Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:24, доклад
Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. Модель это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Моделирование, являясь
одним из методов научного исследования,
широко применяется в педагогике.
Метод моделирования является интегративным,
он позволяет объединить эмпирическое
и теоретическое в
В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В.Г. Афанасьева, В.А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новик, В.А. Штофф и др. Воспользуемся наиболее полным, на наш взгляд, определением моделирования, данное Г.В. Суходольским, трактующего его "как процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая реально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами". Основным понятием метода моделирования является модель.
Модель это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
При этом, как правило, непосредственное изучение объекта связано с какими-либо трудностями, например, финансового или технического характера. Принято условно подразделять модели на три вида:
¾ физические (имеющие природу, сходную с оригиналом);
¾ вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
¾ логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
Между названными типами моделей нет жестких границ. Педагогические модели в основном входят во вторую и третью группу перечисленных видов.
Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность, которые во многом определяют как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогическом исследовании.
Эффективность моделирования
зависит от изначальных теорий и
гипотез, указывающих на границы
допустимых при моделировании упрощений.
Поэтому витает важнейший вопрос:
Как разрешить проблему адекватности
модели? Этому аспекту все
Австрийским логиком Куртом Геделем доказаны две знаменитые теоремы о неполноте и непротиворечивости формальных систем [2]. Первая утверждает, что в логико-математических системах принципиально невозможно формализовать всю содержательную часть, т.е. любая система аксиом является неполной. Во второй говорится о невозможности доказать непротиворечивость формальной системы средствами самой этой системы. Теоремы Геделя получили и общенаучную интерпретацию, согласно которой для дедуктивного построения модели, точно описывающей "поведение" системы любой природы, не существует полного и конечного набора сведений о ней.
Тогда встает еще более
важный вопрос: Как моделировать обучение
или мотивацию поведения
Для описания эффективности моделирования в педагогику было введено специальное понятие педагогическая валидность, которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им.
Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления. Споры вокруг возможности моделирования сложных явлений социальной сферы продолжаются и сейчас, и вероятно, не прекратятся никогда. Связано это с фундаментальной проблемой полноты каждой сконструированной модели. Никакая модель, даже очень сложная, не может дать полного представления об изучаемом объекте и точно предсказать его развитие или описать траекторию движения в каком-то собственном пространстве. Ученым приходится при конструировании моделей балансировать на границе их полноты и валидности. Определенную перспективу видят в построении комплекса моделей, описывающих разные факторы развития образовательной системы.
Необходимость владения
методикой моделирования
Обучающая модель имеет свои разновидности. Например, семиотическая обучающая модель включает систему заданий, предполагающих работу с текстом как семиотической системой, направленно обеспечивающей переработку знаковой информации. Имитационные обучающие модели предполагают выход обучающегося за рамки собственно текстов путем соотнесения информации из них с ситуациями будущей профессиональной деятельности. Социальные обучающие модели задают дополнительную динамику в коллективных формах работы участников образовательного процесса.
Результатом законченного
педагогического исследования по созданию
системы моделей является ее проект,
поэтому целесообразно
У педагогического моделирования есть "термин-партнер", часто сопровождающий его в научных текстах, проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо, синонимами.
Слово "проект" имеет
несколько значений, и почти все
они имеют отношение к
Во-первых, проект это предварительный (предположительный) текст какого-либо документа.
Во-вторых, проект понимают как некоторую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или в организационную форму целенаправленной деятельности. В этом смысле в обучении применяется термин "проект как форма исследовательской деятельности обучающихся".
И третье значение проекта
- деятельность по созданию (выработке,
планированию, конструированию) какой-либо
системы, объекта или модели. В.Е.
Родионов при анализе сущности проектирования
выделяет, прежде всего, его итерационный
характер, когда для приближения
к удовлетворительному решению
многократно моделируется объект, и
принимаются соответствующие
Таким образом, проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт с целью его более глубокого осмысления. Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы). Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.
Педагогическое проектирование это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.
В теории педагогического проектирования выделяют:
- прогностическую
модель для оптимального
- концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий;
-
3.9. Метод моделирования.
В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования.
Моделирование это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, новую целостную информацию об объекте.
Существенными признаками модели являются: наглядность, абстракция, элемент научной фантазии и воображения, использование аналогии как логического метода построения, элемент гипотетичности. Иными словами, модель представляет собой гипотезу, выраженную в наглядной форме.
Важным свойством модели является наличие в ней творческой фантазии. Формами моделирования, скажем, воспитательного процесса могут стать концепции, парадигмы, различные сценарии, деловые и познавательные игры и т.д.
Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.
Первый тщательное изучение опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей модели.
Второй составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с разработанной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.
Третий создание окончательного
варианта модели. Если на втором этапе
исследователь как бы предлагает
различные варианты конструируемого
явления, то на третьем этапе он на
основе этих вариантов создает
В педагогике моделирование
успешно применяется для
Метод моделирования
открывает для педагогической науки
возможность математизации
вот