Словосочетание `музейная педагогика`,
которое сегодня прочно вошло
в повседневную жизнь, без преувеличения,
всех российских музеев, еще в начале
1990-х гг. звучало непривычно не только
для обывателей, но даже для музееведов.
За прошедшие двенадцать лет ситуация
резко изменилась.
Отечественные музеи практически одновременно
и повсеместно активизировали работу
с детьми, стали создавать для них интерактивные
мероприятия и экскурсии, музейно-педагогические
программы. Отделы массовой научно-просветительной
работы и научной пропаганды во многих
музеях были преобразованы в отделы музейной
педагогики. В 1990 г. в Санкт-Петербурге
впервые в нашей стране был создан Российский
научно-практический центр по проблемам
музейной педагогики. В Москве в это же
время начинает действовать творческая
лаборатория `Музейная педагогика` на
кафедре музейного дела Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма
(АПРИКТ). Музейно-педагогическими исследованиями
занимаются в Российском институте культуры
и в Московском институте развития образовательных
систем (МИРОС).
Причины роста популярности музейной
педагогики - самые разные. Во-первых, большинство
российских музеев из-за экономических
трудностей в стране `потеряли` туристов,
основную категорию своих посетителей.
Во-вторых, канули в лету привычные мероприятия,
на которых держались все без исключения
музеи страны, особенно краеведческие
и исторические: прием в пионеры и комсомольцы,
встречи с делегатами партийных съездов,
ветеранами войны и труда и т.д. Отечественные
музеи вынуждены были привлекать новых
посетителей, используя при этом нетрадиционные
методы. В итоге в практику стали внедряться
музейно-педагогические программы, рассчитанные
в основном на детскую и школьную аудиторию,
интерактивные экскурсии, музейные праздники
и фестивали для местных жителей.
Как и любое другое начинание, музейная
педагогика имеет свои исторические корни.
Сам термин `музейная педагогика` стал
известен отечественным музееведам в
1970-х гг. благодаря немецким коллегам.
Однако те методы и приемы, которые впоследствии
получили название `музейная педагогика`,
использовались в Советской России создателями
первых детских музеев еще в 1920-е годы.
Это Н.Д. Бартрам - основатель первого детского
музея в нашей стране - Музея игрушки, Я.П.
Мексин - директор Музея детской книги,
А.У. Зеленко - создатель неосуществленного
проекта Детского дворца, в котором, как
предполагалось, найдется место не только
музейным экспозициям, но и театру и даже
площадкам отдыха для детей. К сожалению,
успешные начинания Бартрама, Зеленко
и Мексина уже в 30-х годах были преданы
забвению. Принципы ориентации на возрастные
особенности музейной аудитории, взаимосвязи
школы и музеев, подготовки юного поколения
к взрослой жизни через игру и с помощью
музейных средств стали возрождаться
в России только в 1990-е гг.
Возрождение музейной педагогики в нашей
стране непосредственно связано сначала
с
общесоюзным, а затем общероссийским постоянно
действующим семинаром `Музей и подрастающее
поколение` в г. Москве. Его бессменным
руководителем с 1984 г. является Е.Г. Ванслова.
Заряд энергии и идей многие отечественные
специалисты, ставшие первыми российскими
музейными педагогами, получили именно
благодаря участию в `Вансловских чтениях`,
как они называют семинар. В разные годы
участниками семинара были: Б.А. Столяров
- руководитель Центра по проблемам музейной
педагогики (Санкт-Петербург), Т.Н. Панкратова
и Т.В. Чумалова (Москва) - авторы программы
`Окружающий мир и музей`, В.А. Новожилова,
заведующая отделом музейной педагогики
Ярославского государственного историко-архитектурного
и художественного музея-заповедника,
Т.А. Полежаева - автор проекта детского
литературного музея Деда Мазая (Ярославль),
- и многие другие. Называя себя музейными
педагогами, участники семинара создают
авторские музейно-педагогические программы
для детей дошкольного и школьного возраста,
опираясь на местный исторический материал,
тесно сотрудничают со школами и детскими
садами.
Дарья Озерова,
г. Ярославль
"Дошкольное образование" |
|