Модель идеального человека в разных культурах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:15, реферат

Краткое описание

В нашей повседневной жизни можно часто услышать словосочетание «идеальный человек» или «идеал человека» и для каждого этот идеал будет особенным. Часто люди пытаются устанавливать рамки этого идеала, но очень часто эти рамки меняются, в зависимости от внешнего воздействия. И никто так до конца и не понимает этот идеал. Впрочем, и не должно быть конкретного определения.
Человек, в отличие от представителей животного мира, существующих по заданной инстинктами программе, живет в системе ценностей, которая призвана удовлетворить духовные потребности личности и обеспечить ее социальную адаптацию в мире себе подобных. Совокупность ценностных ориентаций внутреннего мира индивида составляет один из главных компонентов Личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3
Представления народа об идеальном человеке……………………………4
Аспекты идеального человека, сформированные обществом………….6
Идеал человека в античности………………………………………………..7
Идеал человека в христианском Средневековье…………………………10
Идеал человека в Новое время……………………………………………….12
Идеал человека в ХХ веке……………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список используемых источников……………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по основам валеологии

тема:

«Модель идеального человека в разных культурах»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета дошкольной педагогики и психологии

Преподаватель –

 

 

 

 

 

 

г. Севастополь

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………...............3

  1. Представления народа об идеальном человеке……………………………4

  1. Аспекты идеального человека, сформированные обществом………….6

  1. Идеал человека в античности………………………………………………..7

  1. Идеал человека в христианском Средневековье…………………………10

  1. Идеал человека в Новое время……………………………………………….12

  1. Идеал человека в ХХ веке……………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………….14

Список используемых источников……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В нашей повседневной жизни можно часто услышать словосочетание «идеальный человек» или «идеал человека» и для каждого этот идеал будет особенным. Часто люди пытаются устанавливать рамки этого идеала, но очень часто эти рамки меняются, в зависимости от внешнего воздействия. И никто так до конца и не понимает этот идеал.  Впрочем, и не должно быть конкретного определения.

Человек, в отличие от представителей животного мира, существующих по заданной инстинктами программе, живет в системе ценностей, которая призвана удовлетворить духовные потребности личности и обеспечить ее социальную адаптацию в мире себе подобных. Совокупность ценностных ориентаций внутреннего мира индивида составляет один из главных компонентов Личности.

За время своего многовекового существования человечество выработало наиболее распространенные две системы ценностей – западную и восточную. Обе системы по-разному актуализировались в сознании представителей Запада и Востока, при всей условности такого разграничения.

Наиболее ярко отличия между восточной и западной системами ценностей проявились в заложенных в них представлениях об «идеальном» человеке – образце совершенства по отношению к себе и окружающему миру, в соответствии с которым личность «строит» свою жизнь. Воплощение в той или иной степени в жизнь образа «идеального», принятого в обществе, призвано помочь его представителю найти смысл жизни, свое место среди людей, сформировать собственное мировоззрение на основании приверженности к принятым ценностям, максимально развить свои способности – обрести счастье и душевную гармонию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Представления народа об идеальном человеке

 

 

Идеал — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления, также – это:

  1. образец личных качеств, способностей;
  2. высшая норма  нравственной личности (личностный идеал);
  3. высшая степень нравственного представления о благом и должном (аксиологический идеал);
  4. совершенство в отношениях между людьми (этический идеал);
  5. наиболее совершенное устройство общества (социальный идеал).

Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. Когда человек разучился ходить на четвереньках, писал Горький, природа дала ему в виде посоха идеал.

Среди многочисленных сокровищ народной мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

По мнению Энгельса, еще на заре возникновения человечества «люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их». Труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним». Прогресс в труде влек за собой прогресс и в воспитании, немыслимом без самовоспитания: постановка целей самому себе и есть конкретное его проявление. А что же касается целей «все более высоких», то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в недрах еще примитивных форм воспитания. Разнообразие, совершенство и многосторонность труда, о которых писал Ф. Энгельс, требовали, с одной стороны, человеческого совершенства, а с другой - содействовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека – залог народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.

Само понятие «совершенства» претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать - пусть в первое время и неосознанно - друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.

Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода - наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Аспекты идеального человека, сформированные обществом

 

Издревле человек – общественное существо. Он живёт среди людей. Люди объединяются в семьи, в коллективы. Человек постоянно находится среди себе подобных. В зависимости от того, в каком коллективе человек находится, он старается соблюдать правила поведения, установленные в этом коллективе. Коллектив оценивает человека по нескольким критериям:

  • Настойчивость (именно настойчивый человек добивается много в своей жизни);
  • Выдержанность (как часто нам не хватает выдержанности, а ведь порой мы находимся в двух шагах от намеченной цели);
  • Непоколебимость (идя к намеченной цели, человек встречает множество преград на своём пути);
  • Целеустремлённость (у человека должна быть цель);
  • Энергичность (всем известно, что энергичные люди добиваются гораздо больше, чем люди пассивные);
  • Интеллект (люди, добившиеся успеха в своей жизни, чаще всего люди с большим умственным потенциалом);
  • Знания (чтобы добиться успеха в намеченной цели, необходимо обладать некоторыми знаниями, использовать опыт других людей);
  • Реализм (нужно трезво оценивать свои возможности, а, оценив, идти к своей цели);
  • Динамическая корректировка (всё в мире меняется, открываются новые возможности, и чтобы легче было добиться своей цели, нужно подстраиваться под условия жизни);
  • Хорошая физическая подготовка (выдержка);
  • Внушение доверия к себе (человек, который внушает к себе доверие, может много добиться);
  • Отсутствие плохих ярлыков (на каждого человека «вывешиваются» ярлыки, пусть это будут хорошие ярлыки).

 

 

 

 

 

3. Идеал человека в античности

Интерес античных философов к человеку появился не сразу. Долгое время в центре их внимания находился космос и мировое устройство. Лишь софистам удалось произвести смещение оси философского исследования с космоса на человека. Одним из первых изучением человека занялся Сократ (470 -399 г. до н.э.). Главный вопрос, который мучил Сократа: что есть сущность человека? А ответ, полученный им, в конечном счете: человек – это его душа. Причем под душой Сократ понимал наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Таким образом, в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа человека. В соответствии с этим, идеальный человек, по мнению Сократа, – человек добродетельный.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти);

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности);

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы).

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Сократа,   привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким   индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию   справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Таким образом, основной   философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является   дух, сознание, природа же - это нечто вторичное.

Совершенный человек - это тот, кто постиг веления Судьбы и кто живет по закону Мирового Разума, управляющего жизнью природы, общества, индивида. Ведь в этом случае обретается подлинное счастье и/или невозмутимость духа. Человек уже не является пешкой в неведомой игре, а становится актером, талантливо играющим роль, предложенную ему Судьбой. Участие в драме жизни - участь героев: во-первых, необходимо уметь победить врагов как внешних, так и внутренних; во-вторых, мужественно принять неизбежное. По мнению древних, вышеперечисленным требованиям отвечала фигура Сократа. С одной стороны он был добропорядочным гражданином, храбрым и выносливым воином, веселым товарищем, с другой проводил время в беседах, в ходе которых принуждал сограждан давать самоотчет по поводу собственной жизни и указывал на ее истинный смысл. Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека.

IV в до н.э. ознаменовался  кризисом  полисной  системы в Греции. Во многом  это было последствием Пелопонесской  войны (431–404гг), которая привела  к падению общественной морали и размыванию традиционных ценностей греческого общества.

Платон (427-347до н.э.) – видный философ того времени, ученик Сократа, который  уже в 23-летнем возрасте включился в политическую жизнь своего родного города Афины,  выдвинул свою концепцию переустройства государства. Проект, так называемого, идеального государства содержится в его произведении “Государство”. А в тесной связи с ним находится и идеал человека.

По мнению Платона, высказанному им в трактате “Государство”, главной основой идеального государства является справедливость. Она состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. А поскольку  между людьми существуют индивидуальные различия, Платон предлагает деление общества на сословия: философов-правителей, воинов-стражей и ремесленников-производителей. Эти сословия Платон отождествляет с тремя началами в человеческой душе, а именно: разумным, яростным и вожделеющим. Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему воспитания для потомков правителей и стражей. В основу этой системы положены мусические и гимнастические искусства. Мусическое укрепляет дух и воспитывает любовь к родине, гимнастическое укрепляет тело и готовит граждан к защите своего государства. После этого, юношей, показавших себя наиболее знающими и добродетельными, начинают готовить к деятельности правителей. Они изучают искусство рассуждения и ведения споров, а затем философию, венчающую всю систему знаний.

Еще один философ Античности это Аристотель (384- 322 гг. до н.э.). Будучи учеником Платона, он многое принял от своего учителя. Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга,  осуществления человеком своего назначения. Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа. Аристотель согласен с Платоном также в вопросе о необходимости господства разума над чувственностью и вожделением человека. Но далее идут заметные расхождения между Аристотелем и его учителем. Прежде всего, у Аристотеля мы видим, что идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Кроме того, Аристотель сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье  человека определяется капризами судьбы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что идеалом человека в Античности была личность, соответствующая понятию «калокагатия» (в переводе с греч. – прекрасный и добрый), - личность наделенная добродетелями. И хотя каждый из философов выделял свои добродетели (Сократ: умеренность, храбрость и справедливость; Платон: мудрость, мужество, сдерживающая мера и справедливость; Аристотель: «середины» интеллектуальных и нравственных добродетелей), все они представляют собой совокупность военных качеств  и гражданских достоинств. Добродетельность не дается человеку от рождения, ее можно добиться с помощью самосовершенствования.

Информация о работе Модель идеального человека в разных культурах