Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст. Именно в дошкольный период механизмы мотивации начинают формироваться, меняются мотивы, выстраивается иерархия мотивов (как основное новообразование дошкольного детства).

Содержание

Введение
Понятия “деятельность” и “поведение”.
Основные аспекты деятельности.
Методы стимулирования.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей..docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО “ЧГПУ им. И. Я. Яковлева”

 

 

 

 

 

 

“Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей.”

 

 

 

 

 

 

Выполнила: слушательница дистанционных курсов

Николаева О. Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новочебоксарск, 2014

Содержание:

 

Введение

  1. Понятия “деятельность” и “поведение”.
  2. Основные аспекты деятельности.
  3. Методы стимулирования.

Заключение

Содержание

 

Введение

 

    Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Этот процесс получил свое отражение в системе общего дошкольного образования.

   Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является дошкольный возраст.    Именно в дошкольный период механизмы мотивации начинают формироваться, меняются мотивы, выстраивается иерархия мотивов (как основное новообразование дошкольного детства).

    Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей педагогики, но и философии, социологии, психологии. 

 

  1. Понятие “деятельность” и “поведение”.

 

    “Деятельность” - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

    Под “деятельностью” понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

    Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

     Понятие “поведение” пришло в социологию из психологии. Смысл термина “поведение” иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как “действие” и “деятельность”. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением.

    Итак, “поведение” - целеориентированная активность человека, где в основе лежат потребности личности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, и сами действия, служащие их удовлетворению. 

 

  1. Основные аспекты деятельности.

 

    Любая деятельность осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности.

     Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Многие ученые считают познавательную потребность основным компонентом, организующим структуру мотивации. Одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами. Но без нее не пробуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. Всякому ребенку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в не насыщаемую познавательную потребность. Необходимо и обеспечить переход от потребностей к деятельности.

    Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Таким образом,  мотив - направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность.

    Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Как регулятор деятельности мотивация пронизывает все психологические процессы человека и оказывает воздействие на всю гамму мотивационных отношений. Сформированность мотивационной сферы является необходимой предпосылкой успешности деятельности ребенка, поэтому ее развитие требует целеустремленного педагогического влияния.

 

 

 

  1. Методы стимулирования.

 

    Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. “Стимулировать” - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

    Применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, поощрение, наказание, к группе словесных методов относятся познавательная игра, учебные дискуссии.

     Соревнование в педагогическом процессе строится воспитателем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих па уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

    Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок, и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

    Поощрение - способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного воспитанника или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится детьми в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

    Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ребенок ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

    Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их".

    Наказание - это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает воспитанников неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С. Макаренко называл это состояние "выталкиванием из общих рядов". Это состояние порождает у детей потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания - ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

    Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

    Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

   К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры (познавательные игры), которые, учитывая возраст, широко применяются среди детей младшего школьного и дошкольного возраста. Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, "участниками педагогического процесса" в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи. Большое стимулирующее воздействие оказывают и специально подобранные дидактические игры типа викторин: "Задумай число", "Математические ступеньки" и т.д.

Заключение

    Мир, в котором  живет ребенок-дошкольник, наполнен  содержанием, к познанию которого  дети проявляют интерес. Этот  мир многогранен, разнообразен, порой  противоречив и неоднозначен. Информация, поданная в определенной форме, вызывает эмоциональное восприятие, заинтересованность и желание  принять участие в событиях, формирует  такую внутреннюю мотивацию, которая  появляется в младшем и сохраняется  в старшем дошкольном возрасте.

    В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.

    На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.

    Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка. Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого. В связи с чем необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности.

 

 

 

Список литературы

 

  1. “Психология и педагогика”: Под ред. Радугина А.А.- М.: Изд. “Центр”, 1997г.
  2. Электронный учебник: Нестерова О.В; Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах: учеб. пособие для вузов / О.В. Нестерова. – М.: Изд. “Айрис- Пресс”, 2006г.- 112с- ISBN 5-8112-2227-0.
  3. “Педагогика”: Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Изд. “Просвещение”, 1983 г.
  4. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 399.
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений:Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова - М.: Издательский центр “Академия”, C. 2002. - 576.
  6. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие: Алтунина И.Р., 2005, С. 226.
  7. Мотивация и деятельность. Педагогика: Хекхаузен Х. 1986, С. 391.

 

 

 


Информация о работе Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей