Неформальные виды образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Особые потребности в образовательной деятельности возникают у взрослых в периоды резких социальных перемен и адаптации к новым условиям и обстоятельствам жизнедеятельности. «Отмечая особенности социальной адаптации взрослого человека, важно выделить проблему осознания личностью социальных ценностей, общественных норм и познавательных задач как факторов приобщения к культуре и как движущих мотивов образо-
вания, самообучения и саморегуляции познавательной деятельности»

Вложенные файлы: 1 файл

Неформальное вот этот печатать!.docx

— 42.11 Кб (Скачать файл)

 

  1. Введение.

Что такое неформальное образование? Начнем с определения. Не-

формальное образование  – это процесс активного конструирования  обу-

чающимся собственных знаний, умений и морально-личностных качеств

в процессе коммуникации с  другими участниками процесса на основании 

учебных материалов [5, с. 54].

По определению меморандума  ЮНЕСКО о неформальном образовании : неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. [1]

не всякое образование  – по содержанию и по форме – отвечает реальной потребности в знаниях, особенно если речь идет о взрослом человеке. Действительно, сегодня становится очевидным,что растущее многообразие познавательно-информационных запросов разных слоев населения невозможно удовлетворить в рамках существующих форм традиционного образования. Это прежде всего касается массы взрослых людей, которые хотели бы продолжать образование, но в силу своей повседневной занятости, избирательности интересов и других причин нуждаются в более гибких организационных формах образовательной деятельности, чем те, кото-

рые предлагаются существующей системой послешкольного и постдипломного образования.

Особые потребности в образовательной деятельности возникают у взрослых в периоды резких социальных перемен и адаптации к новым условиям и обстоятельствам жизнедеятельности. «Отмечая особенности социальной адаптации взрослого человека, важно выделить проблему осознания личностью социальных ценностей, общественных норм и познавательных задач как факторов приобщения к культуре и как движущих мотивов образо-

вания, самообучения и саморегуляции познавательной деятельности» [8: 30].

Обострение проблемы несоответствия сложившейся системы образования новым потребностям общества и человека, недостаточность формальных структур образования породили требование иного подхода к организации массовой образовательной деятельности взрослых, вследствие чего в

конце ХХ столетия возникло «неформальное образование» как социокультурный феномен, непосредственно отвечающий разноуровневым интересам и возможностям обучающихся.

  1. Идеи и основы неформального образования

В основе неформального образования  лежит гуманистическая идея о 

личностном равенстве людей и их равных правах. Эта идея проявляет-

ся в том, что всем участникам образовательного процесса неформально-

го образования дается право на активную позицию по отношению к соб-

ственному образованию. Учащийся воспринимается как субъект образо-

вания, наравне с учителем; признается их личностное равенство. Более

того, из неформального образования  удалена иерархия. Поэтому, кста-

ти, в неформальном образовании принято избегать традиционных слов,

принятых для описания участников образовательного процесса (уче-

ник – учитель, воспитанник  – воспитатель и так далее). Вместо этого ис-

пользуются термины, характеризующие  их роли в образовательном про-

цессе: ведущий и участник.

Соответствующим образом  меняется и восприятие роли учителя. Он пе-

рестает быть источником информации и становится ведущим, модерато-

ром процесса групповой работы. Соответственно, задача ведущего –  ор-

ганизовать образовательный процесс и предоставить участникам учебные

материалы.

Личностное равенство  и субъектность всех участников процесса – осно-

ва для образовательного взаимодействия. Наличие группы (и отсутствие ин-

дивидуальных занятий или занятий в малых группах) – один из принципов

неформального образования. Взаимодействие внутри группы – основа ме-

ханизма обучения в неформальном образовании. Кроме того, персональное

обучение не способно дать основу для механизма самоидентификации  че-

ловека, основанного на сравнении себя с другими.

Наличие группы усиливает  мотивацию участников, как за счет личностных

мотивов (не ударить в  грязь лицом перед другими  участниками), так и за счет

групповых мотивов (совместное достижение общей цели, реализация общей 

идеи). Последний фактор не только влияет на мотивацию и качество группо-

вой работы, но и задает определенный формат, который зависит от целей  и 

идей. Иными словами, группа является важным образовательным фактором,

необходимым для достижения образовательных целей в неформальном об-

разовании.

Еще одним следствием субъектности участника в неформальном образо-

вании является опора на его личный интерес. Предполагается, что участник

может, ориентируясь на собственный  познавательный интерес, точно опре-

делять актуальные для себя цели и задачи, а потом выбирать деятельность,

которая позволит ему их достичь.

Личный интерес обеспечивает участнику выход на нужную деятельность

и нужное содержание. Главным  механизмом, обеспечивающим затем вклю-

чение этого содержания в личный опыт участника, то есть, превращение его

в знание, умение или личностное качество, является формирование лично-

го отношения к нему. Подход неформального образования предполагает, что

знание не может быть абстрактным. Оно может существовать только в контексте личности отдельного человека, будучи соотнесенным с его прочим опытом, целями и жизненными установками. Введение знания в личностный контекст достигается за счет выработки собственного отношения к нему, мнения по поводу связанных с ним проблемных вопросов. Одним из следствий этого является необходимость сделать личность каждого из участников частью контекста образовательного процесса. В та-

ких условиях, когда личность, будучи инструментом познания, попадает

в одно смысловое пространство с объектами познания, реализуется  еще 

один принцип неформального  образования: в процессе обучения участ-

ник узнает что-то новое не только о предмете, но и о себе. Ведь постоян-

ная необходимость обращения к собственным качествам, знаниям и взгля-

дам приводит тому, что человек  начинает лучше в них ориентироваться  и 

лучше их понимать.

Роль контекста в неформальном образовании вообще чрезвычайно  ве-

лика, можно даже говорить об использовании контекстного подхода. Кон-

текст, как сумма всех образовательных факторов, действующих  на участни-

ка, определяет в конечном итоге результаты образования. Особенность  не-

формального образования  заключается в том, что контекст в нем создается 

динамически по ходу образовательного процесса, по мере того, как участ-

ники исследуют содержание и совершают различный выбор целей и форм

своей деятельности.

Опора на деятельность –  еще одно свойство неформального  образова-

ния. Активная позиция участника по отношению к процессу – это свойство

его субъектности. Реализуется она через самостоятельную деятельность

участника. Фактически, не находясь под давлением со стороны учителя,

участник неформального  образования может получить какие-либо компе-

тенции, только действуя сам. Причем деятельность должна быть организо-

вана таким образом, чтобы в ней на выбор были представлены различные

профили.

  1. Структура процесса неформального образования

Что касается структуры процесса, в которую деятельность может  быть

облечена, то главное требование к ней со стороны неформального образо-

вания – это ее законченность, целостность. Любая образовательная форма

должна быть в значительной степени автономной и ценной самой  по себе, ее

результат и ее ценность должны быть доступны в ней же. В неформальном образовании «каждый урок системы как ген, содержащий всю формулу целого» [6, с.117].

  1. Основные принципы

Можно выделить основные теоретические принципы, на которых основывается неформальное образование:

• субъектность всех участников (субъект – субъектная модель);

• межличностное взаимодействие, как основа образовательной деятельности;

• групповая работа;

• понимание учителя как  ведущего (если речь не идет о самообразовании);

• опора на личный интерес;

• контекстный подход;

• опора на деятельность;

• законченность форм.

  1. Виды неформального образования

Примеры неформального образования. К неформальному образованию относятся:

  • общинные (общественные) учебные центры

Обще́ственный центр (англ. Social Center, итал. Сentro Sociale и т.п.), в некоторых случаях также именуемый в англоязычных интерпретациях «Общинным центром», или «Центром сообщества» (англ. Community Сentre) — это специально организованное пространство для досуговой деятельности определенного сообщества людей. Как правило, в материальном исполнении - это здание или помещение, используемое для каких-либо из широкого спектра целей общественной досуговой активности, которые относятся к благотворительным или некоммерческим.

  • группы грамотности для взрослых.
  • обучение трудовым навыкам, профессиональная подготовка прямо на рабочем месте.
  • заочное образование для жителей отдаленных районов.
  • курсы обществоведения и непрерывного образования молодежи и взрослых в развитых и развивающихся странах.
  • дистанционное образование. Оно является одним из методов модернизации учебного процесса в наши дни. Такой вид образования уже широко используется в Америке, странах Европы, а в России оно только начинает вводиться. В нашей стране на данном этапе проводятся различные заседания и конференции на тему создания университета, обучение в котором будет проходить за принципами неформального.
  • стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способов разрешения практически значимых проблем;
  • высшее неформальное образование. Высшее неформальное образование признаётся опережающим ООН, ЮНЕСКО, Европейским Союзом, Советом Европы и документами Болонского процесса. Первым университетом, внедрившим программы высшего неформального образования на территории СНГ и стран Балтии, стал Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, созданный священнослужителями и учёными России и Украины в г. Одессе в 1997 г. Университет готовит экономистов, менеджеров, психологов, юристов, журналистов и др. на основах христианского мировоззрения по собственным, негосударственным программам. Выпускники ХГЭУ работают в государственных, частных, общественных и религиозных организациях.
  1. Заключение

В наши дни, с очень быстрыми темпами развития, появляется необходимость  в том, чтобы образование также  реформировалось и подстраивалось. Раньше мы имели возможность получать только единый стандарт диплома после  окончания высшего учебного заведения. Но, сейчас уже существуют и другие методы получения образования, которые  принято называть неформальными. Правда такое образование имеет разный смысл в разных странах. Например, в Германии это образование только для взрослых, в Канаде это любое  образование, которое проходит за счет государства, но не входит в общепринятую систему образования. В Китае  система образования предусматривает  получение дошкольного, начального, среднего и высшего образования. Неформальное образование в этой стране отвечает подходу «обучение через всю жизнь» и дает возможность получать необходимые знания в любом возрасте. Явными плюсами неформального образования является то, что каждый желающий может объединять такой вид образования и работу. Таким образом обучаться новым навыкам можно хоть всю жизнь.

Неформальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. В сущности, не столь важно, каким путем человек приобрел знания и умения, необходимые для эффективной деятельности, важно, чтобы они у него были. В этой связи в ряде стран обсуждается вопрос о сертификации результатов неформального образования, т.е. о признании обществом реальной, а не только документально удостоверенной академической и профессиональной квалификации.  Неформальное образование – это реалия неинституциального характера. Оно существовало всегда и будет существовать в дальнейшем. Никакая система образования, даже самая совершенная, не в состоянии обучить человека всему тому, что может понадобиться при разрешении проблем, возникающих в практической жизни. Народная мудрость "век живи, век учись", вероятно, имеет в виду именно этот вид пожизненной учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография:

  1. http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf, Эта информация не является официальным документом ЮНЕСКО. Она представляет общественности тему «Неформальное образование» в рамках 55-ой недели (25/09-01/10/06) 60-летия ЮНЕСКО.
  2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с.
  3. Грудзинский А.О., Машина И.А. Инновации в образовании. Признание результатов «неформального обучения» в контексте трансформации функций социального института образования // Вестник Ниже-городского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 4. С. 11–20.
  4. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: «Просвещение», 2006. 160 с.
  5. Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: Азбука НО. СПб.: Просвещение, 2007. 288 с.
  6. Спиваковский В.М. Образовательный взрыв. К.: МУВЦ «Гранд-Экспо», 2011. 436 с
  7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 160 с.
  8. Практическая андрагогика. Книга 1. / Под ред. д.п.н., проф.

В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. – СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2003.

  1. Интернет ресурс: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvnogo-obrazovaniya.html
  2. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/неформальное образование

 


Информация о работе Неформальные виды образования