Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:34, доклад
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
САМОАНАЛИЗ
по теме «Новые технологии в работе с семьей по вопросам развития речи»
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям разъясняем необходимость учитывать следующие моменты:
1. Реально оценивать состояние здоровья ребёнка. Сейчас довольно часто у детей страдает речь.
2. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не бояться обращаться за консультацией к логопеду. Не ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка, необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствовать предупреждению возможных речевых расстройств.
3. Нельзя сводить проблему
формирования речи к обучению
грамоте (освоению навыков
Развитая речь, в понимании многих родителей, — это умение читать и писать (печатными буквами), как максимум и умение рассказывать стихи (как минимум). При этом остальные стороны речевого развития ребёнка остаются без должного внимания. Известно, что качественно овладеть навыком чтения и письма невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.
Таким образом, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Если взрослые устраняются от занятий со своим ребёнком, добиться результата будет крайне сложно. В результате пострадает ребёнок.
Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей заключаются:
Задачи, которые ставят воспитатели и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:
групповые собрания;
индивидуальные беседы;
консультации;
анкетирование;
наглядная агитация;
открытые занятия с детьми;
День открытых дверей;
приглашение родителей на праздники;
совместные мероприятия;
Именно в речевых группах детских садов особенно важно установить тесный контакт между педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности и микроклимат.
Кроме традиционных форм взаимодействия с родителями, мы применяем и нетрадиционные. Вот некоторые из них.
ИГРОТЕКА. Игротеку для родителей мы проводим. Её цель – демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале.
Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители играют вместе с детьми.
ПАПКИ - РАСКЛАДУШКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый выпуск посвящён какой-то одной проблеме речевого развития.
ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне».
Игровые упражнения для развития мелкой моторики.
* «Золушка». Вы готовите обед. Предложите ребёнку перебрать горох, рис, гречу.
* «Волшебные палочки». Дать
ребёнку зубочистки. Ребёнок должен
выложить простые
Игры на обогащение словаря.
* «Волшебные слова». Какие
слова можно «вынуть» из борща?
* «Угадайка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.
* «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает:
- Ворона каркает, а воробей…
- Сова летает, а заяц…
- У коровы телёнок, а у лошади…
Игры на развитие грамматического строя.
«Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т.д.
«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…).
- Я надеваю пальто, а на вешалке висят…
- У Маши красивое…
- Я выпил много…
Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.
Игры на развитие слоговой структуры.
«Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.
Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т.д.).
Такие игры не отнимут у
родителей много времени и
не требуют специальной
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются
Во время прогулок, одевания,
раздевания, купания, на кухне во время
приготовления еды можно
Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы, как «кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать – руку протянешь».
Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».
Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».
Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.
Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми.
Применение традиционных и новых форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.
Информация о работе Новые технологии в работе с семьей по вопросам развития речи