Музыкальные занятия для обучения и развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить значение музыкального занятия для обучения и развития дошкольников.
Объект исследования: процесс организации музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – музыкальные занятия как ведущая форма обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по МВи ОД.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

 

 

Развлечения закрепляют и углубляют музыкальные впечатления, полученные на занятиях, духовно обогащают детей, развивают основы музыкальной культуры детей и доставляют ребятам удовольствие. Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Музыка может играть ведущую роль (беседа-концерт) или роль музыкального оформления (спектакль).

Праздник объединяет в себе разные виды искусства, поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности

 Музыкальные занятия базируются на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.

 

2.2 Музыкальные  занятия

Различные формы организации музыкальных занятий обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею.

        Особая  роль в решении задач музыкально-эстетического  воспитания детей принадлежит  занятиям. Это специальная форма  организации педагогического процесса. Они носят обязательный характер, осуществляются под руководством  взрослых и предусматривают планомерный  охват педагогическим воздействием  всех детей группы. Все это  позволяет строить эстетическое  воспитание детей по программе.

    Занятия — основная  форма организации, в которой  осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание  качеств личности, формирование  основ музыкальной и общей  культуры. Занятия предполагают  активную взаимную деятельность педагога и детей.

    Главная задача, стоящая перед педагогом  на  занятии, вызвать у ребят интерес  к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку на протяжении всего занятия должно быть в центре внимания педагога. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивает звуковысотный слух, в музыкально — ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах — чувство ритма.

   Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка.        

 На музыкальных занятиях  осуществляется разностороннее  воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е. знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц. 

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

Виды музыкальной деятельности:

1.     Слушание– основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется в основном 2 вида музыки: вокальная, инструментальная музыка. Для  раннего  и  младшего возраста доступнее вокальная  форма  звучания. Более  старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»). Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться  о ней (характер), дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная), познакомить со средствами выразительности  ( темп, динамика, регистр)   и  именами  композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения

2.     Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов муз. деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.. на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3.     Музыкально-ритмические  движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии  с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим  показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать  сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации  чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные  способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1.     Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2.     Слушание музыки

3.     Пение и песенное творчество -

4.     Обучение игре на детских музыкальных инструментах  (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5.    Танец

6.     Игра

    Занятия объединяют  детей общими радостными, эстетическими  переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества. Они оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполняются выразительно и непринужденно.

    Виды  музыкальной  деятельности на занятии  иногда  могут иметь и другую последовательность. Начиная со средней группы вводится обучение игре на детских музыкальных  инструментах.

    На  каждом занятии  педагог должен осуществлять  общевоспитательные задачи. Очень  важно, чтобы от общения с музыкой  ребенок испытывал радость, узнавал  всякий раз что-то новое.

    В обучении  дошкольников используются разнообразные  методы и приемы с учетом  возраста детей, содержания занятий.

    С новыми музыкально-дидактическими  играми детей следует знакомить  на занятии. Затем музыкальный  руководитель использует их в  индивидуальной работе с воспитанниками.

    Отличительным  является то, что ребят обучают  сразу нескольким видам музыкальной  деятельности, чего нет на занятиях  по рисованию, лепке и т.д.

    Трудность построения  занятия заключается  в том, что  педагогу необходимо умело  переключить  внимание детей с одного вида  деятельности на другой, не снижая  эмоционального подъема, когда звучат  произведения, различные по тематике, настроению.

    Другая трудность  — последовательность разучивания  учебного материала: первоначальное  знакомство, усвоение навыков в  процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном  занятии этапы разучивания того  или иного произведения могут  не совпадать. Например, из трех  песен, над которыми ведется работа, одна усвоена хорошо и выразительно  исполняется, другая прослушивается  впервые, третья только разучивается.

            На  музыкальном занятии недопустимы  формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

    Обучение  детей  на занятиях должно подкрепляться  разнообразными впечатлениями от  музыки, получаемыми в других  формах организации деятельности.

    Следует всегда  помнить, что одними усилиями  музыкального руководителя на  занятиях без поддержки воспитателей  и  родителей трудно добиться  желаемых результатов в музыкальном  развитии детей.

    Составляя музыкальное  занятие, педагог должен учитывать  следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку  детей; последовательного распределение  видов деятельности, разучиваемого  репертуара; преемственность в развитии  музыкальных способностей, освоении  навыков, знаний, разучивании музыкального  репертуара; вариативность и соответствии  возрастным возможностям детей13.

    Таким образом, музыкальное занятие в дошкольном  образовательном учреждении является  основной формой музыкального  воспитания и развития дошкольников. На занятиях происходит процесс  познания детьми музыкального искусства во всех его видах.

 

1.4. Виды и типы  музыкальных занятий    

 По содержанию занятия  могут быть типовые, доминантные, тематические (а фронтальные бывают  еще и комплексными) в зависимости  от использования различных видов  музыкальной и художественной  деятельности, наличия темы.    

 Типовое занятие включает  в себя все виды музыкальной  деятельности.    

 В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия—выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.    

 На тематическом занятии  выбирается одна тема, объединяющая  все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может  быть фронтальным, индивидуальным  и по подгруппам.    

 Комплексное занятие  содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится  со всей группой детей.    

 Педагогу необходимо  варьировать виды занятий в  зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.  
 

Типы музыкальных занятий    

 Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.    

 Индивидуальные занятия  и по подгруппам проводятся  с детьми раннего и младшего  дошкольного возраста, когда малыши  еще не могут выполнять задания  коллективно. Этот вид занятий  применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию  каждого ребенка.    

 Фронтальные занятия  проводятся со всей группой  детей. В них представлены все  виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.  
 

2.1 Занятия индивидуальные  и по подгруппам    

 Детей принимают в  дошкольные учреждения с полутора  лет. В этом возрасте ребенок  нуждается в особом внимании  взрослого. Он еще не способен  согласовывать свои действия  с действиями окружающих; поэтому  музыкальные занятия проводятся  в индивидуальной форме два  раза в неделю, продолжительность  занятия 5—10 минут.    

 В 1,5—2 года малыши  уже свободно ходят, бегают, начинают  овладевать речью, но у них  еще нет опыта общения с  другими детьми.    

 Особенностью типового  занятия в группах раннего  возраста является слитность  всех разделов, объединение различных  видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические  движения).    

 Ребенок слушает музыку  и реагирует на ее характер  движениями, одновременно он может  подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.     

 Репертуар содержит  народные песенные и плясовые  мелодии, произведения современных  композиторов (песни, игры, пляски).        

 Важно вызвать у  ребенка радость общения с  музыкой, соответствующие ее характеру  эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара  помогает этому, так как знакомые  мелодии воспринимаются с большим  удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную  реакцию детей, применяется сопоставление  контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).    

 Для формирования устойчивого  положительного отношения к музыке  в этом возрасте широко используются  игровые приемы, игрушки, атрибутика.     

 Ведущий вид музыкальной  деятельности, объединяющий занятие, —восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.        

Информация о работе Музыкальные занятия для обучения и развития дошкольников