Методы психолого-педагогической диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:52, доклад

Краткое описание

Изучение естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации.

Вложенные файлы: 1 файл

1 вопрос.docx

— 17.14 Кб (Скачать файл)

1 вопрос.

 

Метод наблюдения

Изучение  естественного поведения - одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное  наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной  деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью  метода наблюдения можно выявить  и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные  реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты  у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится  к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности  его двигательного развития. Такая  информация становится основанием для  последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюдения может дать важную дополнительную информацию не только для психологов, но и для клиницистов.

По результатам наблюдения психолог, выявив признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у  ребенка проблем, что позволяет  ему оптимально подобрать диагностический  инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.

Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у психолога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий психодиагност должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе экспериментально-психологического изучения ребенка.

Наблюдение всегда начинается с  постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. В рамках психологического исследования целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или  иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.

Процедура наблюдения бывает различной  в зависимости от ряда объективных  и субъективных факторов - контингента  наблюдаемых, характера изучаемых  явлений и т.д. Психолог может  войти в состав наблюдаемой группы детей, например играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости  результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов. Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную  методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение  по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые  наблюдаются по заранее определенному  набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более  четкого и полного сопоставления  результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может  быть достигнуто единство качественного  и количественного анализов полученных фактов.

Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюдения рационально использовать включенным в метод эксперимента посредством введения качественных показателей проявления у ребенка  тех или иных психофизических  особенностей и их количественной оценки.

 

 

 

 

 

2 вопрос.

Заключительный этап эмпирического  психолого –педагогического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.

Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в  унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в  ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования. 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения  первичной информации возможно применение различных приемов обработки  и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает  из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и  формализованный (контент-анализ) . Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников ( контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений) . При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

Формализованный анализ документов основан  на стандартизации процедур поиска, определения  в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена  политических деятелей и т.д.) , суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.) . Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. Процедура исследования, основанного на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе.

При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.

Завершается эмпирическое социологическое  исследование формированием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования  в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими  данными.


Информация о работе Методы психолого-педагогической диагностики