Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 08:11, контрольная работа
Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Он входит в сущность технологичного построения учебного процесса .
Специфика технологичного подхода состоит в том, что учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.
Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Он входит в сущность технологичного построения учебного процесса1.
Специфика технологичного подхода состоит в том, что учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
- подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
- оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
- заключительная оценка результатов2.
Таким образом, особенность технологического подхода состоит в том, что все ученики как участники этого процесса должны иметь одинаковый результат в усвоении знаний.
При создании оптимальных условий обучения (правильной организации обучения и снятии жестких временных рамок), согласно исследованиям Б. Блума и Дж. Кэрролла, около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание учебного материала (5% - малоспособные, 5% - одаренные, 90% -обычные учащиеся)3.
Ключом к пониманию
В мониторинге учтены психолого-педагогические особенности возраста.
Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Это период психологического самоутверждения личности, формирование ценностных установок. Игровые, дискуссионные методики, групповые формы работы способствуют творческому самовыражению подростка, удовлетворению его потребности в достойном положении в коллективе сверстников:
- продуктивность индивидуальной работы;
- решение задач;
- уровень ценностного реагирования;
- самостоятельность ценностного суждения4.
Мониторинг как
Виды аспектов мониторинга:
- система «учитель – ученик»;
- система «образовательное учреждение – учитель»;
- система «управление (департамент) образования – образовательное учреждение»6.
Каждый из этих аспектов раскрывает технологию управленческой деятельности, которая характеризует высокое качество образовательной деятельности ученика, учителя, администрации образовательного учреждения, органов управления образованием.
На современном этапе у
Прежде всего, ориентированное на компетенции образование (competence-based education - CBE) формировалось в 70-х годах XX в. В Америке в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965г. (Массачузетский университет)7.
ФГОС общего образования рассматривает компетентность, как новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профес- сиональном и личностном контексте. И, как объективный результат освоения компетенций конкретной личностью8.
Как в 60-х годах XX в. было заложено понимание рассматриваемых сейчас различий между понятиями «компетенция» и «компетентность», где последнее и трактуется нами как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека9.
Компетентностный подход в преподавании правовых дисциплин реализуется через формирование следующих ключевых компетенций:
1. Учебно-познавательная компетенция обеспечивает самостоятельную логическую, методологическую и общеучебную познавательную деятельность учащегося, его функциональную грамотность, овладение креативными навыками продуктивной деятельности10.
2. Информационная компетенция дает возможность учащимся при помощи современных средств коммуникаций и информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, преобразовывать и передавать необходимую информацию, представлять результаты собственной учебной и иной деятельности в виде информационного продукта11.
3. Коммуникативная компетенция позволяет ученику овладеть различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыками самопрезентации и работы в группе12.
4. Социально - трудовая компетенция обеспечивает овладение учащимися знаниями и первичным опытом в гражданско-общественной, социально-трудовой деятельности, способствует успешному профессиональному самоопределению. Она может быть конкретизирована как компетентность в области общественно-политической деятельности: реализация прав и обязанностей гражданина; и как компетентность в социально-экономической сфере: анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентация в сфере рыночных отношений, трудового законодательства, знание норм трудовой коллективной этики и так далее13.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы.
В основу мониторинга положено отслеживание деятельностно - коммуникативной и ценностно - ориенационной составляющих образованности.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности отслеживается как способность учащихся к эффективной групповой работе, созданию и представлению результатов индивидуальной творческой работы14.
По результатам мониторинга можно судить об уровне сформированности учебно-познавательной и коммуникативной компетенций учащихся.
Ценностно-ориенационная состав
По итогам мониторинга можно выяснить степень овладения учащимися социально - трудовой компетенцией.
Эффективность групповой работы оценивается как посредством педагогического наблюдения за участием каждого в совместной деятельности, так и по результатам взаимной оценки работы друг друга участниками группы.
Продуктивность индивидуальной работы хорошо видна и в предварительной подготовке к ролевым и деловым играм, и в оформлении результатов деятельности группы.
Восприятие ценностей и реагирование на них удается отследить как в групповой работе, так и в индивидуальных творческих правовых проектах:
- по количеству и качеству оценочных суждений, высказываемых учащимися;
- по уместности применения оценки в учебной деятельности;
- по отношениям, которые устанавливаются как в внутри группы при работе над учебной проблемой, так и между группами при обсуждении результатов группой деятельности16.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса17.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Виды учебных универсальных действий:
- личностные;
- регулятивные, включая действия саморегуляции;
- познавательные, включая общеучебные и логические;
- знаково-символические;
- коммуникативные18.
Также качества знаний можно рассмотреть по следующим характеристикам:
- полноту (определяется количеством знаний об изучаемом объекте, входящих в школьную программу);
- глубину (совокупность осознанных знаний об объекте);
- систематичность, системность, оперативность (определяется числом ситуаций или способов, в которых ученик может применить то или иное знание);
- гибкость (определяется быстротой нахождения вариативных способов применения знаний при изменении ситуаций);
- конкретность;
- обобщённость19.
Качества знаний характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью и прочностью. Все качества знаний взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т.к. не подменяют друг друга.
К объективным знаниям относятся - полнота, глубина, оперативность, конкретность, обобщенность, систематичность, системность, развернутость знаний20.
К субъективным знаниям - гибкость, свернутость, осознанность и прочность21.
Все эти характеристики
можно рассматривать как
1 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
2 Певцова Е.А.Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
3 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
4 Морозова С.А. Методика преподавания права в школе /С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2004. – 224 с.
5 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
6 Барихновская Е.Г. Система правового образования в школе: концепция, учебные программы / Е. Г. Барихновская, Л. В. Мась, Н. И. Элиасберг, А. Я. Юдовская. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 126 с.
7 Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI вв. / Е. А. Певцова. - М., 2003. - 416 с.
8 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
9 Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI вв. / Е. А. Певцова. - М., 2003. - 416 с.
10 Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Мицкевич, В. М. Обухова. – М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
11 Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Мицкевич, В. М. Обухова. – М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
12 Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Мицкевич, В. М. Обухова. – М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
13 Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. В. Мицкевич, В. М. Обухова. – М.: Просвещение, 1982. - 174 с.
14 Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики / И. Ф. Рябко. – М.: НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
15 Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики / И. Ф. Рябко. – М.: НОРМА-ИНФРА 2001. – 157 с.
16 Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования / Н. Г. Суворова, Т. В. Петрова. – М.: Новый учебник, 2003. – 192 с.
17 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
18 Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования / Н. Г. Суворова, Т. В. Петрова. – М.: Новый учебник, 2003. – 192 с.
19 Суворова Н.Г., Петрова Т.В. Оценивание достижений учащихся в области правового образования / Н. Г. Суворова, Т. В. Петрова. – М.: Новый учебник, 2003. – 192 с.
20 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
21 Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2010. 166 с.
Информация о работе Мониторинг ключевых компетенций в работе преподавания права