Метод холдинг-терапии в работе с аутичными детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 21:46, реферат

Краткое описание

Детский аутизм – достаточно распространенное явление, встречающееся не реже, чем слепота и глухота. Согласно мировой статистике, распространенность детского аутизма колеблется от 4 до 26 случаев на 10 000 детского населения. В России, по данным Института коррекционной педагогики, частота детского аутизма составляет 15-20 случаев на 10 000 детского населения. В мире число аутичных детей за последние 15 лет выросло более чем в четыре раза и в настоящее время продолжает увеличиваться. Но, к сожалению, это особое нарушение психического развития недостаточно известно в нашей стране даже профессионалами, и семьи, имеющих аутичных детей, зачастую годами не могут получить квалифицированную помощь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
Холдинг-терапия: история открытия, назначение, цели и задачи…...5
Процедура холдинг-терапии…………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ЭВС 22.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

Обычно на "ситуацию удержания" аутичный ребенок реагирует отчаянным сопротивлением, воспринимая такое "лишение свободы" как витальную опасность. Поэтому многое зависит от того, что именно родители говорят ребенку, какие эмоциональные аргументы они подбирают для того, чтобы объяснить ему ситуацию. Страх ребенка и вызванное им сопротивление всегда уходят, когда родители настойчиво объясняют ребенку, как он им нужен, говорят, что не хотят его обидеть, а, наоборот, хотят с ним пообщаться и поиграть. Задача родителей во время холдинга поэтому состоит в том, чтобы удержать ребенка не только физически, сколько эмоционально, уговаривая его не уходить, не покидать маму и папу, повторяя, как важно быть всем вместе.

Автор метода М. Welch выделяет в процедуре холдинга три стадии: конфронтацию, отвержение (или сопротивление) и разрешение. "Первая стадия любой сессии холдинга - это конфронтация. Обычно ребенок противится началу холдинга, хотя часто на протяжении всего дня ждет его. Он (или она) может находить любые поводы, лишь бы уклониться от начала "процедуры". Когда так или иначе матери удается настоять на своем, усадить ребенка себе на колени и заключить его в свои объятия, после конфронтационной паузы наступает фаза активного отвержения. Наступление этой фазы не должно пугать мать или находящегося рядом с матерью и с ребенком отца, который может обнимать их двоих. Ее наступление как раз говорит о том, что холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаться жалобам и плачу ребенка или испугаться и отступить под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но она ни за что не отпустит его именно потому, что любит. После различной по продолжительности второй стадии неизбежно наступает третья стадия - стадия разрешения. На этой стадии ребенок перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, у него появляется улыбка, ему становится легко проявить нежность; мать и ребенок получают возможность говорить на самые интимные темы и переживать чувство любви" (из книги М. Welch "Holding-Time". N.Y., 1988).

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным (иногда после первого холдинга ребенок может даже заснуть) или может оставаться достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, ребенок может рассматривать лицо матери так, как будто видит его впервые, ощупывает его, гладит мать по волосам.

Доктор Уэлч рекомендует проводить холдинг ежедневно один раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет). При этом полное физическое здоровье родителей и ребенка является необходимым и обязательным условием проведения холдинг-терапии. Длительность первого сеанса холдинга с аутичным ребенком варьирует в пределах 1,5—4,5 ч. Очень важно, чтобы первый холдинг был доведен до "хорошего конца", и ребенок полностью расслабился, тогда в последующие дни его сопротивление редуцируется, оставляя все больше времени для развития позитивного эмоционального взаимодействия. В противном случае сопротивление ребенка остается таким же отчаянным и длительным, как в первый раз, на протяжении многих дней, и не всем родителям хватает эмоциональной выносливости, чтобы продолжать холдинг-терапию, добиваясь полного эмоционального и физического расслабления ребенка. Как правило, только первое "сражение" может длиться больше двух часов. В дальнейшем сопротивление ребенка сходит на нет, и занятие занимает не более 1,5—2ч. (при этом преодоление сопротивления ребенка занимает от нескольких минут до получаса, а игры, чтение стихов и сказок, рисование и другие развивающие занятия - остальное время).

В процессе холдинг-терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев дети начинают проявлять интерес к книгам, рисованию, совместной игре.

Модификация метода холдинг-терапии для работы с семьями, имеющими аутичного ребенка.

 Важно отметить, что опыт работы в проведении холдинг-терапии,  привел к необходимости модифицировать методику холдинга таким образом, чтобы она могла применяться длительно (до 3 лет и более), принося эффективный результат в развитии взаимодействия аутичного ребенка и его семьи и выполняя роль катализатора его психического развития. Та процедура холдинга, которая  использовалась  на протяжении последних лет, не ограничивается классической схемой "конфронтация, сопротивление, разрешение". Как уже отмечалось, сопротивление ребенка в течение одной-двух недель редуцируется, оставляя время и возможность для развития позитивного взаимодействия между ребенком и его родителями. Обучение родителей способам эмоционального взаимодействия с ребенком в игре, совместном чтении, рисовании, бытовом взаимодействии является необходимой частью коррекционного подхода, ориентированного прежде всего на преодоление аффективного недоразвития аутичного ребенка. Работая в данной традиции, психолог помогает родителям сформировать специальные навыки коррекционного взаимодействия с ребенком. Холдинг-терапия дает возможность ускорить эту работу, сделать ее более интенсивной.

В первые же недели холдинг-терапии, по мере того как смягчается и уходит сопротивление ребенка, большую часть времени холдинга начинают занимать игра, сказки, песни и др. При этом психолог помогает родителям: подобрать материал определенной степени сложности, ориентируясь на уровень эмоционального и интеллектуального развития ребенка; по-разному обыгрывать детали рассказа, фрагменты занятия, ориентируясь на реакцию ребенка, стараясь "заразить" его своей эмоцией и, по мере развития внимания ребенка, добавлять все новые эмоциональные детали в разговор, в игровое взаимодействие. Эта традиционная работа необходима для постепенного развития у аутичного ребенка системы эмоциональных смыслов, формирующих его понимание окружающего мира (развитие "внутренней речи", в терминологии Л. С. Выготского):

- провоцировать  ребенка на подражание в игре;

- ребенка  с тяжелым недоразвитием речи  важно также провоцировать на  вокальное, словесное подражание, договаривание слов в знакомых стихах (когда родители оставляют паузу в конце строфы), допевание знакомых песен. Ребенка с шаблонной речью - провоцировать на диалог, совместный пересказ запомнившихся событий, эмоционально ярких впечатлений;

- прорабатывать  во время холдинга аффективные  проблемы: научить родителей снимать  агрессию и самоагрессию ребенка, преодолевать навязчивости и влечения, справляться с чрезмерным возбуждением.

В итоге модификации холдинг дополнился еще одной составляющей, в рамках которой отрабатываются необходимые аутичному ребенку формы позитивного эмоционального воздействия, что позволяет холдинг-терапии длительно сохранять свою эффективность в работе с аутичными детьми.

Холдинг  должен оказывать воздействие в двух направлениях. Первое из них - это преобразование, "перемалывание" негативных аффектов, снятие аффективного напряжения, возбуждения, тревоги, страха, уменьшение агрессивности и негативизма. Эти проблемы решаются во время "классического" холдинга при преодолении сопротивления ребенка. Другое направление - это разработка новых форм эмоционального контакта, провоцирующих ребенка на подражание, развивающих его способность к сопереживанию и эмоциональному осмыслению всех событий его жизни.

Сочетание этих двух компонентов, которые условно назвали "очищающим" и "развивающим", и обеспечивает длительную эффективность холдинг-терапии. Первая, "очищающая", часть создает определенный уровень стресса, день за днем пробивающего аутистический барьер, что стимулирует развитие ребенка. Вторая часть холдинга придает этому развитию конкретные формы, насыщает его положительными эмоциями, дает возможность вырабатывать новые формы контакта с ребенком.

Естественно поэтому, что холдинг-терапию с семьей, имеющей аутичного ребенка, должен вести психолог или педагог, имеющий опыт коррекционной работы с аутичными детьми и обладающий необходимыми знаниями о закономерностях аффективного развития таких детей. Задачами специалиста, ведущего холдинг-терапию, являются:

- подготовка  семьи к холдинг-терапии, состоящая в том, что специалист подробно информирует семью о сути и технике холдинга и убеждается в эмоциональной готовности родителей проводить терапию;

- поддержка  родителей во время "очищающей" фазы холдинга, причем специалист  вдохновляет мать, сдерживает ее  гнев и отчаяние, организует помощь  отца; передает родителям сигналы  от ребенка, которые они не  понимают или не замечают, в  случае необходимости "суфлирует" родителям, помогает им найти  нужные слова, правильно отреагировать  в той или иной ситуации;

- определение  основных задач "развивающей" фазы.

Таким образом, очевидно, что холдинг-терапия, стимулируя развитие ребенка, дает семье возможность по-новому наладить взаимодействие с ним, преодолевая при этом как сам аутизм, так и связанную с ним задержку психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. В процессе холдинг-терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие.
  2. Холдинг-терапия – это лечение всей семьи. В конечном итоге не только поведение ребенка становится более адекватным, но и родители начинают по-другому понимать свою роль в семье по отношению к ребенку, то есть нормализуется общий психологический семейный климат. Таким образом, этот метод может положительно воздействовать на внутрисемейный климат. Холдинг-терапия дает возможность постепенно подготовить «проблемного» ребенка к различным развивающим занятиям и к включению в детский коллектив.
  3. Холдинг терапия в представленной модификации может использоваться в коррекционной работе с семьями детей, страдающих аутизмом, на протяжении от 1 до 3 и более лет, стабильно обеспечивая положительную динамику эмоционального развития ребенка.
  4. Таким образом, метод холдинг- терапии особенно актуален в самом начале коррекционной работы с семьей аутичного ребенка. Он позволяет быстро включить родителей в работу с ребенком, воодушевляя их заметными положительными сдвигами в эмоциональном состоянии ребенка и развитии контакта с ним.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Антонова И.Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг-терапии [Текст] / И.Д. Антонова// Дефектология. – 2007. - № 2. – С. 3-14.
  2. Кузьменко Т.В., Егорькина А.М. Технологии социальной работы с аутичными детьми [Текст] / Т.В. Кузьменко, А.М. Егорькина //Семья в России. – 2008. - № 4.
  3. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка [Текст].// Дефектология, 1996. – № 3.
  4. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.:
  5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2000.- 330 с.

  Речь, 2007.

 

 


Информация о работе Метод холдинг-терапии в работе с аутичными детьми