Методы работы психолога в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 21:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.
Задачи программы:
формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;
расширение знаний, позволяющее увидеть общее и частное в предметах, явлениях, действиях;
знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных решениях одной и той же задачи;

Вложенные файлы: 1 файл

цикл занятий.docx

— 18.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: методы работы психолога в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы.

Задачи программы:

формирование у учащихся определенного уровня понятий, правил, знаний;

расширение знаний, позволяющее  увидеть общее и частное в  предметах, явлениях, действиях;

знакомство учащихся со знаниями о прогнозировании, о соответствии причины и следствия, о возможных  решениях одной и той же задачи;

формирование знаний о  различных знаковых системах;

формирование умения ставить  перед собой цель или удерживать предложенную учителем;

формирование умения прогнозировать результат деятельности.

Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х классов, имеющие низкий уровень учебной мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный, эмоциональный, волевой компоненты учебной деятельности учащихся.

Средства  коррекции:

вербально-коммуникативные;

орудийно-манипулятивные;

изобразительно-графические;

экспрессивно-мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации  занятий: программа состоит из 10 занятий, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 30 минут.

Структура занятий:

организационная часть. Приветствие;

основная часть. Игровой  блок;

заключительная часть. Рефлексия.

Занятие № 1

Тема. Знаки и символы

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете". Детям предлагается выбрать  геометрическую фигуру любого  цвета, отражающую его эмоциональное  состояние, на момент начала  занятия.

2. Основная часть:

- игра "Игра художников". На индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок  рисует в каждой клеточке (значком  или символом) предмет, названный  психологом. Интервал между словами  3-5 секунд. Далее проводится индивидуальная  проверка нарисованного: ребенок  называет подряд нарисованные  предметы, объясняя свой рисунок.

Цель: научить детей обозначать предметы символами и значками (основы моделирования), развивать коммуникативные  навыки, память.

- игра "Четыре стихии". Психолог произносит слова: "земля" - дети опускают руки вниз; "вода" - дети вытягивают руки вперед; "воздух" - поднимают руки вверх; "огонь" - вращают руками в  локтях.

 

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете". Детям предлагается выбрать  геометрическую фигуру любого  цвета, отражающую его эмоциональное  состояние, на момент окончания  занятия.

Занятие № 2

Тема. Зашифрованная информация

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете" (на начало занятия);

- игра "Найди отличия". Детям предлагаются картинки  с 5 - 10 отличиями, которые нужно  найти за определенное количество  времени, игра направлена на  концентрацию внимания.

2. Основная часть:

- игра "Опорные сигналы". Психолог называет косвенные  признаки предметов и явлений,  по которым ребенок должен  угадать предмет. Далее детям  предлагается поиграть в эту  игру друг с другом.

Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора.

- игра "Разведчики". В  комнате в произвольном порядке  расставляются стулья. Один ребенок  (разведчик) идет через комнату  обходя стулья с различных  сторон, а другой ребенок (командир  отряда) запомнив дорогу, должен  провести отряд тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста". Отработка навыков адекватного  оценивания себя и своих достижений. Детям предлагаются три степени  оценки: высокая - "звездочка", средняя - "флажок", низкая - "грибок", ребенок выбирает тот предмет,  на который сам себя оценивает  и кладет в свой "кармашек" занятий, объясняя при этом  свой выбор.

Занятие № 3

Тема. Противоположности

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы (образа, выражающего  то или иное эмоциональное  состояние).

2. Основная часть:

- игра "Рисование на  заданную тему". Детям предлагается  нарисовать противоположные понятия  (добро и зло, красивое и  безобразное, веселое и грустное  и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать противоположные понятия и передавать свое эмоциональное состояние.

- беседа - обсуждение детских  рисунков.

- упражнение "Четвертый  лишний". Психолог называет ряд  предметов, один из которых  по своим признакам является "лишним". Затем дети играют друг с  другом.

Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы (на момент  окончания занятия).

Занятие № 4

Тема. Ассоциации

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

- игра "Ассоциации". Дети  с помощью мимики и жестов, показывают различных животных, персонажей из сказок, книг, мультфильмов. Остальные пытаются угадать, того, кого показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

- игра "Дорисуй предмет". Детям предлагаются нарисованные  геометрические фигуры, которые  нужно дополнить чем - либо, чтобы  получился законченный предмет,  явление.

Цель: развитие творческого  мышления, наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы;

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 5

Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете" (на начало занятия).

2. Основная часть:

- упражнение "Рассказ  по картинке". Детям предлагается  за определенное время составить  рассказ по предложенной картинке. Детям предлагается оценить свой  рассказ и рассказы других  детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования  и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других.

- игра "Самый - самый". Детям предлагается рассказать  о самом лучшем поступке в  своей жизни. 

Цель: развитие уверенности  у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете" (на конец занятия);

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 6

Тема. "Умное предложение"

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете".

2. Основная часть:

- упражнение "Составь  предложение". Детям предлагаются  наборы слов, из которых дети  составляют предложения. Совместно  выбираются: самое красивое предложение,  самое быстро - составленное предложение,  самое правильное предложение.

Цель: расширить знания о  соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

- игра "Неоконченное предложение". Детям предлагается окончить  предложения на тему "Моя школа".

Цель: развитие мышления у  детей, развитие навыков анализа  и синтеза.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете";

- обсуждение на тему "Что  было легко, а что сложно?";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 7

Тема. Математический урок

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете".

2. Основная часть:

- упражнения "Задачи на  движение", "Заполни пропуски  в равенствах", основанные на  материале уроков математики.

Цель: развитие пространственного  мышления; развитие навыков соотнесения  общего и частного.

- рисование на тему "Кто  чего боится".

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 8

Тема. Что меня окружает

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- упражнение "Что меня  окружает", основанное на материалах  уроков окружающего мира. Детям  предлагается составить рассказ  о своем домашнем животном, о  каком - либо времени года, о  явлениях живой природы.

Цель: расширение знаний о  предметах, явлениях живой природы.

- игра "Найди общее". Детям предлагаются карточки  с изображением времен года, явлений  живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в предметах и явлениях, умения высказывать свое мнение, расширение словарного запаса.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы;

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 9

Тема. Мир профессий

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение в  цвете".

2. Основная часть:

- игра "Мир профессий". Ребятам предлагаются карточки  с изображением рабочих инструментов (дети выбирают то, что им нравится) , с помощью которых рассказывают  о профессиях.

Цель: расширить знания о  профессиях, пополнить словарный  запас учащихся.

- игра "Кем я хочу  быть". Детям предлагается обыграть  самую привлекательную на их  взгляд профессию ( можно использовать  аксессуары, определяющие данную  профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

3. Рефлексия:

- игра "Настроение в  цвете";

- упражнение "Шкала роста".

Занятие № 10

Тема. Обобщение. Подведение итогов

1. Организационная часть:

- приветствие;

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

- игра "Что я умею, чего  не умею, чему хочу научиться". Детям предлагается составить  три списка: "Что я умею", "Чего я не умею", "Чему  хочу научиться", совместно обсудить  то, что написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

- рисование на тему : "Наш  дружный класс".

3. Рефлексия:

- игра "Настроение" с  помощью пиктограммы";

- упражнение "Шкала роста";

- общее обсуждение вопросов "Что понравилось на занятиях, а, что нет?", "Что было  полезным ?", "Что было самым  трудным на занятиях?".


Информация о работе Методы работы психолога в школе