Модель системы
мотивации и стимулирования педагогических
работников в условиях инновационной
деятельности
«Руководители всегда сознавали,
что необходимо побуждать
людей
работать на организацию»
М. Мескон
№ |
^ Наименование
раздела |
Содержание |
1. |
Актуальность |
Задача современного руководителя школы
– максимально полное достижение целей
образовательного процесса, а это
невозможно без внимания к потребностям
педагогического коллектива, особенно
в условиях инновационно-экспериментальной
деятельности образовательного учреждения.
Конечно, успешность педагогической деятельности
зависит от уровня знаний и мастерства
педагогов. Но не менее важно желание каждого учителя работать продуктивно
и эффективно. |
2. |
Перспективность |
Стимулирование работников считается
важной стороной любой управленческой
деятельности. Руководитель должен постоянно
помнить о важности стимулирования деятельности
работников школы. Зачем в управлении
кадрами необходима мотивация? – Уговаривать,
убеждать, заинтересовывать, заставлять,
приказывать, договариваться, воодушевлять,
поднимать уверенность. |
3. |
^ Практическая
значимость |
При планировании деятельности
ОУ следует не только сформулировать цели,
задачи и порядок предстоящей работы,
но и иметь представление о том, захотят ли педагоги выполнять намеченные
планы и что надо сделать, чтобы вызвать
и закрепить их стремление осуществить
намеченное.
^ При
организации совместной деятельности руководителю
необходимо не только структурировать
общую работу, детализировать задания,
распределить ответственность, создать
рабочие группы, принять необходимые решения,
но и стимулировать работу подчиненных.
^ Налаживая
контроль за
ходом совместной работы, не допустить падения заинтересованности
учителей в
выполняемой деятельности.
Оценивая вместе
с помощниками сделанное, также искать возможности роста заинтересованности
сотрудников в
успехе общего дела.
В связи с этим напрашивается вывод о том,
что если мы хотим получить определенные
результаты, нужна целенаправленная работа.
Нужно найти для
работника смысл в выполняемой
им работе, создать условия, в которых
он может реализовать себя |
4. |
^ Теоретические
основы разработки модели |
Симонов В.М. «Менеджмент
в управлении школой»,
И. Гликман «Как стимулировать педагогический
труд», И.Н. Кирий «Руководители и владельцы
бизнеса решают проблемы управления персоналом»,
Шумилова Т.И. «Реализация мотивационно-целевой
функции управления повышением профессиональной
компетентности педагогических работников»,
Немова Н.В. «Управление методической
работой в школе», С.Фролова «Мотивационная
сфера педагогов: ориентиры, потребности
и способы их удовлетворения»,
Галкина Т.И., Сухенко Н.В. «Организация
и содержание методической работы в современной
школе»,
Е.Сидоренко «Мотивационный менеджмент»,
Д.Гоулман «Как мотивировать персонал
в эпоху перемен». |
5. |
^ Концепция
модели |
Мотивация стремления к успеху, к достижениям
может повышаться только в условиях поощрения творческой
инициативы и самостоятельности, поддержки
новаторских идей, технологий и ответственности.
-
Система мотивации строится в соответствии
со стратегией развития образовательного
учреждения
-
Формирование системы реализуется через
разработку и внедрение
как материальных, так и нематериальных
компонентов мотивации и стимулирования
-
Формирование системы мотивации и стимулирования
предполагает использование современных
технологий управления
|
6. |
Принципы модели системы стимулирования |
-
Системность
-
Организованность
-
Гибкость, способность к трансформации
и тиражированию
-
Результативность
-
Эффективность
-
Последовательность
-
Наличие обратной связи
|
7. |
Технология построения модели |
-
Стимулы профессионального развития
педагогов гимназии.
-
Система повышения профессионального уровня педагогов гимназии.
-
Портфолио профессионального мастерства
педагогических работников гимназии.
|
8. |
Стимулы профессионального развития |
1. Мотивы работника гимназии
к труду:
-
Мотив самостоятельности, реализации
себя в творческой педагогической
деятельности
-
Мотив личного развития, приобретения
новой информации
-
Мотив самоутверждения, достижения социального
успеха.
-
Потребность в причастности к делам коллектива.
-
Мотив состязательности
2. Вознаграждения, которые могут
использоваться за
эффективное профессиональное развитие:
-
Содействие в разработке и утверждении
собственной авторской программы, её распространении
в районе.
-
Повышение самостоятельности учителя:
возможность работать по интересующей
программе; устанавливать наиболее удобный
график работы.
-
Направление на стажировку, курсы.
-
Содействие в аттестации.
-
Предоставление времени на методическую
работу.
-
Творческий отпуск в каникулярное время.
-
Дополнительные дни к отпуску.
-
Направления на различные проблемные
конференции, семинары
для выступления и обмена опытом.
-
Содействие в обобщении опыта, подготовке
собственных публикаций и пособий к печати.
-
Привлечение к руководству методическими
подразделениями гимназии.
-
Получение права на проведение семинаров,
курсов, лекций для своих коллег.
-
Моральное (награждение грамотами, объявление
благодарности) и материальное (денежные
премии, улучшение материально-технического
состояния кабинета) вознаграждение.
-
Гарантия имеющегося статусного положения
в коллективе.
-
Вхождение в состав различных
органов, решающих важные проблемы жизни
гимназии. Участие в принятии управленческих
решений.
-
Совершенствование системы аттестации
кабинетов с назначением соответствующей
надбавки к зарплате.
-
Содействие в выдвижении на участие в
конкурсах профессионального мастерства.
|
9. |
Система повышения профессионального
уровня педагогов |
-
Самообразование педагогов
-
Педагогический совет
-
Практико-ориентированный семинар
-
Творческая лаборатория
-
Научно-практическая
конференция
-
Проблемная группа
-
Временные творческие коллективы
-
Курсовая подготовка
-
Аттестация
|
10. |
Модель портфолио |
-
Общие сведения о педагоге
-
Результаты педагогической деятельности
-
Научно-методическая деятельность
-
Обобщение опыта работы
-
Работа в качестве классного руководителя
|
11. |
Ожидаемые результаты |
Практика позитивной мотивации должна
содействовать улучшению качества образовательного
процесса и помочь работникам: *добиваться
поставленных целей; *получать хорошие
возможности карьерного
роста; *адаптироваться к происходящим
переменам; *сформировать чувство собственного
достоинства и адекватно *оценивать возможности;
*профессионально развиваться и помогать
в этом другим. |
12. |
^ Индикаторы
и показатели качества реализации системы |
Критерии
оценки результативности деятельности
сотрудников для начисления стимулирующей
части заработной платы;
Высокий квалификационный уровень педагогов;
Высокие результаты обучения и воспитания;
Высокие результаты работы с одаренными
детьми;
Личные достижения педагогов;
Достижения гимназии;
Стабильность педагогического коллектива |
13. |
Результаты работы системы |
Квалификационный уровень педагогов:
-
Высшая категория – 54%
-
Первая категория – 27%
-
Вторая категория – 8%
|
Результативность обучения – ЕГЭ - 2011:
-
Русский язык – 100 баллов – Ильясова
Г.А.;
-
Математика – 98 баллов – Иванникова
Е.В.;
-
Обществознание – 95 баллов – Ларина
О.А.;
-
Английский язык – 89 баллов – Чернышева
С.М.;
-
История – 81 балл – Ларина О.А.
^ Средний
балл по гимназии |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
65,5 (I) |
60,1 (IV) |
69,8 (I) |
|
^ Результаты работы с одаренными детьми:
-
Результаты участия в районных олимпиадах:
2009 г. – 32 победителя и призера -
37%; 2010 г. – 46 победителей и призеров
- 48%; 2011 г. – 35 победителей
и призеров – 28%;
-
Результаты участия в областных олимпиадах:
2010 г. - два призера; 2011 г. – четыре
призера; 2012 г. – один победитель,
два призера;
-
Результаты участия в олимпиадах федерального
уровня:
Межрегиональная олимпиада по обществознанию
ВШЭ
– 3-е место;
Межрегиональная физико-математическая
олимпиада «Авангард» – 6 победителей;
Всероссийская VI Олимпиада ПСТГУ «АКСИОС»
- 1 место
-
Исследовательская и проектная деятельность
(региональный и федеральный уровень):
«Горизонты науки и образования»
– два 1-х места
Конкурс научно-исследовательских работ
«Олимп» – 1-е место
Интернет-конкурс «Познание и творчество»
– 3-е место
«Национальное достояние России» – 1-е
место
«Национальное достояние России» – 1-е
место
Конкурс научно-исследовательских работ
фонда им. Д.И.Менделеева – 1 место;
Конкурс краеведческих исследовательских
работ «Отечество» «Растим патриотов»
- 1 и 3 места |
Личные достижения педагогов (федеральный
уровень):
-
Международный проект «Home – свидание
с планетой» - 1 место;
-
Всероссийский конкурс педагогов «Образование:
взгляд в будущее» - 2 место;
-
Всероссийский конкурс «Управление современной
школой» - 2 место;
-
Всероссийский конкурс методических
разработок на лучший сценарий педсовета
– 1 место;
-
I Дистанционный конкурс «Творческая
лаборатория учителя» - призер;
-
Конкурс «1001 идея нестандартного занятия
с детьми» - 1 место;
-
Всероссийский интернет- проект «Школу
будущего строим вместе» - публикация;
-
Фестиваль инновационных методических
идей – 5 публикаций;
Учитель года – 2010, 2012 (муниципальный
этап);
-
Всероссийский конкурс методических
разработок экологической направленности
– Специальный диплом жюри
|
^ Достижения гимназии:
2009 год
-
На всероссийском конкурсе «Управление
современной школой» представлен опыт
работы
гимназии по вопросам мотивации и стимулирования
педагогов в условиях инновационной деятельности
– диплом 2-й степени.
-
Школа получила аккредитацию на право
осуществления образовательной деятельности
как общеобразовательная гимназия
2010 год
-
Гимназия стала
победителем конкурсного отбора образовательных
учреждений, внедряющих инновационные
образовательные программы в рамках ПНПО
в Оренбургской области. Мы вошли в число
18 лучших образовательных учреждений
области, заняв второе место в областном
рейтинге.
2011 год
-
1 место в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по охране труда в Красногвардейском районе в номинации «Лучшая организация работы по охране труда среди организаций бюджетной сферы»
-
Победа в областном конкурсе программ
в сфере организации
летнего отдыха учащихся
-
1 место во всероссийском дистанционном Фестивале образовательных сайтов в номинации «Образовательное учреждение»
-
Команда гимназии заняла 2 место в рамках
Фестиваля рабочего спорта-2011
-
1 место в областном конкурсе основных
образовательных программ НОО
|
^ Стабильность педагогического коллектива:
Работают в ОУ со дня основания в 1988 году |
42% |
Выпускники, работающие в ОУ |
-
Классен С.В., заместитель директора по
ВР;
-
Давлетова А.Т., учитель английского языка;
-
Кривенко
О.Ю., старшая вожатая;
-
Бахтиярова З.З., заместитель директора
по информатизации;
-
Шамшурина В.В., логопед;
-
Наконечная А.А., учитель русского языка
и литературы
|
Работают в ОУ с момента начала педагогической
деятельности |
33% |
|