Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, реферат
Особые потребности в образовательной деятельности возникают у взрослых в периоды резких социальных перемен и адаптации к новым условиям и обстоятельствам жизнедеятельности. «Отмечая особенности социальной адаптации взрослого человека, важно выделить проблему осознания личностью социальных ценностей, общественных норм и познавательных задач как факторов приобщения к культуре и как движущих мотивов образо-
вания, самообучения и саморегуляции познавательной деятельности»
Что такое неформальное образование? Начнем с определения. Не-
формальное образование
– это процесс активного
чающимся собственных знаний, умений и морально-личностных качеств
в процессе коммуникации с другими участниками процесса на основании
учебных материалов [5, с. 54].
По определению меморандума ЮНЕСКО о неформальном образовании : неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. [1]
не всякое образование – по содержанию и по форме – отвечает реальной потребности в знаниях, особенно если речь идет о взрослом человеке. Действительно, сегодня становится очевидным,что растущее многообразие познавательно-информационных запросов разных слоев населения невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования. Это прежде всего касается массы взрослых людей, которые хотели бы продолжать образование, но в силу своей повседневной занятости, избирательности интересов и других причин нуждаются в более гибких организационных формах образовательной деятельности, чем те, кото-
рые предлагаются существующей системой послешкольного и постдипломного образования.
Особые потребности в образовательной деятельности возникают у взрослых в периоды резких социальных перемен и адаптации к новым условиям и обстоятельствам жизнедеятельности. «Отмечая особенности социальной адаптации взрослого человека, важно выделить проблему осознания личностью социальных ценностей, общественных норм и познавательных задач как факторов приобщения к культуре и как движущих мотивов образо-
вания, самообучения и саморегуляции познавательной деятельности» [8: 30].
Обострение проблемы несоответствия сложившейся системы образования новым потребностям общества и человека, недостаточность формальных структур образования породили требование иного подхода к организации массовой образовательной деятельности взрослых, вследствие чего в
конце ХХ столетия возникло «неформальное образование» как социокультурный феномен, непосредственно отвечающий разноуровневым интересам и возможностям обучающихся.
В основе неформального образования лежит гуманистическая идея о
личностном равенстве людей и их равных правах. Эта идея проявляет-
ся в том, что всем участникам образовательного процесса неформально-
го образования дается право на активную позицию по отношению к соб-
ственному образованию. Учащийся воспринимается как субъект образо-
вания, наравне с учителем; признается их личностное равенство. Более
того, из неформального образования удалена иерархия. Поэтому, кста-
ти, в неформальном образовании принято избегать традиционных слов,
принятых для описания участников образовательного процесса (уче-
ник – учитель, воспитанник – воспитатель и так далее). Вместо этого ис-
пользуются термины, характеризующие их роли в образовательном про-
цессе: ведущий и участник.
Соответствующим образом меняется и восприятие роли учителя. Он пе-
рестает быть источником информации и становится ведущим, модерато-
ром процесса групповой работы. Соответственно, задача ведущего – ор-
ганизовать образовательный процесс и предоставить участникам учебные
материалы.
Личностное равенство и субъектность всех участников процесса – осно-
ва для образовательного взаимодействия. Наличие группы (и отсутствие ин-
дивидуальных занятий или занятий в малых группах) – один из принципов
неформального образования. Взаимодействие внутри группы – основа ме-
ханизма обучения в неформальном образовании. Кроме того, персональное
обучение не способно дать
основу для механизма
ловека, основанного на сравнении себя с другими.
Наличие группы усиливает мотивацию участников, как за счет личностных
мотивов (не ударить в грязь лицом перед другими участниками), так и за счет
групповых мотивов (совместное достижение общей цели, реализация общей
идеи). Последний фактор не только влияет на мотивацию и качество группо-
вой работы, но и задает определенный формат, который зависит от целей и
идей. Иными словами, группа является важным образовательным фактором,
необходимым для достижения образовательных целей в неформальном об-
разовании.
Еще одним следствием субъектности участника в неформальном образо-
вании является опора на его личный интерес. Предполагается, что участник
может, ориентируясь на собственный познавательный интерес, точно опре-
делять актуальные для себя цели и задачи, а потом выбирать деятельность,
которая позволит ему их достичь.
Личный интерес обеспечивает участнику выход на нужную деятельность
и нужное содержание. Главным механизмом, обеспечивающим затем вклю-
чение этого содержания в личный опыт участника, то есть, превращение его
в знание, умение или личностное качество, является формирование лично-
го отношения к нему. Подход неформального образования предполагает, что
знание не может быть абстрактным. Оно может существовать только в контексте личности отдельного человека, будучи соотнесенным с его прочим опытом, целями и жизненными установками. Введение знания в личностный контекст достигается за счет выработки собственного отношения к нему, мнения по поводу связанных с ним проблемных вопросов. Одним из следствий этого является необходимость сделать личность каждого из участников частью контекста образовательного процесса. В та-
ких условиях, когда личность, будучи инструментом познания, попадает
в одно смысловое пространство с объектами познания, реализуется еще
один принцип неформального образования: в процессе обучения участ-
ник узнает что-то новое не только о предмете, но и о себе. Ведь постоян-
ная необходимость обращения к собственным качествам, знаниям и взгля-
дам приводит тому, что человек начинает лучше в них ориентироваться и
лучше их понимать.
Роль контекста в неформальном образовании вообще чрезвычайно ве-
лика, можно даже говорить об использовании контекстного подхода. Кон-
текст, как сумма всех образовательных факторов, действующих на участни-
ка, определяет в конечном итоге результаты образования. Особенность не-
формального образования заключается в том, что контекст в нем создается
динамически по ходу образовательного процесса, по мере того, как участ-
ники исследуют содержание и совершают различный выбор целей и форм
своей деятельности.
Опора на деятельность – еще одно свойство неформального образова-
ния. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство
его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность
участника. Фактически, не находясь под давлением со стороны учителя,
участник неформального образования может получить какие-либо компе-
тенции, только действуя сам. Причем деятельность должна быть организо-
вана таким образом, чтобы в ней на выбор были представлены различные
профили.
Что касается структуры процесса, в которую деятельность может быть
облечена, то главное требование к ней со стороны неформального образо-
вания – это ее законченность, целостность. Любая образовательная форма
должна быть в значительной степени автономной и ценной самой по себе, ее
результат и ее ценность должны быть доступны в ней же. В неформальном образовании «каждый урок системы как ген, содержащий всю формулу целого» [6, с.117].
Можно выделить основные теоретические принципы, на которых основывается неформальное образование:
• субъектность всех участников (субъект – субъектная модель);
• межличностное взаимодействие, как основа образовательной деятельности;
• групповая работа;
• понимание учителя как ведущего (если речь не идет о самообразовании);
• опора на личный интерес;
• контекстный подход;
• опора на деятельность;
• законченность форм.
Примеры неформального образования. К неформальному образованию относятся:
Обще́ственный центр (англ. Social Center, итал. Сentro Sociale и т.п.), в некоторых случаях также именуемый в англоязычных интерпретациях «Общинным центром», или «Центром сообщества» (англ. Community Сentre) — это специально организованное пространство для досуговой деятельности определенного сообщества людей. Как правило, в материальном исполнении - это здание или помещение, используемое для каких-либо из широкого спектра целей общественной досуговой активности, которые относятся к благотворительным или некоммерческим.
В наши дни, с очень быстрыми
темпами развития, появляется необходимость
в том, чтобы образование также
реформировалось и
Неформальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов неформального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации. Неформальное образование – это реалия неинституциального характера. Оно существовало всегда и будет существовать в дальнейшем. Никакая система образования, даже самая совершенная, не в состоянии обучить человека всему тому, что может понадобиться при разрешении проблем, возникающих в практической жизни. Народная мудрость "век живи, век учись", вероятно, имеет в виду именно этот вид пожизненной учебной деятельности.
Библиография:
В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003.