Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:31, доклад
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.
"Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления”.
Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в
фактических знаниях и
2. Наличие пробелов в
навыках учебно-познавательной
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
С учётом вышеизложенного, выделяют следующие причины неуспеваемости.
Внутренние по отношению к школьнику:
1)недостатки биологического
развития (дефекты органов чувств,
соматическая ослабленность,
2)недостатки психического
развития личности (слабое развитие
эмоционально - личностной сферы,
отсутствие положительных
3)недостатки воспитанности
личности (недисциплинированность, безответственность,
неумение выстраивать
Внешние по отношению к школьнику:
1) недостатки образования личности (пробелы в знаниях и специальных умениях);
2) школьные факторы (нарушение
принципов и правил дидактики,
«натаскивание», ориентация на «зубрёжку»,
непосильность учебных
Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:
- невнимательность, частое
непонимание задания, но
не задаёт;
- пассивность, в том числе и интеллектуальная (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы);
- медлительность, либо постепенное снижение темпа деятельности, быстрая врабатываемость;
- не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
- индифферентно относится к результатам работы;
- не подмечает своих
неудач и трудностей.
Но всё-таки, одной
из основных причин
Если все-таки трудности в усвоении материала проявляются, то постоянное чувство неуспеха естественно приводит к тому, что такие дети начинают избегать самого процесса приготовления уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, обманывать родителей, говорить, что "ничего не задано", а в школе - что "забыл книги дома” и т.д. В этих поступках начинает просматриваться эмоциональное искажение, зачатки отрицательных черт характера уже в первые шесть месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения формируются очень быстро и уже ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.
Ко второму классу в
особенностях поведения наблюдаются конфликт
Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.
Аналогичные проблемы возникают у неуспевающих детей по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - "бездари, лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.
Известна замечательная фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”. Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности. Нельзя не согласиться что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.
Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Если в младших классах у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов. Но, как правило, бывает поздно. У ребенка сформировалось уже негативное отношение к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны родителей ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.
Также в качестве программы
психологической коррекции и
предупреждения неуспеваемости предлагаются
различные системы развивающих
занятий для стимулирования познавательных
функций: внимания, восприятия, памяти,
мышления. Однако наиболее эффективным
представляется включение тренинговых
упражнений в игровой форме
Большое внимание учитель
должен уделять на дифференцированную
работу на уроке с временными группами
учащихся. Предлагается выделять три
группы учащихся: слабых, средних и
сильных. Задача учителя не только в
том, чтобы подтягивать слабых до
необходимого уровня, но и в том,
чтобы дать посильную нагрузку для
средних и сильных учащихся. На
тех или иных этапах урока организуется
самостоятельная работа по группам,
и учащиеся выполняют задания
разной степени трудности. Учитель
помогает в первую очередь слабым
учащимся. На последнем этапе учащиеся
выступают с отчетом о
Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных пособий для домашних заданий отстающим и неуспевающим, об эффективности создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий.
Также, чтобы преодолеть отставание и неуспеваемость, можно организовать помощь неуспевающему ученику на различных этапах урока.
Оказание помощи неуспевающим младшим школьникам поводится в два этапа:
1. Диагностика успеваемости
младших школьников и
2. Развивающая работа
по устранению школьной
В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции.
Можно использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически.
В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками должен быть положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе.
Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики:
- методика развития
- методика развития объема внимания;
- методика развития осмысления
на основе слухового
- методика развития
- методика развития логического и механического запоминания;
- методика развития
- методика "Графический диктант";
- методика изучения
- методика "Незаконченные предложения";
- методика развития самооценки.
Но, если организованная помощь не помогает преодолеть неуспеваемость ученика, то педагогу необходимо обратиться в ПМПк ОУ, на заседании которого будут рассмотрены дальнейшие пути сопровождения. Если же организованное сопровождение не помогло преодолеть неуспеваемость, необходимо обращаться в ГПМПК для обследования ребёнка и определения дальнейшей программы обучения. Обследование школьников, имеющих трудности в усвоении программы, проходит два раза в год: в ноябре и мае. Консультацию о порядке представления документов можно получить, обратившись в ГПМПК.
Информация о работе Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления