Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:31, доклад

Краткое описание

Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.
Основные признаки неуспеваемости учащихся:
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков.

Вложенные файлы: 1 файл

Неуспеваемость учащихся.docx

— 20.68 Кб (Скачать файл)

"Неуспеваемость  учащихся: причины и средства  её преодоления”. 

    Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия к ребёнку. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые "трудности” не только позволяют впоследствии ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.    

 Основные признаки  неуспеваемости  учащихся:

1. Наличие пробелов в  фактических знаниях и специальных  для данного предмета умениях,  которые не позволяют охарактеризовать  существенные элементы изучаемых  понятий, а также осуществить  необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в  навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько,  что ученик не может за отведённое  время овладеть необходимым объёмом  знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень  развития и  воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость,  организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

С учётом  вышеизложенного,  выделяют следующие  причины неуспеваемости.

Внутренние по отношению к школьнику:

1)недостатки биологического  развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, особенности  высшей нервной деятельности, отрицательно  влияющие на обучение; психопатологии);

2)недостатки психического  развития личности (слабое развитие  эмоционально - личностной сферы,  отсутствие положительных познавательных  интересов, мотивов, потребностей);  

3)недостатки воспитанности  личности (недисциплинированность, безответственность, неумение выстраивать взаимоотношения  с одноклассниками, учителями  и членами семьи).

Внешние по отношению  к школьнику:

1) недостатки образования  личности (пробелы в знаниях и  специальных умениях);

2) школьные факторы (нарушение  принципов и правил дидактики,  «натаскивание», ориентация на «зубрёжку», непосильность учебных требований, перегрузка учебными  заданиями и другие).

Неуспевающий ученик обладает следующими основными особенностями:

- невнимательность, частое  непонимание задания, но разъяснений  не просит, вопросов учителю

не задаёт;

- пассивность, в том  числе и интеллектуальная (постоянно  нуждается  в стимулах для перехода к очередным видам работы);

- медлительность, либо постепенное  снижение темпа  деятельности, быстрая  врабатываемость;

- не имеет ясного представления  цели, не планирует и не организует  свою работу;

- индифферентно относится  к результатам  работы; 

- не подмечает своих  неудач и трудностей.             

 Но всё-таки, одной  из основных причин неуспеваемости  младших школьников является неготовность к началу регулярного обучения в школе. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности.  Такой ребёнок при поступлении в школу не обладает развитой мотивацией и хорошей эмоциональной устойчивостью. Поэтому для таких детей важно развивать познавательную самостоятельность, мотивационную сферу.

Если все-таки трудности  в усвоении материала проявляются, то постоянное чувство неуспеха естественно  приводит к тому, что такие дети начинают избегать самого процесса приготовления  уроков, рвут тетради, прячут учебники, плачут в ответ на школьные требования. Они начинают прогуливать занятия, обманывать родителей, говорить, что "ничего не задано", а в школе - что "забыл  книги дома” и т.д. В этих поступках  начинает просматриваться эмоциональное  искажение, зачатки отрицательных  черт характера уже в первые шесть  месяцев, в течение первого года обучения. Такие особенности поведения  формируются очень быстро и уже  ко второму полугодию такие дети очень заметны в массовой школе.

Ко второму классу в  особенностях поведения наблюдаются конфликтные отношения с учителями. На первый взгляд, кажется, что эти отношения носят негативный характер, даже складывается мнение о предвзятом отношении педагогов к неуспевающим детям. Учителя грубо к ним обращаются, кричат на них, делают замечания в оскорбительной форме, жалуются родителям, обсуждают друг с другом в открытой форме, при других школьниках. В тоже время, беседы и тщательное наблюдение позволяют понять, что такое поведение учителей вызвано беспомощностью, неумением работать с такими детьми, особым вниманием к ним, минимальными успехами в учебе. Здесь используются все доступные средства. Повышенным тоном, нотациями и морализаторством педагоги пытаются привлечь внимание слабоуспевающих учеников, включить их в учебную работу, заставить заниматься. Но применение этих средств часто не даёт никаких результатов.

Стойкая конфликтная ситуация приводит к тому, что и неуспевающие дети через короткое время начинают дерзить в ответ, грубить учителю, демонстративно уходить с уроков, срывать учебный процесс. У неуспевающих школьников возникают и закрепляются разнообразные отрицательные черты характера - конфликтность, злобность, аффективная возбудимость.

Аналогичные проблемы возникают у неуспевающих детей  по отношению к родителям. Поведение родителей является еще более сложным и противоречивым. Чаще всего родители неуспевающих учеников имеют претензии к школе, обвиняют учителей ("они плохо учат”), учебную программу, но при наблюдении в неформальной обстановке отчетливо видно, что эти же родители постоянно упрекают детей именно учебными проблемами. Уставших детей сажают сразу после школьных занятий учить домашние задания, сидят вместе с ними, нанимают репетиторов, часто применяют физические наказания, кричат - "бездари, лентяи" и т.д. Тем самым родители окончательно теряют доверие своих детей, постоянными конфликтами усугубляют домашнюю обстановку и их неуспевающие дети начинают уходить на "улицу”. Становятся постоянными уходы из дома, возвращение домой поздно вечером, дети всячески врут, пытаясь выкрутиться из создавшейся ситуации. Это происходит уже к концу третьего класса.

Известна замечательная  фраза: "Болезнь легче предупредить, чем лечить”.  Но чтобы знать и применять на педагогической практике формы и методы работы, направленные на предупреждение неуспеваемости, необходимо уловить момент, когда она только зарождается. Момент зарождения неуспеваемости  происходит, когда ребенок начинает отставать в процессе обучения. Слово "отставание" обозначает и процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай того невыполнения, т.е. один из моментов этого процесса. Отставание - это перерыв непрерывности. Нельзя не согласиться  что неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счёте, неуспеваемость. В связи с этим задача предупреждения неуспеваемости состоит в том, чтобы не допустить эти разрастания, сразу устранять их.

Очень важно своевременно выявить причины неуспеваемости и устранить их. Для того, чтобы  работа со слабоуспевающими детьми стала  эффективной, надо, прежде всего, выявить  конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Если в младших классах  у ребенка не выработались навыки и желание учиться, то с каждым годом трудности в обучении будут  расти, как снежный ком. Тогда  родители обращают внимание на состояние  ребенка и начинают в срочном  порядке брать репетиторов. Но, как  правило, бывает поздно. У ребенка  сформировалось уже негативное отношение  к процессу обучения, и он не понимает большинства дисциплин. Бесконечные "проработки" со стороны родителей  ухудшают иногда и без того плохой микроклимат в семье.

Также в качестве программы  психологической коррекции и  предупреждения неуспеваемости предлагаются различные системы развивающих  занятий для стимулирования познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Однако наиболее эффективным  представляется включение тренинговых  упражнений в игровой форме непосредственно  в процесс обучения, особенно это  важно для преподавания наиболее трудно воспринимающихся детьми некоторых  учебных предметов.

Большое внимание учитель  должен уделять на дифференцированную работу на уроке с временными группами учащихся. Предлагается выделять три  группы учащихся: слабых, средних и  сильных. Задача учителя не только в  том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для  средних и сильных учащихся. На тех или иных этапах урока организуется самостоятельная работа по группам, и учащиеся выполняют задания  разной степени трудности. Учитель  помогает в первую очередь слабым учащимся. На последнем этапе учащиеся выступают с отчетом о выполненной  самостоятельной работе. Указанный  принцип построения урока используется в практике многих школ. Важно отметить, что группы носят временный характер, переход из одной в другую разрешается  учащимся по их желанию и производится учителем с учетом успешности учения каждого ученика.

Необходима дифференциация и домашней работы учащихся. Этот вопрос относительно мало разработан, но имеются  интересные соображения, которые хотелось бы отметить: о полезности программированных  пособий для домашних заданий  отстающим и неуспевающим, об эффективности  создания проблемной ситуации и индивидуализации домашних заданий. 

Также, чтобы преодолеть отставание и неуспеваемость, можно  организовать помощь неуспевающему  ученику на  различных этапах  урока.

Оказание помощи неуспевающим младшим школьникам поводится  в два этапа:

1. Диагностика успеваемости  младших школьников и выявление  причин ее возникновения (психолог, учитель).

2. Развивающая работа  по устранению школьной неуспеваемости(психолог, учитель). 

    В подборе методик для диагностики причин школьной неуспеваемости делается акцент на тестах интеллекта, задачах на внимание, память, восприятие информации, методики на мышление и другие психические процессы, затем будет несложно подбирать способы и пути соответственно последующей коррекции. 

    Можно использованы следующие методы: беседа с учителем с целью уточнения трудностей, возникающих у детей в учебной деятельности и причин их вызывающих на основе наблюдения за детьми в процессе учебной деятельности; анализа письменных работ; анализа журнала успеваемости. Также можно использовать методики: тест школьной тревожности Филипса, для выявления мотивации к учению методику Н.Г. Лускановой. Диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. 

     В основе развивающей работы с неуспевающими школьниками должен быть положен коррекционный комплекс, который предусматривает ряд учебно-воспитательных мероприятий, направленных на создание психологической атмосферы, способствующей зарождению у детей интереса к занятиям в школе. 

    Для развивающей работы по устранению школьной неуспеваемости можно использовать следующие методики:

- методика развития концентрации  и устойчивости внимания;

- методика развития объема  внимания;

- методика развития осмысления  на основе слухового восприятия;

- методика развития темперамента;

- методика развития логического  и механического запоминания;

- методика развития долговременной  памяти;

- методика "Графический  диктант";

- методика изучения переключения  внимания;

- методика "Незаконченные  предложения";

- методика развития самооценки.

Но, если организованная помощь не помогает преодолеть неуспеваемость ученика, то педагогу необходимо обратиться в ПМПк ОУ, на заседании которого будут рассмотрены дальнейшие пути сопровождения. Если же организованное сопровождение не помогло преодолеть неуспеваемость, необходимо обращаться в ГПМПК для обследования ребёнка  и определения дальнейшей программы  обучения. Обследование школьников, имеющих  трудности в усвоении программы, проходит два раза в год: в ноябре и мае. Консультацию о порядке  представления документов можно  получить, обратившись в ГПМПК.


Информация о работе Неуспеваемость учащихся: причины и средства её преодоления