Новые технологии в работе с семьей по вопросам развития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 20:34, доклад

Краткое описание

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Вложенные файлы: 1 файл

САМОАНАЛИЗ по развитию речи.docx

— 20.69 Кб (Скачать файл)

САМОАНАЛИЗ

по теме «Новые технологии в работе с семьей по вопросам развития речи»   

 

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое  условие полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют  согласованно.

Участие семьи в речевом  развитии начинается с момента прихода  ребёнка в детский сад. Уже  на этом этапе пытаемся убедить родителей  в том, что именно их роль в речевом  развитии ребёнка значима; что все  усилия педагогов без их помощи будут  недостаточны, а иногда и вовсе  безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребёнка родителям разъясняем необходимость  учитывать следующие моменты:

1. Реально оценивать состояние здоровья ребёнка. Сейчас довольно часто у детей страдает речь.

2. Если  что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не бояться обращаться за консультацией к логопеду. Не ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка, необходимо оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствовать предупреждению возможных речевых расстройств.

3. Нельзя сводить проблему  формирования речи к обучению  грамоте (освоению навыков чтения  и письма), т.к. развитие речи  – сложный процесс, в которой  освоение письменной формы является  лишь составной частью.

Развитая речь, в понимании  многих родителей, — это умение читать и писать (печатными буквами), как  максимум и умение рассказывать стихи (как минимум). При этом остальные  стороны речевого развития ребёнка  остаются без должного внимания. Известно, что качественно овладеть навыком  чтения и письма невозможно без чистого  звукопроизношения, без развитого  речевого слуха.

Таким образом, участие родителей  в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Если взрослые устраняются  от занятий со своим ребёнком, добиться результата будет крайне сложно. В  результате пострадает  ребёнок.

Цель совместной работы –  активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей заключаются:

  • в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

Задачи, которые ставят воспитатели и логопед, работая с родителями в течение учебного года:

  • обеспечение дошкольникам комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
  • проведение необходимой работы по речевому развитию детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье
  • учет пожеланий родителей, их предложения;
  • знакомство родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.

В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы  и методы:

групповые собрания;

индивидуальные беседы;

консультации;

анкетирование;

наглядная агитация;

открытые занятия с  детьми;

День открытых дверей;

приглашение родителей на праздники;

совместные мероприятия;

Именно в речевых группах  детских садов особенно важно  установить тесный контакт между  педагогами и родителями. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками  друг другу, решающими общие задачи. Цель работы логопеда и воспитателей не просто внести основы педагогических занятий в семью, но и перенимать передовой опыт семейного воспитания, учитывать его традиции, особенности  и микроклимат.

Кроме традиционных форм взаимодействия с родителями, мы применяем и нетрадиционные. Вот некоторые из них.

ИГРОТЕКА. Игротеку для родителей мы проводим. Её цель – демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале.

Родителей знакомим с различными речевыми играми. Причём родители играют вместе с детьми.

ПАПКИ - РАСКЛАДУШКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый выпуск посвящён какой-то одной проблеме речевого развития.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне».

Игровые упражнения для развития мелкой моторики.

* «Золушка». Вы готовите  обед. Предложите ребёнку перебрать  горох, рис, гречу.

* «Волшебные палочки». Дать  ребёнку зубочистки. Ребёнок должен  выложить простые геометрические  фигуры, предметы, узоры.

Игры на обогащение словаря.

* «Волшебные слова». Какие  слова можно «вынуть» из борща?  Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?

* «Угадайка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку. Затем вы ему.

* «Доскажи словечко».  Вы начинаете фразу, а ребёнок  её заканчивает:

- Ворона каркает, а  воробей…

- Сова летает, а заяц…

- У коровы телёнок,  а у лошади…

Игры на развитие грамматического  строя.

«Поварята». Приготовим сок  из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т.д.

«Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро…).

- Я надеваю пальто, а  на вешалке висят…

- У Маши красивое…

- Я выпил много…

Задавайте ребёнку вопросы  и следите, чтобы он не изменял  слово.

Игры на развитие слоговой структуры.

«Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали  и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.

Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т.д.).

Такие игры не отнимут у  родителей много времени и  не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет  неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку вашу заинтересованность его проблемами и ещё больше укрепит  ваши взаимоотношения.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются

  • настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.
  • Словесные игры  (Что в мешочке?, Что из чего сделано?, Что я не так сказала?, Скажи наоборот и др.)
  • Дидактические упражнения
  • Дидактические упражнения

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время  приготовления еды можно проводить  с ребенком дидактические упражнения.

Во время обеда, ужина  использовать можно такие пословицы, как «кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь  кушать – руку протянешь».

Если ребенок выполняет  поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь – людей  насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».

  • Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания), во время прогулок и т.п. Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку.  Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению
  • Обогащение бытового словаря

Если мама садится за швейную  машинку, то тут же подзывает к  себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая  красивая шерстяная ткань. Теплое и  красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

Таким же образом можно  познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень  важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп  или погладить платочек. Ребенку  будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает  ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить  ребенка с машинами, светофорами, людьми.

  • Развитие монологической и диалогической речи.

Применение традиционных и новых  форм работы способствует повышению компетентности родителей  в вопросах речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений.

 

 

 


Информация о работе Новые технологии в работе с семьей по вопросам развития речи