Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:05, контрольная работа
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Цель и непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.
ВВЕДЕНИЕ
1. Научное исследование: его сущность и особенности…………………………………3
2. Общая схема научного исследования…………………………………………………..4
3. Логика процесса научного исследования………………………………………………8
4. Теоретический этап и уровень исследования………………………………………….9
5. Методический замысел исследования и его основные этапы…………………….....10
а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);
б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);
в) проверяемость.
Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.
Например, вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.
Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.
Составить программу исследования невозможно:
во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;
во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.
В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:
- какое явление исследуется;
- по каким показателям;
- какие критерии исследования применяются;
- какие методы исследования используются;
- порядок применения тех или иных методов.
Таким образом, методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.
При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.
Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:
- теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика;
- исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
- субординационные и
координационные связи и
- совокупность применяемых методов, их субординация и координация;
- порядок применения методов и методологических приемов;
- последовательность
и техника обобщения
- состав, роль и место
исследователей в процессе
Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования.
Хорошо продуманная методика
организует исследование, обеспечивает
получение необходимого
Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:
- быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итого исследования;
- вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.
При формулировании важно избегать двух нередко встречающихся ошибок:
- своеобразного топтания
на месте, когда из большого
и емкого эмпирического
- непомерно широкого
обобщения, когда из незначительного
фактического материала
Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:
- научную последовательность;
- прочность познания азов
науки и стремление от них
к вершинам человеческих
- сдержанность, терпение;
- готовность и умение делать черновую работу;
- умение терпеливо накапливать факты;
- научную скромность;
- готовность отдать науке всю жизнь.
Академик К.И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.
Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Литературное оформление материалов исследования – трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.
Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов. Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации, и устранение пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.
В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:
- название и содержание
глав, а также параграфов должно
соответствовать теме
- первоначально, изучив материалы для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;
- сразу уточнять, проверять оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);
- не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;
- избегать наукообразности,
игры в эрудицию. Проведение большого
количества ссылок, злоупотребление
специальной терминологией
- в зависимости от содержания
изложение материала может
- соблюдать авторскую
- перед тем, как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т.п. Устранить недостатки, выявленные при апробации.
Список использованной литературы