Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 23:45, контрольная работа
Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского
Институт: «Социально-гуманитарных технологий»
Направление: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Контрольная работа
По дисциплине: « Социально-педагогическое консультирование»
На тему: «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании»
Выполнил:
Студент 2 курса ЗФО 050400.62
Васильева И.А.
Проверил:
Преподаватель
Орлова И.К.
Москва 2013 г.
Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.
При этом важно помнить, что норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.
Отклонения могут носить
как негативный, так и позитивный
характер. Например, отклонениями от нормы
в развитии ребенка являются и
умственная отсталость и талантливость.
Такие негативные отклонения в поведении,
как преступность, алкоголизм, наркомания
и др., оказывают отрицательное
влияние и на процесс социального
становления человека, и на развитие
общества в целом. Позитивные же отклонения
в поведении, к которым можно
отнести все формы социального
творчества: экономическую
действительность, но не существующий в ней.
Типы отклонений Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. В соответствии с темой данной работы мы рассмотрим педагогические отклонения.
Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.
С наибольшей точностью и
определенностью можно говорить
о нормах получения или неполучения
(что является отклонением) образования.
В последние годы в России появились
дети, которые в силу определенных
обстоятельств не получили образование.
Такие отклонения от нормы могут
быть названы педагогическими. Педагогической
нормой, или нормой образования, являются
стандарты общего образования, которые
приняты в стране. В соответствии
с этими стандартами ребенок
в определенном возрасте должен получить
соответствующий уровень
Однако есть дети, не получившие
общего образования. К этой категории
детей относят таких, которые
не посещают школу; окончили только начальную
школу; не получили общего среднего образования.
Причин такого положения детей у
нас в стране довольно много: прогулы
в школе и неуспеваемость детей
приводит к нежеланию учиться; неблагополучие
в семье толкает ребенка на
улицу, где он вместо посещения уроков
начинает зарабатывать себе на жизнь;
экологические и социальные катаклизмы,
когда дети теряют родителей, оказываются
искалеченными, выпадающими из системы
образования на некоторое время.
Увеличивается количество детей, склонных
к бродяжничеству, которые также
не посещают школу. Можно назвать
еще много причин, по которым дети
не учатся в школе. Следует отметить
и большие трудности в
Главное личностное затруднение
таких детей, связанное с интеграцией
их в общество, заключается в их
дальнейшем профессиональном самоопределении
и получении профессионального
образования. Профессиональное самоопределение
выступает ведущим видом
Особое значение в этом плане имеет профессиональное образование детей-инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности образования ("деньги можно заработать и другим путем"). Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.
Итак, педагогические отклонения – это отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования. Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.
Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в ; виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Информация о работе «Необученные дети» как отклонение от нормы в образовании