Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:56, доклад

Краткое описание

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от того, какова структура и содержание программ, по которым они обучаются.

Вложенные файлы: 1 файл

Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы  служат: государственный образовательный  стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки обучающихся; примерные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и требования к результатам освоения образовательных программ и базисный учебный план. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка.

 

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных  для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.

 

В соответствии с требованиями к  разработке различного рода программ содержание индивидуальной образовательной  программы располагается по принципу линейности и концентричности с постепенным усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Содержание образования, в некоторой степени, неизменно. Минимум содержания образования определен государственным образовательным стандартом. Как отмечалось ранее, возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем: перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.

 

Важно отметить, что существенным недостатком некоторых индивидуальных программ является отсутствие планирования коррекционных мер и его представление в виде отчетности о проведенных мероприятиях в рамках индивидуальной работы с ребенком. На наш взгляд, данный подход не является эффективным.

 

В этой связи целесообразным является проектирование содержания индивидуальной образовательной программы на основе программно-целевого подхода. Реализация программно-целевого подхода в определении содержания индивидуальной программы предполагает направленность на его перспективное планирование, на  последовательную его реализацию в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы

 

При проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы для  ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует соблюдать следующую последовательность действий:

 

1.                      Анализ требований государственного  образовательного стандарта, содержания  примерных программ и базисного  учебного плана.

 

2.                      Изучение результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.                      Проектирование необходимых структурных  составляющих индивидуальной образовательной  программы. Данный этап осуществляется, если в образовательном учреждении нет принятой и утвержденной структуры индивидуальной программы, которая заложена в Положении об индивидуальной образовательной программе.

 

4. Определение временных границ  реализации индивидуальной образовательной программы. При проектировании индивидуальной программы указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания индивидуальной образовательной программы. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в образовательном учреждении.

 

Оптимальный вариант разработки индивидуальной образовательной программы для  обучающегося с ограниченными возможностями  здоровья составляет один год. На данный временной промежуток можно предвидеть содержание образования, которое следует освоить обучающемуся. Корректировка содержания индивидуальной программы осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики.

 

5.                 Четкое формулирование цели индивидуальной  образовательной программы. Цели воспитания и обучения как государственные требования к выпускникам учебных заведений в общем виде задаются государственным образовательным стандартом. В индивидуальной образовательной программе эти цели следует уточнить и дополнить.

 

Следует отметить, что цель представляет собой конкретный, охарактеризованный качественно образ ожидаемого результата образовательной и коррекционно-педагогической деятельности в рамках реализации индивидуальной программы. Целеполагание в основе проектирования индивидуальной образовательной программы направлено на указание перспективы развития конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в определенном временном разрезе. Цель должна быть конкретна и измерима, а также быть определена по времени ее реализации с учетом ее формулирования на обозримый промежуток времени. При этом цель на уровне индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна быть непротиворечива и согласована с целью и задачами работы образовательного учреждения.

 

6.                 Определение круга задач, конкретизирующих цель коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Задачи индивидуальной программы определяют направления работы с конкретным ребенком.

 

7.                 Определение содержания индивидуальной программы. Как ранее отмечалось, содержание индивидуальной образовательной программы следует располагать с учетом требований линейности и концентричности. Проектирование содержания индивидуальной программы может включать в себя как содержательное наполнение коррекционного блока, так и знаниевого компонента, то есть содержания образования по определенным предметным областям. Содержательное наполнение индивидуальной программы в основном зависит от ее целевого назначения.

 

Особое внимание при проектировании содержания индивидуальной образовательной программы следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающийся будет осваивать содержание образования.

 

8.                 Планирование форм реализации  разделов индивидуальной программы: индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые, коллективные и другие.

 

9.                 Планирование форм участия в  реализации индивидуальной образовательной  программы различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность реализации содержания индивидуальной программы родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

10.            Определение форм и критериев мониторинга динамики коррекционной работы в рамках реализации индивидуальной образовательной программы. Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки эффективности мероприятий, заложенных в содержании индивидуальной образовательной программы.

 

Таким образом, изложенная технология проектирования индивидуальных образовательных  программ для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья может служить  основой для реализации принципа индивидуализации образовательно-воспитательного  процесса.

 

 

 

Список литературы:

 

1.Башмаков, М. И. Индивидуальная  программа [Электронный ресурс] / Режим доступа : http:/ps.1september.ru/2006/04/8.htm.

 

2.Воспитание и обучение детей  и подростков с тяжелыми и  множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под. ред. И. М. Бгажноковой.- М. : Владос, 2007. – 239с.

 

3.Жигорева, М. В. Дети с комплексными  нарушениями в развитии : педагогическая  помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. – М. : Академия, 2006. – 240с.

 

4.Закрепина, А. В. Трудный ребенок.  Пути к сотрудничеству : методическое  пособие [Текст] / А. В. Закрепина.  – М. : Дрофа, 2007. – 141с.

 

5.Закрепина, А. В. Разработка  индивидуальной программы коррекционно-разивающего  обучения и воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 2. – С. 9-19.

 

6.Индивидуальный подход в специальном  (коррекционном) учреждении: концепция,  аспекты оценки индивидуальности и планирование коррекционно-развивающей работы : монография [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; под. ред. В. В. Коркунова. – Екатеринбург : Б. и. ; Пермь : Б. и., 2005. – 128с.

 

7.Князева, Т. Н. Индивидуальный  образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Князева // Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1(7). – С. 62-67.

 

8.Разенкова, Ю. А. Содержание  индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ise.iip.net/almanah/6/st03.htm.

 

9.Стребелева, Е. А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, М. В. Браткова // Дефектология. – 2000. - № 5. – С. 86-96.

 

10.  Хуторской,  А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя [Текст] / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383с.

 


Информация о работе Некоторые аспекты проектирования индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ