Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:28, реферат
Возрождение национальной истории является одной из важнейших задач суверенного государства получившего политическую независимость. Кроме того, реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции граждан государства.
История формирует у людей чувства сопричастности к его прошлому, вырабатывает способность личного анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений, позволяет определять объективные критерии, служащие основой поведения и деятельности личности. В конечном итоге история дает возможность идентифицироваться в этом бесконечно разнообразном мире.
Введение …………………………………………………………………………..3
Биография Жусипбека Аймауытова……………………………………………..4
Вопросы нравственного воспитания школьников в педагогических работах Жусипбека Аймауытова…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………..
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БIЛIМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛIГI
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Қозыбаев атындағы Солтүстiк Қазақстан мемлекеттiк университетi
Северо-Казахстанский
государственный университет
Саз-педагогикалық факультетi
«Педагогика» кафедрасы
Кафедра «Педагогики»
«Жусипбек Аймауытов»
Выполнила: Дюсикеева Р.К.
Проверила: Сбитнева А.Н.
Петропавл, 2013
Петропавловск, 2013
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..
Биография Жусипбека Аймауытова……………………………………………..4
Вопросы нравственного
воспитания школьников в педагогических работах
Жусипбека Аймауытова……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Возрождение национальной истории является одной из важнейших задач суверенного государства получившего политическую независимость. Кроме того, реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции граждан государства.
История формирует у людей чувства сопричастности к его прошлому, вырабатывает способность личного анализа и оценки сложных и разнообразных исторических явлений, позволяет определять объективные критерии, служащие основой поведения и деятельности личности. В конечном итоге история дает возможность идентифицироваться в этом бесконечно разнообразном мире.
За годы государственной независимости, благодаря усилиям исследователей истории Казахстана были заново открыты и восстановлены прежде утраченные и искаженные страницы национальной истории.Вместе с тем еще сохранилось немало пробелов и белых пятен в истории казахского народа, требующих переосмысмления и концептуальной переоценки с точки зрения современных данных.
Среди этих вопросов особую актуальность имеют исследования жизни и творчества людей, чья многогранная деятельность на благо народа вызывает у нынешнего поколения чувство гордости и стимулирует патриотические стремления.
Среди них важное место занимает известный писатель, основоположник казахской драмы и автор ряда романов, ученый, просветитель, педагог, психолог, этнограф и историк Ж.Аймаутов.
Биография Жусипбека Аймауытова
Жусипбек Аймауытов родился в 1889 году в Баянаульском районе Павлодарской области. До пятнадцати лет учился разным мастеровым делам у отца и местного муллы. В 1907 году поступил в Баянаульскую русскую школу, но вскоре был исключен, потому что вместе с другими учениками восстал против несправедливого школьного режима. Два года проработав учителем у себя в ауле и проучившись в русско-казахской школе в Кереку, он в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с К. И. Сатпаевым и М. О. Ауэзовым. Учась в семинарии и параллельно добывая себе на пропитание, Жусипбек не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним.
В 1917–1919 годах вместе с А. Букейхановым, М. Жумабаевым, М. Дулатовым, М. Ауэзовым принимал активное участие в организации партии «Алаш-Орда».
С 1922 года Ж. Аймауытов занялся педагогической деятельностью и работал учителем в Каркаралинске. В 1924–1926 годах – в редакции газеты «Ак жол», а с 1926 по 1929 год — он директор Шымкентского педагогического техникума.
Ж. Аймауытов постоянно находился в гуще общественной и политической жизни. Оказывая помощь голодающим Тургайского уезда, он собирал по аулам скот. Это и поставили ему в вину, когда он стал одной из жертв сталинских репрессий.
Еще подростком, в 13 лет, Жусипбек начал писать стихи. Вторая пора приобщения к писательской деятельности пришла в 19–20 лет. Впервые он печатался в 1913 году в газете «Қазақ». В 1916 году написал пьесу на тему отправки казахов на тыловые работы.
Ж. Аймауытов оставил богатое литературное наследие. Он родоначальник жанра романа и драмы в современной казахской литературе. Художественные произведения писателя отличаются идейностью, богатством эстетических красок, мастерством художественного изложения, выразительностью языка, изяществом стиля. Такие его стихи, как «Привет Сарыарки», «Кочевка», «Жамиля», «В бездонной пропасти», романы «Карткожа», «Акбилек», повесть «Вина Куникей», рассказы и драмы, книги для детей, литературно-критические статьи «Акыны после Абая», «Поэзия Магжана», «О переводах» — все эти произведения составили заметное явление в истории казахской литературы.
Ж. Аймауытов является основателем сценического искусства. Стоя у истоков казахской драматургии, он был режиссером-постановщиком своих пьес на казахской сцене. Он не только организатор первых театральных групп, но и непосредственный их участник. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу «Рабига».
В Семипалатинске Аймауытов поставил спектакль «Биржан и Сара», в котором сыграл роль Биржана. «Карткожа» (1926) – первый роман, написанный им на казахском языке. Не просто тяготы, а ужасы, которые пришлось пережить казахам во время гражданской войны, являются темой романа «Ақбілек». Ожесточенные схватки, разгоревшиеся в России, включили в свою орбиту и мирные казахские земли. Задавленные царскими жандармами и солдатами, казахи буквально «потеряли» головы, метались в разные стороны, не разбираясь, где друзья, а где враги, подверглись насилию. Через судьбу героини романа Аймауытов показал трагедию казахского народа, заключающуюся в его покорности, смирении, кротости, раздавленного неумолимым ходом истории и жестокими потрясениями.
Как критик Ж. Аймауытов опубликовал в журнале «Абай» (№ 1) статью «Послеабаевские поэты», в которой рост писательского отряда, и литературы вообще, он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймауытов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газета «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию. Так же как Абай Жусипбек каждым своим словом заставлял молодежь думать, стремиться к лучшему. Благодаря Ж. Аймауытову на казахском языке зазвучали «Скупой рыцарь» и «Каменный гость» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Отверженные» В. Гюго, «Белое безмолвие» Дж. Лондона и др.
В 1929 году по обвинению в национализме Жусипбек Аймауытов был заключен в тюрьму, после длительного следствия был заочно приговорен к смертной казни в 1931 году.
Вопросы нравственного воспитания школьников в педагогических работах Жусипбека Аймауытова
Ж. Аймауытов – просветитель, общественный деятель, романист, поэт, драматург, переводчик, а также его по праву можно назвать одним из основоположников казахской педагогики.
Ж. Аймауытов является автором более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике, среди которых следует, прежде всего, назвать такие крупные работы, как «Педагогическое руководство», «Психология и выбор профессии», «Психология», «Методы комплексной системы преподавания», представляющие и поныне несомненный интерес для истории педагогической, психологической науки и освещения отдельных педагогических и психологических проблем.
Ж. Аймауытов внес весьма серьезный вклад в создание казахской психологической терминологии. Особо значимыми являются этнопсихологические толкования различных аспектов казахской литературы и лингвистики. И, безусловно, Ж. Аймауытов не мог обойти вниманием и вопросы обучения и воспитания молодежи, в том числе и нравственного.
Так, работа «Воспитание» Ж. Аймауытова посвящена проблемам формирования нравственного облика личности человека.
На основе характеристики особенностей воспитания в Древней Греции, Древнем Риме, анализа педагогической мысли древнегреческих ученых и философов Ж. Аймауытов приходит к совершенно справедливому мнению о том, что воспитание - ведущий фактор формирования личности человека и прежде всего ее нравственного совершенствования: «Человек, казалось бы, во всем достиг совершенства: летает как птица, плавает как рыба, приближает далекие расстояния и проясняет туманные загадки природы. И в то же время не расстается со звериной злобой, убивает друг друга. Почему? Дело в том, что человек до сих пор не стал рабом воспитания, а все еще остается рабом природы, т.е. своих диких инстинктов. В таком случае, как им будет руководить ясный ум и как все общество, все люди станут воспитанными».
В работе «Воспитание» рассуждения Ж. Аймауытова о цели и задачах, содержании воспитания, в процессе которых ученый приходит к следующим неоспоримым выводам:
Задача воспитания, по мнению Ж. Аймауытова, заключается в том, чтобы «выявлять и развивать положительные качества и устранять отрицательные».
Таким образом, отвечая на вопрос, каким должен быть Человек, Ж. Аймауытов говорит об общечеловеческих нравственных ценностях: «Целью воспитания должно быть формирование свободного человека, отзывчивого к нуждам других, не причиняющего зла окружающим, живущего с другими, как дети одного отца».
Одним из важных методов воспитания Ж. Аймауытов считает метод примера, потому сам «воспитатель должен быть воспитанным». На формирование личности ребенка помимо воспитания, считает ученый, оказывает влияние наследственность и среда.
«На ребенка помимо воздействия медресе и родителей возможно влияние других факторов. Это заложенные в нем от природы индивидуальные качества, окружающая среда, сверстники, их вера, язык и многое другое».
В «Педагогическом руководстве» им разрабатываются вопросы дидактики, Ж. Аймауытов выявляет и воспитательный аспект процесса обучения, говорит о воспитательных возможностях многих предметов.
Так, изучение языков, по мнению ученого, важно не только в познавательном плане, но и в нравственном формировании личности: "Огромно значение языков и в воспитании человека, так как серьезное и глубокое изучение языков способствует познанию древней культуры и мировоззрения этих народов. Наряду с изучением чужого языка человек познает духовный мир народа. Познание мировоззрения и различных сторон жизни других народов обогащает ум человека. Познание другого народа погружает в мир его чувств и мыслей, открывает богатства его души".
Выявляя воспитательные функции многих предметов, Ж. Аймауытов в "Педагогическом руководстве" дает ценные рекомендации, способствующие эффективному решению не только задач обучения, но и нравственного формирования детей, учитывающие их возрастные и психологические особенности, например, о природоведении: "программы по природоведению надо разрабатывать в соответствии с восприятием детей, чтобы они самостоятельно познавали окружающий мир и природу. Программа по природоведению должна строиться на местном материале, соответственным должен быть и учебник. Уроки должны быть тесно связаны с ежедневно встречающимися детям явлениями и знакомыми им понятиями. Человеческая жизнь проходит среди определенных предметов и вещей.
Задачи школы, прежде всего, заинтересовать детей окружающими предметами и явлениями природы и привить любознательность.
Такое обучение приближает школу к местной жизни, создает благоприятный психологический контакт. Для ребенка самое дорогое и близкое понятие - родная земля, поэтому ему очень интересно изучать край и явления природы. Такая система обучения придает глубокое содержание окружающей Природе, прививая любовь к ней, помогает осмыслить ее, и ребенок начинает более пристально вглядываться в окружающий мир и жизнь общества, легко решает возрастающие проблемы и находит практическое применение полученным "знаниям".
В "Педагогическом руководстве" Ж. Аймауытов, раскрывая содержание таких дидактических принципов, как систематичность, последовательность, наглядность, доступность, прочность усвоения знаний и т.д., говорит и о значении их соблюдения для нравственного воспитания детей.
Информация о работе Нравственное воспитание школьников в работах Ж. Аймауытова