Народная педагогика: её сущность и роль в развитии педагогической науки и воспитательной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 13:36, творческая работа

Краткое описание

Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, ЯМ. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др. Проанализировав суждения разных исследователей, А.Э. Измайлов и такое определение этого понятия: «Народная педагогика— это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс». Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум как и воспитательный опыт есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми,
также детьми и взрослыми.

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика.ppt

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Народная педагогика: её сущность и роль в развитии  педагогической науки и воспитательной  практике.

 

 

 

Подготовила: Шишкова К. И. Поно-25

Дать определение  народной педагогике пытаются  многие исследователи: Г.Н. Волков, ЯМ. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов  и др. Проанализировав суждения  разных исследователей, А.Э. Измайлов  и такое определение этого  понятия: «Народная педагогика—  это совокупность накопленных  и проверенных практикой эмпирических  знаний, умений и навыков, передаваемых  из поколения в поколение преимущественно  в устной форме как продукт  исторического и социального  опыта народных масс».  Народная  педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных  законов воспитания, систематизированных  знаний, точных научных терминов  и определений. Это — клад коллективного  творчества разных людей многих  поколений, народная мудрость, которая  накапливается веками. Народный  ум как и воспитательный опыт  есть плод наблюдений за развитием  детей, взаимоотношений между детьми, 
      также детьми и взрослыми. 

Народная педагогика

 

сказки

 

скороговорки

 

былины

 

считалки

 

колядки

 

предания

 

приметы

 

частушки

 

загадки

 

хороводные песни

 

прибаутки

 

колыбельные

 

пословицы

Ян Амос  Коменский

 

В работе

 «Великая дидактика»

впервые разработаны  основы 

классно-урочной  системы 

 

- исповедовал  свободный урок,

  - определил границы учебного года

- ввел четверти  и промежуточные испытания,

  - определил количество учащихся в классе,

-  открыл  дифференцированный подход.

- был убежден  в том, что в классе должен  быть одновозрастной состав учащихся.

Главное - четко  ставить цель.

Народная педагогика- это совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном, поэтическом и художественном творчестве устойчивых форм общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми.

Объект педагогики -

 

Предмет педагогики -

 

педагогический процесс

 

педагогический  факт (явление)

 

Образование

 

Воспитание

 

Обучение

 

Категории педагогики

Обучение

 

Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников.

 

Преподавание– организация учебного труда обучаемых, формирование у учащихся мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования.

 

Учение - усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Образование

 

Как процесс

 

Как система

 

Как результат

 

Освоение в  учреждениях образования и в  результате самообразования системы  знаний, умений, навыков.

 

 Достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений

 

Совокупность  преемственных образовательных  программ и государственных образовательных  стандартов, сеть реализующих их  образовательных учреждений, органов  управления образованием.

Воспитание

 

Воспитание  – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

 

В широком  педагогическом

 значении  – процесс

 целенаправленного 

формирования  личности 

в условиях  специально организованной

 воспитательной  системы,

обеспечивающей  взаимодействие 

воспитателей  и воспитуемых.

 

В узком  значении –

 специальная  воспитательная 

деятельность,

 имеющая  целью формирование

 определенных  качеств,

 свойств  и отношений человека 

 

Цель воспитания  -

помощь личности  в 

разностороннем

 развитии 

Отрасли современной  педагогической науки:

 

Общая педагогика

 

Возрастная  педагогика

 

Производственная  педагогика

 

Военная педагогика

 

История педагогики

 

Школьная гигиена

 

Сравнительная  педагогика

 

Этнопедагогика

 

Семейная педагогика

 

Специальная  педагогика:

  •   олигофренопедагогика
  • - тифлопедагогика
  • - сурдопедагогика
  • - логопедия
  • - превентивная педагогика

Народная педагогика  создала целостную систему обучения  и воспитания подрастающего поколения  с учетом специфических особенностей  этносов, народностей и регионов  их проживания. Академик Г. Н. Волков  так охарактеризовал народную  педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как  исторической общности». 
Во все времена основной целью воспитания являлась забота о передаче житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Для решения данной задачи в народной педагогике использовались различные средства. 
Основными средствами народной педагогики являются: устное народное творчество; народные песни и музыка; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное творчество; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники.

.

 

Народный танец  является одним из древнейших  средств народной педагогики. Возникший  на основе магических действ  разнообразных обрядов, он постепенно  усложнялся и расширял свои  функции. Изначально это могли  быть ритмические притопывания, хлопки во время весеннего  пробуждения земли-матушки или  движения животных, на которых  планировалась охота, полет или  противоборство птиц (орла, сокола) и т. д. 

Народный театр  возник на основе обрядовых  действ, в которых содержались  элементы перевоплощения человека  в тотемное животное и другие  образы. Театрализация всегда присутствовала  в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая  творческое, игровое начало. Народный  театр органически связан с  устным народным творчеством, музыкой  и песнями, танцами, декоративно-прикладным  искусством (создание театральных  реквизитов, костюмов). Ряженные и  скоморохи – яркие представители  народного театра. Театрализация  действия присутствовала в календарных  и семейных обрядах (святочное  ряженье, свадьба и т. д.).


Информация о работе Народная педагогика: её сущность и роль в развитии педагогической науки и воспитательной практике