Модели интегрированного обучения для детей с нарушенным интеллектом в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 15:15, лекция

Краткое описание

Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках. В специальных классах при массовой школе соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Вложенные файлы: 1 файл

и.docx

— 30.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В широкой пропаганде в странах Европы дела призрения, воспитания и обучения глубоко отсталых детей большую роль сыграл швейцарский врач-педагог И. Гуггенбюль (1816—1863). Начало деятельности Гуггенбюля в области воспитания слабоумных совпадает со временем начала деятельности в этой же области Сегена. В 1841 году Гуггенбюль открыл в Швейцарии на склоне горы Абендберг школу-приют для кретинов и идиотов (Абендбергский приют). Средства на эту школу были собраны обществом врачей-естествоиспытателей. Школа была устроена на высоте 1100 м над уровнем моря. Постройка школы на такой высоте не была случайной. Гуггенбюль считал, что горный климат способен благотворно подействовать на его питомцев. Эта мысль Гуггенбюля вытекала из утверждения геолога Соссюра, согласно которому в местностях выше 900 м над уровнем моря кретинизм не встречается.

Приют посещали многочисленные туристы, врачи, общественные и государственные деятели. Гуггенбюля приглашали во многие страны для ознакомления публики с его деятельностью. Таким образом, первые удачи в воспитании слабоумных послужили стимулом для последующих начинаний в этом направлении.

В 80-х годах прошлого века началась, как и в других странах, новая кампания, требовавшая создания учреждений для слабоумных, чтобы избавить общество от этого социального зла. Поводом к этому послужили результаты рекрутского набора, которые показали, что 1/5 (30 тысяч) призываемых умственно неполноценные.

Швейцарии возникают большие заведения для слабоумных, обслуживающие целый кантон, открываются и очень благоустроенные частные учреждения.

С 1890 года в отдельных кантонах Швейцарии принимаются законы, регламентирующие деятельность по обучению слабоумных.

Этими законами предусматривалось:

а) обязательный перевод умственно отсталых во вспомогательную школу;

б) возложение забот об умственно отсталых на общины;

в) оказание государством материальной помощи общинам в осуществлении обучения умственно отсталых детей.

Первые учебные заведения для умственно отсталых открылись в Берне и Базеле. В 1903 году в Швейцарии насчитывалось 53 вспомогательных класса, где занималось 1096 детей.

С целью развития помощи слабоумным в Швейцарии создаются разные комитеты, проводятся съезды. В 1897 году была проведена перепись всех аномальных детей. В 1898 году организуются курсы для учителей вспомогательных школ.

Вспомогательные классы и школы обслуживали детей в возрасте от 6 до 12 лет, но в виде исключения допускалось пребывание воспитанников в специальных учреждениях до 18 лет.

Русские специалисты (врач Московской городской психиатрической больницы имени Н. Алексеева Б. Никитин, московская учительница М.П. Постовская и др.), посетившие швейцарские учреждения для умственно отсталых детей, отметили много положительного в их деятельности: хорошие помещения, обилие наглядных пособий, практическая направленность обучения, развитие творчества у детей, частое пребывание детей среди природы и др. Одна треть времени в специальных школах отводилась на гимнастику и ручной труд.

Учреждение Гуггенбюля было образцово благоустроено. Оно имело парк, купальни. Здесь были отделения для различных категорий умственно отсталых детей. Было создано отделение и для нормальных детей, чтобы в их лице аномальные имели постоянный образец для подражания. В планы Гуггенбюля входило открыть отделение для младенцев до одного года, для дошкольников, неизлечимых кретинов, отделение для женщин, отделение для слабоумных разных национальностей. Образцовый порядок в Абендбергском приюте и успехи в развитии его воспитанников в первые годы его существования, т. е. в то время, когда Гуггенбюль непосредственно руководил деятельностью этого учреждения, сделали это учреждение и самого Гуггенбюля настолько популярными, что ими заинтересовались во всех европейских государствах.

Приют посещали многочисленные туристы, врачи, общественные и государственные деятели. Гуггенбюля приглашали во многие страны для ознакомления публики с его деятельностью. Таким образом, первые удачи в воспитании слабоумных послужили стимулом для последующих начинаний в этом направлении.

В настоящее время картина немного изменилась, большое значение уделяется интегрированному обучению. В данной стране ребенку, с выраженным интеллектуальным нарушением, необходимо с первых дней пребывания в школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины и структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать простейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, выполнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания). Через специально организованные центры обучения родителей, дошкольные группы в детских садах ведется подготовка детей с глубокой умственной отсталостью к включению в школьное обучение.

Наиболее важным из последних достижений в области образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является разработка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются данные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улучшаются потенциальные возможности развития. Имеются положительные результаты обучения чтению глубоко умственно отсталых детей в рамках программы раннего вмешательства.

Благодаря деятелям сейчас в Швейцарии широко процветают классы в обычных школах для детей с умственной отсталостью. Идет большая поддержка со стороны педагогов, врачей, родителей, психологов  при необходимости дети получают существенную помощь. Вводятся дополнительные дисциплины, рассчитывается нужное количество времени для обучения аномальных детей.

 

 В России обстановка была  совсем иной. В последние годы в отечественное специальной педагогике широкое распространение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц.

         Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в первую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на переменах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках. В специальных классах при массовой школе соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими сверстниками, но каждому ребёнку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель интегрированного обучения, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001. – 152 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности.  М.: Просвещение 2008. – 224 с.
  3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. Н. Блинова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
  4. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для высш. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А. М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 386 с.
  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектол. ф-ов пед. институтов / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994. – 416 с.
  7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н. Д. Соколова, Л. В. Калиникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. – 448 с.
  8. Еникеева  М. И.  Психологический энциклопедический словарь /  М. И. Еникеева. – М.: ТК Велби; изд-во проспект, 2006. – 506 с.
  9. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России Саратов 2012  -  99 с.
  10. Замский Х.С. История олигофренопедагогики  М.: Просвещение, 1980. -  Часть 2 с 105- 113.
  11. Интегративные тенденции современного специального образования. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 64 с.
  12. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. -М.: Просвещение 1992 – 121 с.
  13. Краевский В.В. Методология педагогической науки М.: Просвещение, 2009. – 143 с.
  14. Леднёв В.С. Содержание образования.-М.,1989.

 

  1. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. – М.: Педагогика, 1989. – 104 с.
  2. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада М.: МГУ,1996 – С. 12-26.
  3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции //Актуальные проблемы интегрированного обучения М.: СПУК 2001.- С. 8 – 13.
  4. Мещеряков А. С. ,Землянский В.В. интеграционные процессы в образовательной системе С.П.: статья 2009.
  5. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург 1998.- Вып. 3. С. 262-273.

 

 

 


Информация о работе Модели интегрированного обучения для детей с нарушенным интеллектом в России и за рубежом