Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Цель : дать понятие методам, средствам воспитания, их классификацию, охарактеризовать их основные виды, а также назвать формы воспитания.
Задачи: 1. Изучить классификацию методов воспитания.
2. Охарактеризовать формы воспитания.
3. Изучить средства воспитания.

Вложенные файлы: 1 файл

тема1 модуль 2.docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков и выражается в нормах, ценностях, взглядах на жизнь всех членов группы, класса. Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек, характера.

 Приучение — это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельностивоспитанников, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Поручение как метод воспитания — это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы воспитателем. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

3. Методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание.

С помощью методов третьей группы педагоги и сами воспитанники регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.

Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод, как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Методы контроля и самоконтроля направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно. Если результаты воспитания в приемлемой форме обсуждать с учениками, то можно получить значительный эффект и стимулировать их

Основная функция методов контроля — оценка степени достижения целей воспитательного процесса, т. е. оценка его эффективности по результатам воспитания. По этим же результатам оценивают и профессионализм учителя. Другое дело, что полученные этими методами данные о воспитанности учеников можно в какой-то форме сообщать ученикам, чтобы обсудить с учеником его развитие, проблемы, проконсультировать, оказать психолого-педагогическую помощь, поддержку и т. п.

Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, не по частям, потому что сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий. В психологии есть принцип единства сознания и деятельности: сознание формируется в деятельности. принятыми в обществе правилами и ценностями.

 

Средства воспитания.

Слово «средства» в толковом словаре имеет несколько значений. Первое — прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во множественном числе) — предметы, приспособления для чего-либо; материальные ценности, деньги. Философский словарь дает термин «средства производства», отмечая, что это «вещные» элементы производства в отличие от «личного элемента» — работника.

В педагогике изучались преимущественно средства обучения, дидактические средства, понимаемые как материальные предметы, только что названные нами выше, и идеальные средства — это, можно сказать, завоевания человеческой культуры и цивилизации: письмо, речь, символы и знаки, произведения искусства и т. д. В школе средства обучения часто учителем понимаются в основном как технические средства обучения: магнитофон, телевизор, компьютер.

Средства воспитания:

1.  В очень широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.

2.Средством воспитания называют предметы, вещи окружающей среды, преднамеренно, специально включенные в процесс воспитания. Причем эти предметы могут быть обычными бытовыми предметами общего пользования и специально созданными для педагогических целей: пособия, игры и игрушки, в том числе сложные технические приборы и приспособления вроде компьютера, роботов.[7с.239]

Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:

 

- знаковые символы;

- материальные средства;

- способы коммуникации;

- мир жизнедеятельности воспитанника;

- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

- технические средства;

- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);

- природа (живая и неживая).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы воспитания.

Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

- по целевой направленности;

- по позиции участников воспитательного процесса;

- по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.[10с. 108]

 Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция  детей и организаторская роль  взрослых или старших воспитанников.

 Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и  т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

- когда нужно решить просветительские задачи;

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

- когда организаторские функции слишком сложны для детей;

- когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

- когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.[5c.87]

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

 Характерные признаки: не несут в себе выраженной  общественно полезной направленности, но полезны для развития и  воспитания их участников; имеет  место опосредованное педагогическое  воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать.

По времени подготовки и проведения:

- экспромт;

- относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

- организуемые одним человеком;

- организуемые группой участников;

- организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

- обязательное участие;

- добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

- «открытые» (для других, совместно с другими);

- «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

- словесные (конференции);

- практические (походы);

- наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

- организация познавательно-развивающей деятельности;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

 

 

 

 

 

 

Закючение.

В результате написания реферата можно подвести следующие выводы:

Методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков;

Существует классификация методов воспитания, которая, однако составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании;

Форма воспитания – организационная структура,педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.[3с.50]

Формы воспитания, как правило, классифицируются по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по времени (кратковременные, продолжительные), по виду деятельности (учебная, трудовая, спортивная, художественная и др.), по типу форм воспитательной работы (словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические).

 

Информация о работе Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике