Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:32, реферат
Застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов в Советском Союзе захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка в оценке работы учителя, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику. И в противовес ей в условиях перестройки общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения — осень 1986г. Об этом сообщила "Учительская газета" 18 октября. Авторов этой педагогики стали называть новаторами.
Пытливый педагог заметил также, что в учебниках физики нечетко выражен и не подразделен основной и второстепенный материал, иногда учащемуся трудно выделить систему знаний. Н.Н. Палтышев из всего курса предыдущих лет выделил то, что нужно для заучивания. И оказалось, что не так уж много — только 17 основных понятий и формул, которые нужно знать из пройденного. И 4-6 уроков было достаточно, чтобы их выучить! А коль скоро есть база знаний, то остальной материал уже был посилен для усвоения и по объему, и по сложности. Так пришел успех в преодолении кризиса в преодолении кризиса в учении.
Н.Н. Палтышев использовал и некоторые другие приемы, стимулирующие учащихся в учебном процессе: дифференцированное обучение, взаимоконтроль и взаимооценку учащихся и др. Впоследствии он назвал все эти подходы поэтапной системой обучения, предусматривающей ликвидацию пробелов школьной подготовки учащихся: 1) формирование учебных умений; 2) развитие познавательного интереса к учению; 3) активизация самостоятельной, творческой деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков.
Как ученый-педагог он осмысливая ж собственную практику, и опыт ряда педагогических коллективов и на этой основе пришел к выводу: вся учебно-воспитательная система базируется на законе педагогической гармонии. Этот закон Н.Н. Палтышев формулирует так: «Педагогическая гармония — это закон педагогика приводящий в соответствие организацию образования и целевые установки, помогающие соизмерить содержание, формы, методы обучения, преобразую их в выразительные средства педагогического процесса, направленные на создание удовлетворения учащихся от ощущения гармонии при обучении и в познании окружающего нас мира». Определение длинноватое, его сразу и не запомнишь, но сущность и идея верны и перспективны: в учебно-воспитательном процессе все не только взаимосвязано, но и взаимодействует в общем согласии, гармонии.
Н.Н. Палтышев разработал
и условия существования
Лысенкова Софья Николаевна
С.Н. Лысенкова — народный
учитель СССР (1990), с 1946 г. — учительница начальных
классов школ г. Москвы исходя из своего
многолетнего опыта, С.Н. Лысенкова пришла
к интересным выводам о совершенствовании
системы обучения в младших классах. Это,
прежде всего, идея комментированного
управления учебным процессом. Сначала
это был прием по включению каждого ребенка
в учебную работу; а потом как важный элемент
методической системы. Его смысл состоит
в том, что, по предложению учительницы,
один из учеников вслух проговаривает
все свои учебные действия, точнее — операции.
Даже при решении простого примера 2 + 3=5
один ученик вслух говорит, какие действия
он производит, т.е. он "ведет". В это
время все учащиеся в своих тетрадях делают
то же. Все они понимают смысл производимых
действий. По сути, это этап интериоризации
при формировании умственных действий
(по П. Я. Гальперину и Н.Ф. Талызиной). Так
выдерживается высокий темп урока, развивается
у ребят речь, логическое мышление. К четвертому
классу комментированное управление перерастает
в доказательное. Надо сказать, что прием
комментирования широко использовался
в средних классах в опыте липецких учителей
(1960). Идея опережающего обучения, характерного
для методической системы С. H. Лысенковой,
навеяна мыслью Л. С. Выготского о зонах
актуального и ближайшего развития. Учительница
подтвердила жизненность этой мысли и
блестяще ее реализовала в начальных классах,
Реализация опережающего обучения имеет
три этапа: 1) предварительная подготовка
учащихся: введение первых порций (элементов)
будущих знаний; 2) уточнение новых понятий
и их применение; 3) открытие новых перспектив,
развитие беглости мыслительных приемов
и учебных действий.
В результате опережающего обучения школьники
легко и сознательно усваивают сложную
тему. Экономится время, поскольку дети
быстрее воспринимают новый материал.
В практической деятельности С.Н. Лысенкова использует и алгоритмы. В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами, а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц, карточек. Схемы помогают учащимся овладению мыслительными приемами. С.Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.
Человечностью, гуманизмом отличается общение C.H. Лысенковой с учащимися. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней.
Вывод
Завершая обзор дидактических и методических взглядов и идей в опыте педагогов-новаторов, надо сказать, что список приведенных авторов ни в коей мере нельзя считать исчерпывающим. Можно назвать и немало других достойных фамилий. Всех их объединяет гуманистическое отношение к учащимся, постоянный поиск нового в работе, талант педагога.
Вклад педагогов-новаторов в область дидактики велик. Их опыт ценен тем, что он уже проверен и оправдал себя в массовой школе, появилось много последователей по всей стране. Это и опыт В.Ф. Шагалова, по сути, по алгоритмизации обучения, и опыт И.П. Волкова по обучению творчеству, и опыт Е. Н. Ильина по "человековедению" плюс литературоведению и т.д.
Опыт педагогов-новаторов
Конечно, не все находки новаторов были "революционными" и глобальными настолько, чтобы отбросить все ранее сложившиеся педагогические традиции. К тому же их поиски велись в русле обогащения методики, а не содержания обучения. Но разве это может умалить их вклад в развитие практики обучения? Мы решительно утверждаем: нет! Достаточно сказать, что этот опыт всколыхнул учительские массы всей страны. Разумеется: в опыте новаторов много было от талантливой личности педагога, высокого профессионализма каждого, оточенного десятилетиями практической деятельности. Но это отнюдь не умаляет их вклада в общую дидактику.
Информация о работе Новаторство как явление в отечественной дидактике конца XX века