Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 04:29, контрольная работа
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.
Введение
1.Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время
2. Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного образования
3. Воспитание духовно – нравственных качеств в семье
Заключение
Литература
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССОШАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Домашняя контрольная работа
По дисциплине «Педагогика»
Тема: «Нравственное воспитание детей по современной концепции дошкольного образования»
Вариант №2, задание №6
Россошь 2013-2014г
Содержание
Введение
1.Актуальность духовно-нравственного воспитания детей в современное время
2. Духовно – нравственное воспитание в системе дошкольного образования
3. Воспитание духовно – нравственных качеств в семье
Заключение
Литература
Введение
Человек начинается
с детства. Именно в детстве происходит
посев добра. Hо лишь через годы будет
ясно, оказались ли семена добра всхожими,
или же их загубили сорняки зла. Процесс
воспитания ребенка настолько сложен
и полон риска, что большинство родителей
сейчас испытывают серьезные затруднения,
и, к счастью, многие из них приходят к
выводу, что этот процесс требует серьезной
подготовки со стороны родителей.
Проблема духовности и нравственности
активно разрабатывается в философской
и психологической литературе. Исследования
духовности у детей дошкольного возраста
тесно взаимосвязаны с исследованиями
в области нравственного воспитания личности
(Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина,
А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений
детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова,
В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако анализ
исследований по данной проблематике показывает,
что научных трудов по воспитанию духовности
личности дошкольника практически не существует.
Оно приравнивается к нравственному и эстетическому
воспитанию.
Нет четких концептуальных
основ духовного развития личности, отсутствуют
ориентиры и принципы его построения, не создано
целостной педагогической теории воспитания
духовности у детей дошкольного возраста.
Таким образом, назрела необходимость
в реальном возвращении категории «духовность»
в педагогическую науку и практику, в теоретической
и практической разработке проблем духовности,
а также в разработке содержания, методов,
форм, условий духовного развития детей
дошкольного возраста.
Для каждого человека важно научиться
жить рядом и вместе с другими людьми.
Любое общество
строится на совместной работе, сотрудничестве.
В большом обществе, где возможна
большая избирательность, и тем
более в маленьком нужно уметь
работать в коллективе, в команде.
Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного
возраста учились устанавливать контакты
с другими людьми: и детьми и взрослыми,
учились считаться друг с другом, помогать
распределять работу, приходить на помощь,
понимать возможности и потребности других
людей.
Дошкольный возраст – это уникальный
период в жизни человека, когда закладываются
основы социального, эмоционального, волевого,
познавательного развития, происходит
приобщение к духовным ценностям, развитие
способностей и индивидуальности ребенка.
Дошкольник обретает опыт самоутверждения,
познает радость удач и горечь разочарований,
притягательность общения и начинает
осознавать свои интересы. Из детства
ребенок выносит то, что сохраняется потом
на всю жизнь.
Дошкольное детство – важнейший период
в нравственном становлении личности.
Нравственное воспитание происходит благодаря
целенаправленным педагогическим воздействиям,
ознакомлению детей с нравственными нормами
в процессе различной деятельности.
Важно сформировать у ребенка представление
о принадлежности к человеческому роду;
воспитывать уверенность в себе.
Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.
Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.
1.Актуальность
духовно-нравственного
В настоящее время современное
российское общество остро переживает
кризис духовно-нравственных идеалов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня - в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у детей искажены
представления о доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности
и патриотизме. Высокий уровень детской
преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Детей отличает
эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Многие тщетно пытаются найти выход из
создавшегося положения. Уже к середине
80-х годов назрела необходимость перестройки
дошкольного воспитания. Была разработана
Концепция дошкольного воспитания с учетом
современных требований общества.
Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного
образования, направленного на преодоление
последствий отказа государства и образования
в предшествующий период от опоры на ценности
традиционной духовной культуры.
В Концепции государственной политики
в области духовно-нравственного воспитания
детей в Российской Федерации и защиты
их нравственности подчеркивается, что
масштабы духовно-нравственного кризиса
подрастающего поколения и российского
общества в целом таковы, что по ряду показателей,
характеризующих его проявления, общество
вплотную приблизилось к грани, за которой
могут последовать необратимые процессы
духовно-нравственной и физической деградации
российского народа. Ситуация в сфере
духовно-нравственного здоровья и культуры
общества представляет серьезную угрозу
национальной безопасности и будущему
России.
Укрепление российской государственности,
возрождение экономической мощи и духовной
силы России связано с возрождением традиций
духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения. В истории отечественной педагогики
этим вопросам всегда уделялось большое
внимание, а задача духовно-нравственного
развития детей рассматривалась как приоритетная.
Педагоги, родители были ориентированы,
прежде всего, на приобщение детей к духовным
ценностям общества, формирование у них
нравственных ориентиров и опыта нравственного
поведения. «…из всех наук, которые человек
может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой,
— главнейшая есть наука о том, как жить,
делая как можно меньше зла и как можно
больше добра; и из всех искусств- главнейшее
есть искусство уметь избегать зла и творить
добро…». Глобальный духовно-нравственный
кризис общества, реальная угроза безопасности
и будущему России заставляют обратиться
к уникальному опыту отечественной педагогики,
пересмотреть приоритеты системы дошкольного
образования, роль и значение науки и искусства
творить добро.
В российской педагогике воспитание всегда
связывалось с развитием духовно-нравственной
сферы и ставило перед собой основную
цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным,
милосердным, совестливым, верящим в возможность
совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное воспитание в детском
саду является неотъемлемой частью всестороннего
воспитания ребенка, необходимой предпосылкой
возрождения отечественной культуры.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного
воспитания в детском саду является интеграция
его содержания в повседневную жизнь детей,
во все виды детской деятельности и традиционные
методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека,
как душевных, так и телесных, приобретение
знаний об окружающем мире, образование
нравственных навыков и привычек. В дошкольном
возрасте происходит активное накопление
нравственного опыта, и обращения к духовной
жизни начинается - так же в дошкольном
возрасте – с нравственного самоопределения
и становления самосознания. Систематическое
духовно-нравственное воспитание ребенка
с первых лет жизни обеспечивает его адекватное
социальное развитие и гармоничное формирование
личности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном
детстве формирует ядро личности, благотворно
влияя на все стороны и формы взаимоотношений
человека с миром: на его этическое и эстетическое
развитие, мировоззрение и формирование
гражданской позиции, патриотическую
и семейную ориентацию, интеллектуальный
потенциал, эмоциональное состояние и
общее физическое и психическое развитие.
В современной системе дошкольного образования
вопросам духовно-нравственного воспитания
уделяется серьезное внимание. Осуществление
работы по данному направлению обусловлено
существующей социальной ситуацией и
подтверждается нормативно-правовыми
документами. Так, Закон РФ «Об образовании»
предъявляет общие требования к содержанию
образования в образовательных учреждениях,
в том числе и дошкольных. В частности,
в Законе подчеркивается, что содержание
образования должно обеспечивать формирование
человека и гражданина, интегрированного
в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества;
формирование духовно-нравственной личности
(абзац введен Федеральным законом от
01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
В соответствии с Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении
(постановление Правительства РФ от 12.09.2008
г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание
с учетом возрастных категорий детей гражданственности,
уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье
(разд. 1, п.5).
Среди важнейших задач воспитания Концепция
модернизации Российского образования
на период до 2010 года называет формирование
гражданской ответственности, российской
идентичности, духовности, культуры и
др.
Воспитание духовной личности возможно
только совместными усилиями семьи, дошкольного
образовательного учреждения и государства.
Именно потому, что семья ребенка является
ключевым звеном направления духовно-нравственного
воспитания детей, а также в свете новой
концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения, в основе которой лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все другие социальные институты
призваны помочь, поддержать и дополнить
их воспитательную работу, воспитание
у детей духовно-нравственных чувств необходимо
осуществлять в тесной связи с родителями
и общественными организациями.
Поэтому работа по воспитанию у детей
духовно-нравственных качеств личности
строится в тесном взаимодействии всех
субъектов воспитательного процесса:
В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности. Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее. Духовность – это потребность и способность человека устремляться к вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца , проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс взаимодействия ребенка с элементами духовной культуры, направленный на становление внутренней системы духовных ценностей (абсолютных, общечеловеческих).
2. Духовно
– нравственное воспитание в
системе дошкольного
В этой связи, значительная часть нормативных
документов неоднократно ставит вопросы
о необходимости разработки образовательных
программ в дошкольных учреждениях.
С другой стороны, дошкольные учреждения
– наиболее специфичная часть системы
российского образования, решающая наряду
с общими, и свои задачи, ориентированные
не столько на обучение, сколько на воспитание
и развитие ребенка.
В этой связи, специфика дошкольного образования
требует особого подхода к рассмотрению
вопросов, касающихся разработки образовательной
программы, в первую очередь, ее содержания,
во многом определяющего направленность
образовательного процесса детского сада.
Кризисное состояние духовно-нравственной
сферы общества и семьи, а также все проблемы
общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном
здоровье современных детей. Распространенность
психических нарушений среди подрастающего
поколения, в том числе и детей дошкольного
возраста, очень велика. По итогам ежегодной
диспансеризации детей дошкольного возраста
на первом месте среди заболеваний стоят
именно нервно-психические. Вся система
образования грозит превратиться в коррекционную
систему или просто для общего спокойствия
принятые нормы развития ребенка могут
быть названы устаревшими и за норму признают
отклонения, как наиболее характерные
проявления ребенка начала XXI века.
Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются
сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую
и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги
утратили четкие представления о закономерностях,
определяющих развитие ребенка в тот или
иной период детства. Воспитание малыша
с пеленок превращается в подготовку к
учебе в школе и реализации удачной жизненной
карьеры. А педагогический процесс, ориентированный
на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет
из жизни дошкольника игру, доброе и живое
общение со сверстниками и взрослыми.
Страшное поражение детству наносит подмена
традиционных жизненных ценностей чуждыми
нашей культуре либеральными установками.
Миролюбие, доброжелательность, великодушие,
устремленность не на удовлетворение
своих желаний, а на служение другим в
условиях современной культуры могут
оказаться неведомы современным детям.
В этой связи остро ощущается необходимость
специальной педагогической работы по
формированию гуманных отношений ребенка
к миру - зафиксированного в эмоционально-визуальной
форме отношения ребенка к природной и
социальной окружающей действительности.
Общая духовная основа многонационального
народа России формируется исторически
и основывается на ряде факторов:
На основе анализа теоретических
положений мы рассматриваем духовное развитие
дошкольника как становление в системе
мотивов личности двух фундаментальных
потребностей:
1) идеальная потребность в познании мира;
2) соц. потребность – жить, действовать
для других.
Причем первая из этих потребностей определяет
такое личностное качество, как духовность.
Духовность предполагает стремление личности
к познанию мира, себя, смысла и назначения
своей жизни. Человек духовен в той мере,
в какой он задумывается над этими вопросами
и стремится получить на них ответ. В дошкольном
возрасте предпосылкой становления данной
потребности (в познании мира в широко
смысле) является развитие познавательного
интереса как мотива познавательной деятельности
и самосознания.
Со второй потребностью связано такое
личностное качество, как душевность. Душевность
характеризуется добрым отношением человека
к окружающим его людям, заботой, вниманием,
готовностью прийти на помощь, разделить
радость и горе. Это отношение распространяется
и на дело, выполняемое внимательно, заинтересованно,
с любовью, т.е. «с душой». Поэтому предпосылками
становления данного личностного качества
в дошкольном возрасте является развитие
способности к проявлению сопереживания,
сочувствия, а также воспитание добросовестности,
ответственности.
В программе по духовно – нравственному
воспитанию должно прослеживается несколько
направлений работы:
1. Духовно-образовательное (
2. Воспитательно-
3. Культурно-познавательное (
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию,
уборка группы и территории, труд по интересам,
продуктивная деятельность, изготовление
подарков к праздникам).
Для реализации программы мы предлагаем
следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во
время:
Словесный метод представляется наиболее
эффективным в процессе:
Практический метод используетс
Принцип духовно-нравственного
Основной принцип духовно-нравственного
воспитания - построение жизни на основе
требований христианского совершенства
(свободное признание правила - «Уклонись
от зла и сотвори благо»).
Гуманистическая направленность воспитани (отношение
педагога к воспитаннику как к ответственному
субъекту собственного развития) реализуется
путем формирования отношения к себе,
к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (
Культуросообразность (
Светский характер образования и законност (соответствие
действующему законодательству РФ).
Главный результат, на который очень хотелось
бы надеяться, заключается в усвоении
ребенком вечных человеческих ценностей:
милосердия, сострадания, правдолюбия;
в стремлении его к добру и неприятии зла.
Важной цель и назначение программы –
способствовать формированию личности
свободной, творческой, обладающей чувством
собственного достоинства и уважения
к людям, личности с развитыми познавательными
интересами, эстетическими чувствами,
с добротной нравственной основой. Такая
личность формируется всю жизнь, но основы
ее закладываются в дошкольном возрасте.
Предполагаемая программа духовно-нравственного
воспитания ставит своей целью достичь
следующих результатов.
Информация о работе Нравственное воспитание детей по современной концепции дошкольного образования