Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:39, реферат
Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия ученика, прежде всего следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.
О формировании
мотивации учения. Ряд отечественных
и зарубежных психологов и педагогов
придают огромное значение изучению
и формированию внутренней мотивации.
Среди зарубежных психологов этому
вопросу большое внимание уделял
Дж. Брунер. Он говорил о таких мотивах,
как любопытство, стремление к компетентности
(стремление к накоплению опыта, мастерства,
умений, знаний), которые ученый связывал
с интересом.
Сильный внутренний мотив - познавательный интерес. Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес занимает одно из центральных мест среди других мотивов учения и как мотив учения носит бескорыстный характер. Другие исследователи (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова) считают, что для формирования теоретического познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности. Учебная деятельность, по мнению В.В. Давыдова, должна отвечать следующим требованиям: а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки. Соблюдение всех этих условий будет способствовать формированию внутренней мотивации, познавательных интересов.
Загрузка...
В формировании мотивов учения значительную роль играют словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика. Тщательный психологический анализ влияния оценки на его личность и отношение к учению мы находим в работе Б.Г. Ананьева Психология педагогической оценки. Автор рассматривает оценку знаний во время опроса. Эту оценку он называет парциальной. Ананьев считает, что она информирует школьника о состоянии его знаний, об успехе или неуспехе в данной ситуации, выражает мнение учителя о нем. Каждая из этих сторон оценки на уроке в той или иной форме является побуждением к действию или к знанию и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой. Ученый объединяет все оценки в три группы: исходные, отрицательные, положительные. К исходным он относит отсутствие оценки (неоценивание одного при одновременном оценивании других), опосредованную (оценка одного ученика через оценку другого) и неопределенную оценки. К отрицательным оценкам относятся замечание, отрицание, порицание, к положительным - согласие, одобрение, ободрение. Каждый ее вид определенным образом влияет на учение и в целом на личность учащегося. Так, отсутствие оценки дезориентирует его, заставляет строить собственную самооценку не на основе объективной оценки, а на основе субъективного истолкования отношения к нему учителя. Так же отрицательно влияет и опосредованная оценка. При систематическом ее применении может возникнуть отрицательное отношение к одноклассникам или отчуждение от класса.
загрузка...
А.И. Липкина
рассматривает вопрос о влиянии
педагогической оценки на формирование
личности неуспевающих детей. Школьники
на разных уроках выполняли обычные для
них учебные задания (писали изложения,
решали задачи и т.д.). После того как работа
заканчивалась, каждому из них предлагалось
ее проверить и самому выставить за нее
заслуженную оценку. Выяснилось, что уже
на первоначальном этапе учения отстающие
дети склонны переоценивать результаты
своего учебного труда. Часть из них обнаруживала
тенденцию к недооценке. Материалы, полученные
в экспериментах, наблюдения и беседы
с этими детьми свидетельствуют о том,
что выявленная динамика развития их самооценки
детерминирована не столько их объективными
возможностями, сколько влиянием оценочных
воздействий учителя и учеников. Существенная
роль в этом процессе на протяжении первых
лет обучения принадлежит оценочным воздействиям
учителя.
Исследования,
посвященные рассматриваемому вопросу,
говорят о том, что оценка, поощрение,
порицание, т.е. различного рода словесные
подкрепления, являются воздействиями,
мотивирующими учебную
Отрицательное
отношение к учению может быть
вызвано рядом причин. Это могут
быть субъективные причины, связанные
с особенностями самих
Помимо
субъективных причин, обусловленных
особенностями школьников, могут
иметь место объективные
Информация о работе Мотивация учебной деятельности и ее формирование