Неформальные объединения подростков как фактор социализации и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 22:28, контрольная работа

Краткое описание

Знание путей возникновения неформальных объединений, их атрибутики и особенности функционирования, различных форм воздействия на членов таких групп - одно из направлений предупреждения правонарушений среди молодежи.
Неформальные объединения - это своеобразное социальное образование. Это, своего рода маленькое государство в государстве, со своими нормами, правилами и обычаями. Неформальные объединения возникли не год и два назад, и даже не 10 лет, они имеют очень богатую историю.
Неформальные молодежные объединения, с одной стороны, – закономерное порождение молодежной субкультуры, обусловленное историческими, экономическими, социокультурными причинами; в них подросток «отрабатывает» идентификационную поведенческую модель, удовлетворяет потребности в общении с ровесниками. С другой стороны, воспитательный потенциал неформальных молодежных объединений изначально антигуманен, т.к. в них присутствует идеологическое давление на личность, культивируются физиологические, гедонистические потребности, отмечается препятствие ее морально-нравственному развитию, социализации.

Содержание

Введение ……………………………………………………. (3 -4 )
1. Неформальные молодежные объединения, направленность групп………………………………………………………… (4 – 6)
1.1. Причины возникновения неформальных объединений……………………………………………….(6 – 7)
1.2.Виды неформальных объединений………………...(7 – 11)
1.3. Особенности процесса социализации подростка..(11-13)
Заключение …………………………………………………. (13-14)
Список литературы……………………………………………. (15)

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по педагогике.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

всего выражающееся в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной особенностью этих групп является то, что взаимоотношения подростков в них фактически не опосредуются совместной деятельностью. Подготовленность к групповой деятельности отсутствует. Аморальные действия и проступки совершаются отдельными членами внезапно по инициативе наиболее подвижных и деятельных членов стихийно возникшей группы. Внутригрупповой структуры тоже нет.

Интересы, нормы и ценности существуют только на личностном уровне и могут быть как позитивной, так и негативной направленности. Общая направленность деятельности и общения в этих группах носит социально нейтральный характер, с тенденцией развиваться в асоциальном

направлении. Многое зависит от прежнего опыта каждого подростка, от его включенности в социально полезную деятельность. Хорошо, если подростки в таких неформальных объединениях будут включены в позитивную общественно значимую деятельность, если же дворовые, уличные

компании подростков оказываются вне контроля взрослых, школы и общественных организаций, а представлены сами себе, то с уверенностью можно сказать, что они будут развиваться по криминогенному пути.

II вид: предкриминальные или асоциальные группы подражания. Это асоциальные группы подростков и юношей, которые сформировались на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу» – группы «металлистов»; технике – группы «ночных

мотоциклистов-рокеров»; политизированной моде – группы «хиппи», «панков», «чернорубашечников» и «коричневорубашечников»; группы спортивных болельщиков-«фанатов» и другие. Характер их групповой деятельности асоциален и имеет интимно-личностный уклон.

Главное для подростков заключается в том, чтобы их заметили, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей, старается выделиться, обратить на себя внимание: кто одеждой, кто прической, кто поведением, кто знанием техники, музыки и

т.д. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка. Отдельные члены групп могут совершать более серьезные

преступления: употребление, сбыт и хранение наркотических веществ, хищения личной и государственной собственности и т.д. Но эти преступления не являются групповыми, так как совершаются не всей группой, а только отдельными ее членами. Отклоняющееся от нравственных норм поведение, асоциальная ориентация во взглядах на жизнь свидетельствуют о том, что эти

группы находятся на подступах к противоправной деятельности. Если своевременно не принимать профилактических мер, направленных на предупреждение возникновения предкриминальных групп, то в скором времени они перерастают в неустойчивые криминальные группы.

III вид: неустойчивые криминальные или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном

составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности

является антиобщественное поведение и совершение различных преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия, то они могут перерасти в устойчивые

криминогенные группы.

IV вид: устойчивые криминальные или преступные группы. Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них

просматривается четкая организационная структура. Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный. Выделяется «руководящий центр» – лидер, предпочитаемые и исполнители. В этих криминальных группах есть свои «законы», нормы и

ценности, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих «законов» ведет к распаду группы, поэтому нарушители преследуются и караются. В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга, круговая порука. Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности, за деятельностью которых невозможно проследить.

Отношение к неформальным молодежным объединениям неоднозначное.

Об атрибутах уличной субкультуры, о риске, который несёт в себе эта самая субкультура для нравственности и жизни детей, много говорят и пишут, даются советы, как взаимодействовать с неформальными молодежными объединениями. Однако, далеко не все педагоги знают о таком явлении,

как неформальное молодежное объединение, к сожалению, приходится констатировать, что знания педагогов не соответствуют действительности. Они не знают интересов неформалов, их проблем. В  настоящее время действует множество молодежных неформальных объединений. Это "металлисты", "рокеры", "панки", "скинхеды", "гопники"; "кислотники",

"реперы" и многочисленные  поклонники (фанаты) популярных музыкальных групп и спортивных клубов, которые не имеют официальной регистрации. Самыми проблемными на сегодняшний день и на перспективу являются группировки "скинхедов", "панков" и "реперов".

 

Скинхеды (бритоголовые) в России появились в конце 90-х и, сразу начали, открыто экстремистские действия в отношении национальных меньшинств.  Бритоголовые были страстными футбольными фанатами и заработали себе печальную славу, прежде всего яростными драками на стадионах с болельщиками команд противников. Отличительной чертой скинхедов было удивительное сочетание агрессивного расизма и национализма с полнейшей аполитичностью. 
Несомненные садистские инстинкты в сочетании с полнейшей убежденностью в своей роли "санитара леса".  Многочисленные избиения и убийства не помогает остановить даже закон, который, кстати, как они считают "не для них писан". Уверовав в свою "избранность" и "высокий долг", скинхеды не останавливаются ни перед чем, в том числе и перед угрозой лишения свободы. 
Среди окружающих их легко распознать по своеобразным отличительным знакам - высокие черные ботинки с белой шнуровкой, наголо выбритый череп, черная кожаная куртка. При разбойных нападениях используют "спецназовские" черные маски. Это неформальное движение, по статусу граничащее с преступной группировкой.

 

 

Панки.  «В 1975 году новое молодежное движение повергло в шок ведущих брадобреев Англии. Рваные стрижки и цветные ирокезы украсили большинство светлых голов той самой современности. На смену бабочке и твидовому пиджаку пришли черные балахоны и напульсники в шипах».  
Черная одежда легко скрывает уличную грязь и пятна.  
Современные панки отличаются от панков 90-х: они стали украшать тело разными татуировками, у многих они занимают всю поверхность тела, видимую и невидимую. Они делают многочисленные пирсинги, бодимодификацию (т.е. меняют форму частей тела, разрезая язык, имплантируя силикон под кожу, обрезая мочку ушей), искажают тело маниакальные нарезами или увечьями. Панковская субкультура может нанести вред неустойчивой психике подростка. Специалисты-медики утверждают, что бодимодификация опасна для здоровья, чревата попаданием инфекций.

 

  Есть и самодеятельные объединения, которые борются за сохранение

окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

Подобные просоциальные формирования можно, как показывает опыт, использовать в воспитательных целях, поскольку главное, что отличает их членов – неравнодушие к происходящему вокруг них, желание активно влиять на процессы, идущие в общественной жизни страны, конкретная деятельность. А ведь это та основа, на которой формируется истинная гражданственность. О больших потенциальных возможностях использования самодеятельных объединений в целях гражданского становления молодых говорит тот факт, что на практике они порой достаточно успешно участвуют в социальной реабилитации так называемых «трудных», в том числе представителей спонтанных подростковых и молодежных группировок.

Весьма принципиален вывод о том, что при правильном влиянии неформальные объединения являются для молодого человека своего рода школой социального творчества, благодаря возможности систематического воспитывающего воздействия на личность.

Одновременно они способствуют развитию коллективизма, формированию социально- психологической общности людей. Наконец, участие в объединениях дает дополнительную возможность для самореализации личности. Это особенно важно для тех молодых людей, у которых отсутствует по разным причинам подобная возможность в школе, то есть при правильной организации работы с неформальными объединениями мы можем в ряде случаев говорить и о компенсаторной функции подобных объединений.

 

1.3. Особенности процесса социализации подростка

 

В подростковом возрасте происходят важные физиологические изменения, одно из них – наступление половой зрелости, которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.  
Склонность к творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, подростки переходят к сдержанному послушанию – скрытому неповиновению родителям.  
 В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». 
Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.  
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:  
 
1. Несовпадением между высоким уровнем притязаний  и низким социальном статусом, который задан их возрастом;  
2. Несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных их психофизиологическим повзрослением;  
3. Противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость от мнения и поведения сверстников.  
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни.  Ролевой диапазон подростков крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие. 
Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подростки бросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучение знаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. Подростки ищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.  
Рассмотрев особенности социализации подростков, можно сделать вывод, что главной причиной   трудности социализации в подростковый период является ролевой конфликт, или ролевое бесправие подростков.

Дети находятся в постоянном поиске способов удовлетворения своих потребностей. Одни самоутверждаются в кружках, секциях, другие – же в конфликтах с родителями и учителями. И задача воспитателя состоит в том, чтобы заразить растущую личность многообразием возможных

интересов, пробудить собственные желания и стремления и познакомить с существующими допустимыми и недопустимыми средствами их реализации. Именно педагоги могут помочь подростку обрести собственное неповторимое лицо, используя лучше черты многих «неформалов» – товарищество, взаимовыручку, творчество, нетерпимость к проявлениям социальной несправедливости.

Умение сотрудничать с неформальными объединениями предполагает, прежде всего, способность найти точную меру своей активности по отношению к участникам этих объединений.

Д.В. Ольшанский предлагает следующую формулу неформального сотрудничества: «Понять – помочь – не мешать».

В работе с неформальными объединениями главной причиной конфликтов между педагогами и неформалами является элементарное незнание предмета молодежных увлечений, некомпетентность и незаинтересованность.

Далеко не все педагоги знают уличную подростковую субкультуру, понимают важность установления контакта с ней. Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы. Нужна комплексная работа с учителями по повышению их осведомленности о НМО и формированию позитивного отношения к представителям неагрессивных НМО. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы: 
Неформальные молодежные объединения различаются по характеру  социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.  
На улицах все чаще мы можем заметить подростков современных неформальных объединений. Они неоднородны и отличаются друг от друга социальной и политической направленностью, организационной структурой, масштабами деятельности. Причин, по которым подростки вступают в группы, 
немало. Молодежь, в силу своего возраста всегда и везде стремится к общению со сверстниками, бежит от душевного одиночества,  и хочет проявить самостоятельность своего «я». Субкультура  помогает подростку освободиться от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой. 
Молодежная субкультура – это своего рода, фаза развития, переходная стадия становления молодежи, которая утрачивает свое значение, когда подростки адаптируются к миру взрослых. Субкультура может негативно влиять на социализацию подростка и бороться с негативными тенденциями субкультур нужно не запретами, а замещением.   
Изучая специфику социально – педагогической работы с подростками из неформальных объединений, можно сделать вывод о том, что она, прежде всего, заключается в том, что педагог, работающий с подростками, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Важно разобраться в проблемах, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.  
Анализ опыта социально - педагогической работы с подростками из неформальных групп в РФ, показывает, что учителя, родители и инспектора милиции имеют крайне скудные представления о специфике отношений в неформальных молодежных объединениях, готовы взаимодействовать с подростками-неформалами преимущественно на уровне запретов и угроз. Педагоги в школах чаще игнорируют факты вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения, мало владеют информацией о них.  
В некоторых городах России существуют центры, независимые от школы, в которых проводят психологические тренинги, проводят творческие работы, для того, чтобы переориентировать подростков. Инспекции по делам несовершеннолетних совместно с социальными педагогами помогают в трудоустройстве подростков из неформальных объединений. 
Современные образовательные учреждения, в частности, школа, способны стать той зоной социально-культурной переориентировки личности, где подросток из неформальной группы включается в индивидуальную и коллективную работу на уровне консультаций, тренингов, учебных и внеучебных мероприятий, клубных занятий.  
Вся проблема взаимопонимания взрослого и подростка неформала заключается в  том, что взрослые не одобряют его выбора и относятся к этому с недоверием. Но неформальные субкультуры  не всегда означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь определенные отклонения от нее.

Информация о работе Неформальные объединения подростков как фактор социализации и воспитания