Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:16, доклад

Краткое описание

Высшее образование принципиально отличается от других видов образования. Оно адресуется уже «повзрослевшим» людям. Все это влечет за собой особые требования к воспитанию и к теориям образования и обучения.
Кроме того, высшее образование — это производительная отрасль экономики, в то время как начальное и среднее образование — это все-таки отрасли иждивенческие. То есть совершенно разные подходы должны быть и в экономическом плане.

Вложенные файлы: 1 файл

история Статья.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

Новая роль высшего образования в эпоху  развития инновационной экономики

 

Высшее образование принципиально  отличается от других видов образования. Оно адресуется уже «повзрослевшим» людям. Все это влечет за собой особые требования к воспитанию и к теориям образования и обучения.

Кроме того, высшее образование  — это производительная отрасль  экономики, в то время как начальное  и среднее образование — это  все-таки отрасли иждивенческие. То есть совершенно разные подходы должны быть и в экономическом плане. 

Есть ли новые роли у высшего образования? Безусловно, есть.

Во-первых, развитие инновационной  экономики зависит от высшего  образования. Во-вторых, увеличение человеческого  капитала. В-третьих, положительная  перестройка самого человека.

Однако вся наша система высшего образования в России игнорирует человека. Мы его не изучаем, мы к нему не приспосабливаемся, а учим какую-то некую условную абстракцию, занимаемся ее образованием.

В то же время, особенно в последние годы, с человечеством происходят большие перемены. Несколько десятилетий назад начали замечать такое явление, как акселерация человека. Отмечается резкое увеличение средней продолжительности жизни людей. Причем все эти перемены происходят в развитых странах, к которым, сейчас, относится и Россия. Замечено значительное возрастание коэффициента интеллекта в таких странах. Наблюдается в развитых странах и демографический переход. Если раньше увеличивалась численность населения развитых стран, то сейчас благодаря демографическому переходу численность населения развитых стран начала сокращаться.

Существуют споры, почему происходят такие перемены в биологии человека. Возможно, что причиной таких изменений является переход к массовому высшему образованию в развитых странах. Этот переход влияет на изменение самого человека.

Такая эпоха, — эпоха депопуляции. Да, Россия сейчас живет в эпоху депопуляции. Численность населения страны всегда выражается гиперболическим законом. Согласно исследований ученого С. П. Капица, все страны совершат демографический переход.

Сейчас развитые страны примерно составляют 1/6 – 1/5 всего мирового населения. После того, как демографические переходы завершатся, они будут составлять по численности 1/25. То есть их значение, в т.ч. России, в будущей жизни населения Земли резко осложнится.

Факты свидетельствуют, что Россия уже проиграла соревнование по своей численности населения. Осталось только дать «последний бой», чтобы не потерять себя как этнос.

По теории Л. Гумилева здесь имеет большое значение биохимическая энергия людей. Люди делятся по биохимической энергии  на три типа: на тип гомеостатический — те, кому хватает этой энергии для проживания, на вигоросов — те, у кого избыточная, и, наконец, субвигоросов — те, у кого ее не достает. Те, у кого ее не достает — люди, которые в принципе не могут достаточно произвести продукта для своего существования, они вынуждены паразитировать на обществе: тут и криминал, и бомжи и т.п.

Наиболее ценным является средний класс, в который входят и все вигоросы. Производство именно таких людей возвышает этнос и делает его лидером среди других этносов, населяющих земной шар. У нас дефицит, увы, таких людей.

Жизнь этноса зависит от совсем небольшого слоя людей —  от молодых женщин репродуктивного  возраста. Их сейчас в России всего 25 млн., что в полтора раза меньше, чем пенсионеров.

Через 50 лет численность российского этноса может сократиться до 70 млн,  а через 100 лет, если мы посчитаем, численность России будет 20 млн. Еще через 100 лет, если мы не предпримем серьезных мер, все население России поместится в Москве.

Как со снижающимся населением сохранить громадные территории, имеющиеся у России? Всюду сокращается население, всюду сокращается количество молодежи. Каждый год в России выбывает 700 тысяч молодых людей. Половина из них − женщины репродуктивного возраста. Что же делать? Может быть, как у юношей есть воинская обязанность, надо ввести «женскую повинность»: рождение двух или более детей?

 Во всяком случае, каждая  женщина репродуктивного возраста  драгоценна для нашего общества. К сожалению, мы этого не  понимаем: мы не славим их в  кинофильмах, не поднимаем их на пьедестал почета и уважения всего общества.

А что глобализация несет нам в сферу образования? Во-первых, появляется в России международный рынок образовательных услуг. Раскрываются границы, и к нам приходят мощные западные вузы. Выдержим ли мы конкуренцию с вузами развитых стран? Для примера: в Бразилии есть городской университет, аналогичный МГУ, 95 тыс. чел., в Сан-Пауло — 130 тыс. студентов. Вот такие масштабы приняты сейчас в мире. В принципе у нас очень маленькие вузы. Чтобы выдержать конкуренцию мощных западных вузов, неизбежно нам надо объединяться, надо допускать законодательно  кооперацию вузов.

У нас появляется и международный  рынок труда образованных людей. Нашим выпускникам придется выдержать  международную конкуренцию выпускников. Существует также проблема «утечки мозгов». На «утечку мозгов» не надо жаловаться. «Утечка мозгов» означает существование международного рынка труда.

Мы живем в нарастающем  потоке инноваций. Если обучаем студента, то что выпускник учил на первом курсе — уже устарело. Настолько быстро происходит смена циклов знаний. Очень быстро ветвятся специальности, создаются новые. Сейчас в мире уже более 50 тыс. специальностей, их количество все неуклонно возрастает, в пределе мы можем дойти до того, что каждый человек может иметь свою специальность.

Это неизбежно нам диктует  непрерывность образования. Непрерывность  — это значит, что надо все  время повышать свою квалификацию, уровень своего образования. Естественно, при этом нельзя применять кампусные методы образования, потому что нельзя всех людей переселить в кампусы навсегда. Люди должны получать образование на месте своего обитания.

Очень больная тема: о  качестве образования. Как что-нибудь затевается новое, современное, сразу: а качество? Как понимать качество образования? Воспользуемся американскими исследованиями. Получаются такие данные, что качество выпускника на 68% зависит от его генетических факторов. И только на 32% зависит от той образовательной среды.

Таким образом, можно наметить два пути достижения высокого качества подготовки выпускников. Один путь —  это использовать способности студентов — давать образование только самым способным.

Но отсеивая способных, устраивая  высокий конкурс, конечно, можно  добиться высокого качества выпускников. Одаренный человек — он и есть одаренный, учи его, не учи — сам  научится. Другой путь — это создавать  образовательную среду, настолько  совершенную, в которой могли  бы учиться и менее одаренные. В России 21% экономически активного населения уже сейчас имеют высшее образование. По исследованиям психологов достаточно одаренных 5,5% населения. Получается, что у нас 15,5% населения средних способностей имеет высшее образование. Наша система высшего образования должна приспособиться для обучения студентов средних способностей.

Россия сейчас относится к постиндустриальному обществу, где примерно 20% населения должны иметь высшее образование, а для инновационной экономики это 60%.

В мире нет техникумов. Есть начальное образование и высшее профессиональное. Россия привнесла методы образования из социалистической экономики и считает их единственно правильными.

В чем будущее образовательной  системы России? Население сокращается, нужно ли нам сокращать наши вузы? По простой арифметической логике — нужно. Но с другой стороны будущее системы высшего образования в России находится не в России, а заключается оно в экспорте образовательных услуг.

Средняя цена  высшего образования за рубежом в год 4 – 5 тыс. долларов. Цена оставшихся неудовлетворенных заявлений из-за границы, которые наши вузы могли бы удовлетворить, составит 3 – 4 млрд. долларов ежегодных.

Как используется высшее образование? Известно, что только 10% оканчивающих педагогические вузы, работают по специальности.

В мире существует два понятия: академическое образование и  профессиональное образование. Мы, опираясь на нужды социалистической экономики, где каждый человек представляется «винтиком экономической машины», делали упор на профессиональное образование. То есть академическое использование образования вообще не предусматривается.

Как используется образование? По техническим направлениям — в среднем 9 лет, но не более 18 лет. Если взять другие специальности, еще меньше: в среднем 6,5 лет. Всего лишь 12 человеко-лет из его послевузовской карьеры он использует свои знания для работы. В целом большинство людей, оканчивая вузы, получают новые качества и используют полученное образование академическим способом.

Все мы говорим: образование. А что такое образование? Предположим, у нас есть дипломированные лингвист и химик. И тот, и другой образованные люди. Но у них различный профессиональный сленг и системы знания. Однако у них есть какие-то общие черты, благодаря которым общество их обоих считает образованными людьми. Если попытаться сформулировать критерии образованного человека, то получим следующее: обучение в вузе, наличие диплома о высшем образовании, у них есть культурная речь, не доступная людям необразованным, они общаются с образованными людьми. Вот такие люди получили и академически используют полученное ими образование.

Какой эффект получает национальная экономика от подготовки выпускника вуза? Во-первых, это произведенный  капитал типа заводов, зданий и т.д. Во-вторых, человеческий капитал. В  общенациональном богатстве общечеловеческий капитал занимает ведущую роль. По данным экономистов по человеческому капиталу, средний мировой капитал занимает 65%, в развитых странах — 78%, по мнению академика Львова в России — 7%, всего-навсего. То есть мы на порядок отстаем от развитых стран.

Все это приводит к мысли  о создании в России вузов новых  формаций. Какие же требования общества приводят к этой необходимости? Во-первых, нам необходимо обеспечить непрерывность  образования. Второе требование: массовость высшего и послевузовского образования. Третье: международный характер образования — путь через Болонский процесс.

Что это нам даст? Во-первых, развитие экономики. Во-вторых, развитие человеческого капитала. Наконец, в-третьих, развитие самого человека, увеличение продолжительности жизни человека, укрепление его здоровья, развитие интеллекта человека.

Для создания вуза новой  формации отталкиваться надо от новой технологии обучения. Затем надо перейти к конструированию новых методов обучения. Далее — к новой организации учебного процесса: индивидуальные учебные планы, опосредованные занятия и т.п. Наконец, только уже после этого — новое материальное воплощение вузов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Россия и страны мира / Статистический сборник.− М., Госкомстат России. − 2002.

2. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. − М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

3. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность.

"РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ"


Информация о работе Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики