Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:19, контрольная работа
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. Именно в дошкольный период механизмы мотивации начинают формироваться, меняются мотивы, выстраивается иерархия мотивов (как основное новообразование дошкольного детства).
Введение
Понятия “деятельность” и “поведение”.
Основные аспекты деятельности.
Методы стимулирования.
Заключение
“Деятельность” -
активное взаимодействие живого
существа с окружающим миром, в ходе которого
оно целенаправленно воздейству
Под “деятельностью” понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.
Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.
Понятие “поведение” пришло в социологию из психологии. Смысл термина “поведение” иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как “действие” и “деятельность”. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.
Итак, “поведение” - целеориентированная активность человека, где в основе лежат потребности личности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, и сами действия, служащие их удовлетворению.
Любая деятельность осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности.
Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Многие ученые считают познавательную потребность основным компонентом, организующим структуру мотивации. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности.
Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Таким образом, мотив - направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность.
Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы человека и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений. Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности деятельности ребенка, поэтому ее развитие требует целеустремленного педагогического влияния.
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. “Стимулировать” - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.
Применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание, к группе словесных методов относятся познавательная игра, учебные дискуссии.
Соревнование в педагогическом процессе строится воспитателем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих па уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок, и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного воспитанника или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится детьми в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.
Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ребенок ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.
Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".
Наказание - это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает воспитанников неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у детей потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.
Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.
Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры (познавательные игры), которые, учитывая возраст, широко применяются среди детей младшего школьного и дошкольного возраста. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи. Большое стимулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры типа викторин: "Задумай число", "Математические ступеньки" и т.д.
В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.
Информация о работе Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей