Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 12:05, реферат
Метод какой-либо деятельности - это способ ее выполнения, т.е. закономерность, или правило, которому подчиняется процесс превращения предмета деятельности в ее продукт; это "закон в действии". Другими терминами, выражающими то же самое содержание, являются "процедура", "технология". В следующей главе будет рассмотрено более подробно понятие "метод" ("процедура") любой деятельности вообще.
Соответственно данному определению, метод исследования - это его процедура, или характер преобразований исходной ситуации, содержащей некоторую меру неопределенности для исследователя, в конечную ситуацию, несущую искомую им информацию.
36
Метод продольных срезов в его традиционном виде (Б-II - 1) широко применяется в психологии. Поскольку используются одни и те же испытуемые, он позволяет проследить реальные переходы от одной стадии к другой. При этом констатации производятся последовательно на всем протяжении генезиса.
Однако и этот метод
имеет серьезные ограничения. С
его помощью можно лишь наметить
траекторию пути, который проходит
усвоение или развитие, вместе с
тем остается сомнение в том, что
такой путь является выражением законов
усвоения или развития, не исключается
возможность другого, лучшего пути.
При использовании данного
Однако научный анализ
процесса не может быть сведен к
выявлению динамики дефектов. Развитая
наука устанавливает
Таким требованиям отвечает
другой тип метода генетического
исследования - формирующий (обучающий)
эксперимент (или экспериментально-
Последний тип эксперимента разрабатывался Л. С. Выготским, А. Н.Леонтьевым и особенно П.Я. Гальпериным, который обосновал этот метод, охарактеризовал его возможности и способы реализации. В результате он получил еще одно название "метод поэтапного (планомерного) формирования". О значении этого метода для психологических исследований говорилось выше.
37
Следует различать метод поэтапного формирования в качестве исследовательской процедуры и в качестве практической. Если нечто формируется с целью получить информацию о "механизме" усвоения (или развития), то после достижения желаемого продукта формирования совершаются дополнительные действия: из факта получения данного продукта делается вывод о "механизме" усвоения (или развития) и производится его описание. Таким образом, два одноименных метода различаются как целями, так и операционным составом.
Метод формирующего эксперимента предполагает предварительный анализ условий (внутренних и внешних) деятельности, умение выполнять которую приходится формировать. В число внутренних условий входит знание о ее нормативном способе. Иначе говоря, предварительно должен быть найден состав этой деятельности, создана ее модель. Н.Ф.Талызина описала два пути, которые можно при этом использовать.
Первый путь - теоретико-экспериментальный. Исследователь осуществляет теоретический анализ решения задач, которые предполагаются данной деятельностью. Построенная модель проверяется в эксперименте. Для этого отбираются учащиеся, не умеющие решать подобные задачи, и организуется усвоение ими умения выполнять деятельность в том составе, который зафиксирован в ее модели. Если после такого формирования учащиеся оказываются способными решать задачи данного класса, то делается вывод, что выявленный состав деятельности по их решению является нормативным.
Второй путь - анализ сложившихся видов деятельности. Выявляются люди, которые могут успешно выполнять данную деятельность. Эта успешность принимается за показатель адекватности ее состава, который и подвергается исследованию.
Описанные два пути могут дополнять друг друга.
Однако и метод формирующего эксперимента не вполне свободен от ограничений. Успешное выполнение испытуемыми какой-либо деятельности еще не дает оснований считать, что данный ее состав является оптимальным. Известно, что в подавляющем большинстве случаев возможны различные способы, ведущие к получению желаемого продукта. Поэтому исследователь может сделать вывод лишь о том, что, по крайней мере, так можно решать подобные задачи. Для исключения других возможностей должны быть испробованы другие варианты способов деятельности.