Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 21:18, контрольная работа
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Введение.
1.Джон Локк-программа воспитание джентельмена.
2.Н. И. Новиков : «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами…»
3.В.А. Сухомлинский-педагог-гуманист.
Заключение.
Тема:
Нравственное воспитание в трудах Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского.
Введение.
Заключение.
Введение:
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (или причиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Сущность нравственного
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила
Что же представляет собой нравственное воспитание?
Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие
социально-экономические
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Основной функцией воспитания является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно -деятельностному взаимодействию с окружающим миром.
Эта проблема нашла отражение в фундаментальных работах
Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
1.
Одной из первых авторских воспитательных систем стала система воспитания джентльмена, предложенная английским философом и педагогом Джоном Локком (1632–1704) и легшая в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII–XX вв. В трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693) он обосновал тезис о решающей роли воспитания в формировании личности и значении среды в процессе воспитания, поскольку «душа человека – чистая доска без всяких знаков и идей, которую надлежит заполнить воспитанием». Идеалом воспитания, согласно Локку, является высокообразованный и деловой человек. Главными составляющими в его воспитании выступают:
1) физическое воспитание, выработка характера, развитие воли;
2) нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;
3) трудовое
воспитание, основанное на знаниях
по экономике и сельскому
4) развитие
любознательности и интереса
к учению, которое должно иметь
теоретическую направленность
Необходимо
остановится на концепции воспитания
Джона Локка. Не вдаваясь в подробности,
сразу можно сказать, что Локк переосмыслил
понятие «идеал человека». Конечной целью
воспитания, индивида, с его точки зрения,
должна быть не всесторонне и гармонически
развитая личность, а человек, обладающий
безупречными манерами, практичный по
складу характера, умеющий властвовать
над своими страстями и эмоциями. Говоря
другими словами, человеческий идеал --
это английский джентльмен со всеми присущими
ему личностными характеристиками.
Самое главное в человеке - воспитание физическое, умственное и нравственное. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Представления Локка о воспитании складывались на основе собственных наблюдений как наставника детей в дворянских семьях. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека. По теории Локка у человека нет врожденных представлений и идей. Он появляется на свет, будучи "чистой доской", готовый воспринимать окружающий мир посредством своих чувств, через внутренний опыт - рефлексию.[3]
Большое значение Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.
Локк был убежден в целесообразности социальной (сословной) детерминации школьного образования. Он оправдывал различные типы обучения: полноценное воспитание джентльменов и ограниченное воспитанием трудолюбия и религиозности неимущих. Локк расширил границы сфер знаний, которые должен изучать джентльмен (бухгалтерия, счетоводство...), указал на необходимость преподавания навыков соц. поведения - "хорошие манеры и знание света". Обучение, по Локку - это процесс формирования общественных и нравственных устоев личности.
В "Мыслях о воспитании" (1693) содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания - обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д. , Локк настаивал на практической направленности обучения необходимого "для деловых занятий в реальном мире". [3]
Для совершенствования
разума Джон Локк считал
Проект "Рабочие
школы" (1696). В этой записке Локк
предлагал создавать в каждой
общине воспитательные учереждения,
предназначенные для детей бедноты от
3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных
учреждений и элементарных школ. Там должны
обучаться началам ремесел, приучаться
к трудолюбию. Локк рекомендовал показывать
детям на наглядных примерах, как им поступать
и чего следует избегать. Практика, повторные
действия, закрепление положительного
опыта поведения.[3]
По Локку,
крупная ошибка в том, что детей
не приучают с ранних лет „повиноваться
дисциплине и уступать разуму". С
ранних лет потакают их всяческих
желаниям, капризам, а потом удивляются,
откуда дети стгановятся строптивыми,
испорченными и своевольными. Но „разве
может показаться нам странным, что тот,
кто еще в детской рубашенке привык иметь
свою волю во всем, продолжает и нося брюки
желать того же?". Локк хотел бы, чтобы
„детей с самой колыбели приучали подавлять
свои желания". Чем моложе дети, тем
естественнее не потакать их несдержанным
и безпорядочным влечениям, и „чем
слабее их собственный рассудок, тем в
большей степени необходимо держать их
под властью и контролем" . [2]
Локк считает совершенно ошибочным обычный порядок вещей, когда маленьким детям слишком потворствуют и уступают, а с более взрослыми, у "которых достаточно развит и собственный рассудок, держатся строго и сурово. Тогда как следовало бы поступать наоборот: страх и уважение должны определять отношения между детьми и родителями в первом детстве, любовь и дружба - в последующие годы.
2.
Заметный след в российской педагогике оставил Николай Иванович Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей нужно воспитывать любовь к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье « О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н.И.Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Это важнейший педагогический труд своего времени, в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Автор призывал в нем к разработке педагогики, как теории воспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей его изданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогике сведениями о том, как следует воспитывать детей. [4]
В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Он указывал, что сознание детей следует обогатить правильными моральными представлениями и прежде всего «впечатлевать глубоко натуральное равенство человеков», призывал развивать у детей любовь к людям вне зависимости от их состояния, религии, национальности, положения в обществе. Чтобы вызвать у детей сострадание и уважение к бедным и обездоленным, советовал «водить их в печальные, но поучительные жилища бедных, больных и умирающих», показывать им, как трудно достается хлеб больным и нуждающимся. [7]
Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.
В центре философии нравственности Н.И. Новикова находился человек.
Ничто не может быть « полезнее, приятнее и…достойнее», чем труд на благо человека; -писал он. Педагог исходил из того, что развитие естественной природы дает жизненное определение человека; что социальное существование изменяет его натуральный образ жизни. Соединение природного и общественного, их взаимная координация должны определять этические нормы человеческих отношений. Как идеалист Н.И. Новиков видел залог успеха, представляемых им педагогических начал, в справедливых государственных законах, которые наряду с воспитанием, являются фактором, благотворно воздействующим, на человека к благополучию и общественной пользе. [8]
Н.И. Новиков считал, что жизнь вне общества немыслима, воспитание носит социальный характер. В воспитательной практике он стремился «закалить» детей от возможной «нравственной порчи» и готовить людей для служения обществу.
Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольным и счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет его домогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, или честолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можно никакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца в юношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума».[7]
Деятельность
и взгляды Новикова оказали
большое влияние на
3.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского (1918-1970) разносторонне и многопланово. Вся система деятельности учителя проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Если советская педагогика была ориентирована на человека, как социальное существо, то Сухомлинский «восстанавливал» целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального. Процесс педагогической реабилитации несовершеннолетних Сухомлинский видит в истоках человечности, в естественности святых чувств и добрых дел.
Информация о работе Нравственное воспитание в трудах Д. Локка, Н. Новикова, В. Сухомлинского