Научное исследование и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:05, контрольная работа

Краткое описание

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Цель и непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную сущность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Научное исследование: его сущность и особенности…………………………………3
2. Общая схема научного исследования…………………………………………………..4
3. Логика процесса научного исследования………………………………………………8
4. Теоретический этап и уровень исследования………………………………………….9
5. Методический замысел исследования и его основные этапы…………………….....10

Вложенные файлы: 1 файл

научные исследования его сущность.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

 

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме (если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

 

в) проверяемость.

 

Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать.

Например, вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов. В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.

Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения; методологии; цели исследования; разработанных методов; общего уровня квалификации исследователя.

 

Составить программу исследования невозможно:

 

во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;

 

во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

 

В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено:

 

-   какое явление исследуется;

 

-   по каким показателям;

 

-   какие критерии исследования  применяются;

 

-   какие методы исследования  используются;

 

-   порядок применения тех  или иных методов.

 

Таким образом, методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.

При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.

Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты:

 

-     теоретико-методологическая  часть, концепция, на основании которой  строится вся методика;

 

-     исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

 

-     субординационные и  координационные связи и зависимости  между ними;

 

-     совокупность применяемых  методов, их субординация и координация;

 

-     порядок применения  методов и методологических приемов;

 

-     последовательность  и техника обобщения результатов  исследования;

 

-     состав, роль и место  исследователей в процессе реализации  исследовательского замысла.

 

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования.

 Хорошо продуманная методика  организует исследование, обеспечивает  получение необходимого фактического  материала, на основе анализа  которого и делаются научные  выводы.

Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям:

-     быть всесторонне  аргументированными, обобщающими основные  итого исследования;

 

-     вытекать из накопленного  материала, являясь логическим следствием  его анализа и обобщения.

 

При формулировании важно избегать двух нередко встречающихся ошибок:

-     своеобразного топтания  на месте, когда из большого  и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы;

 

-     непомерно широкого  обобщения, когда из незначительного  фактического материала делаются  неправомерно широкие выводы.

 

Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил:

-   научную последовательность;

-   прочность познания азов  науки и стремление от них  к вершинам человеческих знаний;

-   сдержанность, терпение;

-   готовность и умение  делать черновую работу;

-   умение терпеливо накапливать  факты;

-   научную скромность;

-   готовность отдать науке  всю жизнь.

 

Академик К.И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.

Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется. Литературное оформление материалов исследования – трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.

Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов. Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации, и устранение пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.

 

В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

-     название и содержание  глав, а также параграфов должно  соответствовать теме исследования  и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать  тему, а содержание параграфов  – главу в целом;

 

-     первоначально, изучив  материалы для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

 

-     сразу уточнять, проверять  оформление ссылок, составить справочный  аппарат и список литературы (библиографию);

 

-     не допускать спешки  с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

 

-     избегать наукообразности, игры в эрудицию. Проведение большого  количества ссылок, злоупотребление  специальной терминологией затрудняют  понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

 

-  в зависимости от содержания  изложение материала может быть  спокойным, аргументированным или  полемическим, критикующим, кратким  или обстоятельным, развернутым;

 

-  соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что  сделано предшественниками в  разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить  свой вклад в науку;

 

-  перед тем, как оформить  чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т.п. Устранить недостатки, выявленные при апробации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гоберман, В. А. Технология научных исследований – методы, модели, оценки: учеб. пособие / В. А. Гоберман, Л. А. Гоберман. – Изд. 2-е, стер. – М.: МГУЛ, 2002.
  2. И. Н. Кузнецов учебно-методическое пособие: «Научное исследование», М.:2006

Информация о работе Научное исследование и его сущность