут  быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

 

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку  не дает возможности проверить глубину  понимания изученного материала.

 

Викторина

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые  обучаемые дают ответы. Далее следует  серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно  оцениваются учителем.

Листы контроля знаний.

 

 

  Организация контрольно-оценочной  деятельности

 

В образовательном процессе целенаправленно  осуществляются контрольно-оценочная  деятельность самого педагога, контрольно-оценочная  деятельность учащихся в отношении  друг друга (взаимоконтроль и взаимооценка) и контрольно-оценочная деятельность учащихся относительно процесса и результата собственной деятельности, а также  самих себя (самоконтроль и самооценка).

Для того чтобы оценка стала средством  развития активности и инициативы самого ученика, он должен научиться самостоятельно осуществлять действия контроля и оценки. Поэтому первостепенной задачей  педагога является целенаправленное формирование самостоятельности школьников в  осуществлении контрольно-оценочной  деятельности.

Формирование  адекватной самооценки школьника начинается с курса «Введение в школьную жизнь». В это время необходимо больше внимания уделять формированию как навыков сотрудничества, так и простейших приемов самооценки и самоконтроля.

В курсе  «Введение в школьную жизнь» ученики  приобретают элементарные умения, связанные  с использованием «линеечек самооценки». После выполнения работы учитель  вместе с детьми определяет показатели, по которым будет оцениваться  работа, например: соответствие образцу, отсутствие ошибок и др. Показателей не должно быть много, так как для каждого из них необходима отдельная «линеечка». Начинать обучение следует с использования только одного показателя, четко сформулированного и понятного учащимся. При этом выполняется неизменное требование – самооценка учеников опережает оценку учителя.

Установив показатель, учитель может обратиться к ученикам с предложением проверить  свою работу по совместно выбранному показателю (например, соответствие образцу) и оценить полученный результат, используя «линеечку самооценки». Ученики самостоятельно контролируют и оценивают всю работу или отдельное задание.

После того как учащиеся оценили свою работу, учителю необходимо проверить результат. Педагог проходит по классу и ставит свой значок на  «линеечке». Если самооценка ученика и учительская оценка совпадают, то значок учащегося обводится в кружок, если не совпадает – учитель ставит на «линеечке» свой значок выше или ниже значка ученика. 

 

Например:

 

Таким образом, ученик понимает, за что и почему учитель именно так оценивает  его работу, сам видит тот уровень, который им уже достигнут.

В результате работы по курсу «Введение в школьную жизнь» должны быть заложены основы  контрольно-оценочной деятельности:

1) прежде, чем оценить выполненное действие, необходимо определить вместе  с детьми показатели, по которым  будет проводиться оценивание;

2) оценивание  любого действия первоначально  осуществляется ребенком, а только  потом – взрослым (приоритет самооценки);

3) обсуждение  возможных причин расхождения  оценок взрослого и ребенка  организуется индивидуально в  доверительной обстановке.

На уроках музыки и изобразительного искусства  в III классе учащиеся могут использовать таблицы самооценки, позволяющие фиксировать наличие представлений в сфере музыкального и изобразительного искусства, степень сформированности умений практической музыкальной и художественной деятельности.

На уроках трудового обучения в III классе школьники активно участвуют в формулировке темы урока, цеелеполагании, планировании трудовой деятельности, самооценке уровня достижения целей, качества выполненной работы, рефлексии собственного состояния и удовлетворенности учебно-трудовой деятельностью.

Следует различать ретроспективную (после  выполнения задания) и прогностическую (до выполнения работы) самооценку. Первоначально  ведется работа по формированию ретроспективной  самооценки. Только тогда, когда осуществление  контроля и оценки станет привычной  нормой для учащихся, можно переходить к формированию прогностической  самооценки.

Педагог может выражать оценочные суждения в различной форме: словесной («Молодец! Ты правильно решил задачу», «Умница! Ты аккуратно выполнил работу», «Твоя работа достойна высокой оценки»); графической («линеечки самооценки»; ступеньки роста; графики и др.); знаковой (знаки «+», «–»  и другие);

отдельных заданий. Например, для каждого задания в зависимости от уровня сложности определяется его «цена» в баллах. Например, за правильное решение простой задачи можно получить до 5 баллов, сложной задачи – до 15. Решение математических выражений – от 1 до 20 баллов и т.д. Принципиально важно не привязывать «цену» задания к 10-балльной системе. На данном этапе важны механизм применения баллов и понимание учащимися принципов использования баллов для оценки результатов учебной деятельности.

Для осуществления  преемственности в контрольно-оценочной  деятельности при переходе к 10-балльной системе оценки необходимо продолжить работу по формированию адекватной самооценки учащихся, познакомить учащихся с критериями и показателями выставления отметок по всем учебным предметам, сопровождать выставление отметок в баллах словесным комментарием учителя.

При организации  обучения в III классе особое внимание должно быть уделено преемственности между  контрольно-оценочной деятельностью  по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая  культура и здоровье», обучение которым  осуществляется на безотметочной основе, и контрольно-оценочной деятельностью  по учебным предметам, обучение которым  осуществляется с выставлением отметки  в баллах. С этой целью учителям, преподающим учебные предметы, обучение которым осуществляется с выставлением отметки в баллах, рекомендуется  использовать в контрольно-оценочной  деятельности полный алгоритм оценивания, включающий словесно-оценочное суждение и выставление отметки в баллах.

 

 

 

 

Задание № 3

По мере развития коллективы любых организаций обычно проходят через определенный ряд  последовательных стадий (или этапов).  
 
1. Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации.  Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии. 

На этом этапе  развития часто наблюдается так называемая «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников, вникают в специфику организационных отношений. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.

     Псевдосплоченность может реализоваться в коллективном осознании того, что «мы все одна команда» и «мы все очень хорошие». Такая ситуация складывается, когда  коллектив состоит из людей, имеющих сходный и довольно высокий социальный статус. Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающегося своим поведением. 
 
2. Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия, выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.  
 
3. Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот коллектив работает рывками, однако есть энергия, интерес и желание понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.  
 
4. Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице» (возникает идентификация с группой). На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому.  
 
5. Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты.  
 
6. Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость, чаще всего доминируют оглядки на лидера.  
 
7. Смерть. Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результативность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до минимума («быстрая кончина»).

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы педагогического исследования