Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 18:50, контрольная работа
Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Обзор и краткая характеристика образовательных программ нового поколения для детей дошкольного возраста. Основания классификаций образовательных программ
1. Общие требования к программам. Классификация программ.
Согласно рекомендациям по
экспертизе программ ДОУ программы должны
строиться на принципе личностно-ориентированного
взаимодействия взрослых с детьми. Программы
должны быть нацелены на развитие любознательности
как основы познавательной активности
у дошкольника; развитие способностей
ребенка; формирование творческого воображения;
развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечивать охрану
и укрепление физического и психического
здоровья детей, их физические развитие;
эмоциональное благополучие каждого ребенка;
интеллектуальное развитие ребенка; создание
условий для развития личности ребенка,
его творческих способностей; приобщение
детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие
с семьей для обеспечения полноценного
развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию
детской жизни в трех формах: занятия как
специально организованная форма обучения;
не регламентированные виды деятельности;
свободное время, предусмотренное для
ребенка в детском саду в течение дня.
Программы должны строиться с учетом специфических
для детей дошкольного возраста видов
деятельности (игра, конструирование,
изобразительная, музыкальная, театрализованная
деятельности и т.д.);
Программы должны предусматривать возможность
реализации индивидуального и дифференцированного
подходов в работе с детьми.
Современные программы классифицируются
на вариативные и альтернативные; базовые,
федеральные, региональные, муниципальные;
основные и дополнительные; примерные;
комплексные и парциальные программы.
В основе философии той или иной программы
лежит определенный взгляд авторов на
ребенка, на закономерности его развития,
а следовательно, и на создание условий,
которые способствуют становлению личности,
оберегают ее самобытность и раскрывают
творческий потенциал каждого воспитанника.
Выявление философско-концептуальных
основ программ позволяет выделить две
группы программ: вариативные и альтернативные.
Объем и направленность содержания программы на целостный педагогический процесс позволяют выделить два вида программ: комплексные и парциальные.
Вариативные программы могут
быть основными и дополнительными
.
Основные программы
. Содержание основной программы отвечает
требованиям комплексности, т.е. включает
все основные направления развития личности
ребенка: физическое, познавательно-речевое,
социально-личностное, художественно-эстетическое,
и содействует формированию разносторонних
способностей ребенка (умственных, коммуникативных,
регуляторных, двигательных, творческих),
становлению специфических видов детской
деятельности (предметной, игровой, театрализованной,
изобразительной, музыкальной, конструирования
и др.). Таким образом, основная программа
определяет весь спектр общеразвивающих
(в том числе коррекционных) задач и все
содержательные аспекты образовательной
деятельности ДОУ в рамках реализации
основных образовательных услуг.
К основным комплексным программам дошкольного
образования отнесены: «Гармония развития»
(Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости»
(Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова,
Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г.
Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой),
«Из детства — в отрочество» (под ред.
Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева,
Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания
и обучения в детском саду» (под ред. М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой);
«Программа для групп кратковременного
пребывания в детском саду: старший дошкольный
возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой);
«Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие»
(под ред. О.М.Дьяченко).
В рамках реализации основной образовательной
деятельности ДОУ могут применяться специализированные
программы: «Красота. Радость. Творчество»
(А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка.
В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова);
«Художественный труд» (Н.А. Малышева);
«Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон»
(Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова,
Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные
шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая
мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития
речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова);
«Программа математического развития
детей дошкольного возраста в системе
"Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка.
Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.
Среди основных особое место занимают
программы коррекционной направленности
(по направлениям коррекции), реализация
которых предполагает внесение комплекса
необходимых изменений в организацию
жизни детей, корректировку примерных
режимов и создание особой предметно-развивающей
среды ДОУ.
Дополнительные программы
дошкольного образования. На основании
п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное
учреждение в соответствии со своими уставными
целями и задачами может наряду с основными
реализовывать дополнительные образовательные
программы и оказывать дополнительные
образовательные услуги за пределами
определяющих его статус основных образовательных
программ.
К дополнительным относятся образовательные
программы различной направленности:
художественно-эстетического цикла, этнокультурные,
культурологические, интеллектуально-развивающие,
коммуникативно-речевые, экологические,
физкультурно-оздоровительные, различной
коррекционной направленности и др. В
отдельных случаях в качестве дополнительных
могут использоваться парциальные программы
дошкольного образования.
Примерные образовательные
программы. В отличие от авторских вариативных
программ (основных, дополнительных), примерные
образовательные программы не являются
конкретным рабочим документом, определяющим
содержание и специфику деятельности
педагога на каждый день.
В примерной программе дошкольного образования
крупными блоками представлены примерные
объемы содержания основных компонентов
дошкольного образования, что позволит
разработчикам авторских программ создавать
различные образовательные модули для
конкретных видов ДОУ, варьировать содержание
образования с учетом региональных особенностей,
национальных, местных или сложившихся
традиций в воспитании детей. А также выстраивать
логику содержания и последовательность
реализации различных компонентов программного
материала, не нарушая основных требований
к содержанию и методам воспитания и обучения,
реализуемым в ДОУ.
Примерная программа в обязательном порядке
включает критерии результатов воспитания
и обучения детей, основанные на нормативных
показателях физического и психического
развития ребенка на каждом возрастном
этапе дошкольного детства, минимальных
требованиях к оснащению образовательного
процесса в ДОУ (минимальный набор оборудования,
наглядных пособий для демонстрационных
целей и индивидуального использования).
В настоящее время правомерно рассмотрение программ с точки зрения их статуса, который определяет «подчиненность» программ и их территориальное распространение, а на основании этого понять смысловое значение базовой, федеральной, региональной, муниципальной программ
При создании классификации программ можно использовать и структурно-содержательный принцип. Такая классификация позволит увидеть, что одни материалы имеют лишь концептуальные положения; другие содержат четко выраженную установку действий, в которой образовательные и развивающие задачи имеют свою определенную логику построения; третьи, кроме того, имеют еще и методические рекомендации для педагогов; четвертые обеспечены опубликованными и широко распространенными в практике работы методическими пособиями. Наличие или отсутствие полного пакета программно-методических материалов не означает, что сама программа высокого или низкого качества, для чего должна быть проведена специальная экспертиза. Это говорит лишь о степени разработанности программы, возможности внедрения ее в работу дошкольных учреждений, а также показывает перспективы дальнейшего совершенствования программно-методического аппарата.
Образовательные программы могут быть проанализированы и систематизированы по принципу открытости-закрытости. Это прежде всего характеризует отношение авторов программы к ее «модернизации» со стороны практических работников: дополнению, включению иных, чем предлагает автор, форм организации работы с детьми, использованию новых педагогических технологий и учебно-методических материалов. В одних программах авторы допускают изменение отдельных фрагментов содержания в соответствии с «местными» условиями; в других настаивают на целостности подхода к содержанию; в третьих рекомендуют сохранить общие тенденции, а выбор технологий и методов работы с конкретным ребенком остается за педагогом.
2. Структура и содержание программ нового поколения.
Комплексные программы.
Программа «Истоки».
В данной программе целостно определены
содержание и характер современного педагогического
процесса, направленного на развитие базиса
личностной культуры ребенка дошкольного
возраста. Она реализует важнейший принцип
гуманистической педагогики - диалога
взрослого и ребенка, детей между собой,
педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Программа "Истоки" отражает непреходящее
значение дошкольного детства как исключительно
важного, базового периода для последующего
развития человека. Основу программы составляют
концепция психологического возраста
как этапа развития ребенка, имеющего
свою структуру и динамику, а также научное
положение А.В.Запорожца об амплификации
(обогащении) детского развития, взаимосвязи
всех его сторон.
Основная цель программы - формирование
разносторонне развитой личности в возрасте
от рождения до 7 лет, ее универсальных,
в том числе творческих, способностей
до уровня, соответствующего возрастным
возможностям ребенка; обеспечение для
каждого ребенка равного старта развития;
сохранение и укрепление здоровья.
В соответствии с этим подходом в программе
выделены следующие возрастные этапы
: раннее детство - младенчество (до одного
года); ранний возраст (от одного года до
трех лет); дошкольное детство: младший
дошкольный возраст (от трех до пяти лет)
и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная
периодизация, по мнению авторов, позволяет
видеть как наиболее общие тенденции,
так и индивидуальную перспективу развития
каждого ребенка.
Программа строится в соответствии с дидактическими
принципами воспитания, обучения и развития
детей дошкольного возраста. Для каждого
возрастного этапа в программе выделены
четыре ведущие линии развития: социальное,
познавательное, эстетическое и физическое;
раскрываются особенности развития этих
линий в младенческом, раннем, младшем
и старшем дошкольном возрасте; задается
иерархия основных видов деятельности
(общение, предметная деятельность, игра).
Игровой деятельности как основной в развитии
личности ребенка дошкольного возраста
в программе отводится особое место. Игра
пронизывает все структурные компоненты
программы и ее содержание в целом.
В программе выделены новые, самостоятельные
разделы: "Здоровье", "Речь и речевое
развитие", "Мир, в котором мы живем",
"Природа и ребенок", "Культура
быта" и другие, которые ее существенно
дополняют и обогащают.
В программе "Истоки" выделено базовое
и вариативное содержание образования.
В базовую часть наряду с задачами по каждому
направлению развития ребенка включены:
характеристика возрастных возможностей
детей; общие показатели развития; базисные
характеристики личности; рекомендации
по организации жизни детей в дошкольном
учреждении, созданию предметно-развивающей
среды, сотрудничеству детского сада с
семьей, работе психологов в ДОУ.
Вариативные подходы к реализации Программы
раскрыты в разделе "Содержание и условия
педагогической работы". Они предусматривают
возможность корректировки содержания
педагогического процесса с учетом конкретных
условий работы детского сада.
В приложении к программе даны факультативные
разделы: "Обучение второму языку",
"Компьютер в дошкольном учреждении",
"Живой мир природы в городе и ребенок",
которые предназначены для ДОУ, работающих
в этих направлениях.
Программа обеспечена методическими и
учебными пособиями: по воспитанию детей
раннего возраста (авт. Л.Н.Павлова), развитию
речи и речевого общения (авт. А.Г.Арушанова),
обучению русскому языку нерусскоязычных
детей (Е.Ю.Протасова, Н.М.Родина), творческому
конструированию (авт. Л.А.Парамонова),
физическому (М.А.Рунова), эстетическому
развитию (К.В.Тарасова, В.А.Петрова, Л.В.Пантелеева),
экологическому (Н.А.Рыжова), взаимодействию
с семьей (Е.П.Арнаутова) и др.
Программа «Радуга».
Работа по программе «Радуга» ведется
по заказу Министерства образования России
с 1989 г . Авторы программы (Т.Н. Доронова,
В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) назвали
ее «Радуга», сравнивая с семью цветами
радуги. Семь основ — семь видов деятельности
в работе с детьми: физическая культура;
игра; изобразительная деятельность и
ручной труд (на основе знакомства с народным
декоративно-прикладным искусством); конструирование;
занятие музыкой и танцами; занятия по
развитию речи и ознакомление с окружающим
миром; математика.
Вся программа подчинена работе по созданию
традиций, которые позволяют сделать жизнь
ребенка радостной и содержательной, помогают
избавиться от накопившегося напряжения,
успокоить малыша.
В процессе становления личности особое
значение приобретает воспитание уважения
к личной собственности и содержательного
и позитивного отношения ребенка к окружающему
миру, другим людям, себе.
Программа «Развитие». Программа разрабатывалась
научным коллективом под руководством
известного отечественного психолога,
доктора психологических наук, профессора
Л.А.Венгера.
В основу программы легли идея А.В. Запорожца
о самоценности дошкольного периода развития
и концепция Л.А.Венгера о развитии способностей.
Программа требует установления основанных
на личностно ориентированной модели
воспитания и обучения. Программа составлена
для каждого возраста и содержит объяснительную
записку и детальную характеристику работы
с детьми.
Цели: развитие у детей умственных и художественных
способностей детей, а также развитие
специфических дошкольных видов деятельности.
Кардинально изменены способы дошкольного
обучения – перед детьми ставится система
последовательно усложняющихся задач.
Основной акцент программы сделан не на
то, какой фактический материал дается
детям, а на то, как он дается. При разработке
программного материала первую очередь
учитывалось, какие средства решения познавательных
и творческих задач должны быть усвоены
детьми, и на каком содержании эти средства
могут быть усвоены наиболее эффективно.
В младшей группе основными средствами
являются сенсорные эталоны (так называемый
«ударный» раздел – развитие сенсорной
культуры); в средней – наглядные модели
пространственных отношений типа плана
или чертежа (формирование пространственных
отношений); в старшем дошкольном возрасте
центральное место занимают условно-символические
наглядные модели, отражающие количественные
отношения, отношения звуков в слове, взаимосвязь
явлений природы, отношение между содержанием
и объемом понятий (математика, грамота,
экология, логика).
В структуре воспитательно-образовательного
процесса, организуемого по программе «Развитие»:
1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст).
2. Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка
к обучению грамоте (со старшей группы).
4. Формирование представлений об окружающем
мире о себе (мл.возраст).
5. Ознакомление с природой (средняя группа).
6. Формирование элементарных экологических
представлений.
7. Развитие элементов логического мышления
(со ст.группы).
8. Формирование элементарных математических
представлений (со средней группы).
9. Ознакомление с пространственными отношениями
(со средней группы).
10. Конструктивная деятельность.
11. Изобразительная деятельность.
12. Игровая деятельность.
В комплексе программы отсутствуют разделы
«Развитие музыкальности» и «Физического
развитие». Авторы рекомендуют программы:
«Гармония», «Синтез» ( К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено);
«Малыш» (В.А.Петрова) – музыкальное воспитание
и развитие; рекомендации по организации
физического воспитания в ДОУ Маханевой.
Программой предлагаются дополнительные
разделы : «Художественное конструирование»,
«Выразительное движение», «Режиссерская
игра».
Программно-методическое обеспечение:
Программа «Развитие» (для каждой возрастной
группы); планы занятий к программе «Развитие»
(для каждой возрастной группы); «Дневник
воспитателя: развитие детей дошкольного
возраста»; «Педагогическая диагностика»;
«Диагностика умственного развития детей
старшего дошкольного возраста» (теоретический
и практический материал); «Рекомендации
по выявлению умственно одаренных детей
5-6 лет».
Программа «Детство».
В 1995 году коллективом преподавателей
кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена
(В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина
и др.) была разработана программа «Детство».
Цель программы — обеспечение целостного
развития личности ребенка в период дошкольного
детства: интеллектуального, физического,
эмоционально-нравственного, волевого,
социально-личностного.
Введение ребенка в окружающий мир осуществляется
путем его взаимодействия с различными
сферами бытия и культуры. Обучение на
занятиях направлено на систематизацию,
углубление и обобщение личного опыта
ребенка. Количество занятий! и их продолжительность
не регламентированы. Педагогу предоставляется
право самостоятельно определять необходимость
их проведения, содержание, способ организации
и место в режиме дня.
Содержание программы разделено на четыре
блока: «Познание», «Гуманное отношение»,
«Созидание», «Здоровый образ жизни».
Программа состоит из трех частей в соответствии
с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (третий и четвертый год жизни),
средний (пятый год жизни) и старший дошкольный
возраст (шестой и седьмой год жизни).
Программа, ориентированная на социально-личностное
развитие ребенка, воспитание позитивного
отношения к окружающему миру, включает
новый важный раздел — «Отношение к самому
себе».
Содержание конкретизировано по разделам
в каждой части программы, посвященной
определенному возрастному периоду. Логика
подачи программного материала в каждом
возрастном разделе такова:
1. Характеристика возрастного периода,
достижения и перспективы развития ребенка.
2. Особенности сферы Деятельности (общения,
восприятия).
3. Общие задачи воспитания.
4. Представления (ориентации).
5. Практические умения.
6. Уровни освоения умений (низкий, средний,
высокий).
7. Методические советы.
8. Рекомендуемая литература для чтения,
рассказывания, заучивания наизусть.
9. Рекомендуемые произведения изобразительного
и музыкального искусства.
10. Заключение.
В помощь воспитателям, работающим по
этой программе, подготовлена специальная
серия методической литературы : «Библиотека
программы «Детство»; «План-программа
образовательно-воспитательной работы
в детском саду» (под общей редакцией З.А.
Михайловой) сформулированы педагогические
задачи по основным видам деятельности
: природоведческой, математической, художественно-творческой,
речевой, социально-нравственному воспитанию
и физическому развитию. В кратком изложении
представлены задачи и содержание воспитательно-образовательного
процесса в детском саду. Авторы предполагают
творческое отношение воспитателя к планированию
своей работы.
Программа «Кроха».
Программа разработана авторским коллективом
Нижегородского института развития образования
под руководством кандидата педагогических
наук Г.Г. Григорьевой.
Впервые подготовлена программа воспитания
ребенка от рождения до трех лет для родителей
(раскрываются общие закономерности развития
человека в раннем возрасте и средства
обеспечения его полноценного развития).
Цель программы — комплексное развитие,
воспитание и обучение детей в возрасте
до трех лет.
Разработана программа в духе идей гуманизации
семейного и общественного воспитания
маленьких детей. Программа предусматривает
разноуровневый, индивидуально-
Программы воспитания и развития ребенка
представлены в диалектическом единстве
и взаимосвязи. При этом подчеркивается
ориентировочный характер их содержания
и необходимость учета индивидуальных
темпов, уровня и направленности развития
малыша.
Программа построена на принципах системности
и деятельностного подхода, представлена
четырьмя блоками: предродовая педагогика;
характеристика особенностей физического
и психического развития ребенка от рождения
до трех лет; развитие и воспитание детей
первого года жизни; развитие и воспитание
ребенка второго и третьего года жизни.
Программа содержит информационные материалы
по всем направлениям развития личности
ребенка до трех лет, а также методические
рекомендации. В нее включены подборка
хрестоматийных материалов (литературных
произведений) для чтения и рассказывания
их детям, многофункциональные справочные
материалы и перечень методической литературы.
В приложениях даны таблицы уровней развития
и достижения детей в каждом возрастном
периоде, а также приводится литературный
материал, примерные сценарии семейных
праздников.
При разработке программы были учтены
также «Рекомендации по экспертизе образовательных
программ для дошкольных образовательных
учреждений Российской Федерации» Министерства
образования РФ №19-15/46 от 24.04.95 г. Обусловлено
это тем, что коллектив разработчиков
рассматривает эту программу в контексте
решения проблемы непрерывного образования
и необходимости реализации идей преемственности
в воспитании и обучении детей преддошкольного
и дошкольного возраста. Следовательно,
выполнение этой программы в семье будет
способствовать дальнейшему благополучному
развитию ребенка в условиях семейного
и общественного воспитания в дошкольном
учреждении, а затем и в школе.
Программа может быть использована для
работы с семьей в микрорайоне, в рамках
структур типа «Школа для родителей»,
центр «Семья и дети», «Материнская школа»
и т.п.
Программа рекомендована Министерством
образования РФ.
Парциальные программы.
Программа «Основы
безопасности детей дошкольного возраста»
( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н.
Н. Авдеева).
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного
поведения в различных неожиданных ситуациях,
самостоятельности и ответственности
за свое поведение. Программа предполагает
решение важнейшей социально-педагогической
задачи — воспитание у ребенка навыков
адекватного поведения в различных неожиданных
ситуациях.
В содержание включено шесть разделов:
«Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа»,
«Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное
благополучие ребенка», «Ребенок на улицах
города». При реализации этой программы
каждое дошкольное учреждение организует
обучение с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей, социокультурных
различий, своеобразия домашних и бытовых
условий городской и сельской местности.
Программа имеет учебно-методический
комплект: учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей
старшего дошкольного возраста и четыре
красочно иллюстрированных раздаточных
альбома для детей.
Программа «Юный
эколог» (Автор: С.Н.Николаева).
Цель: воспитание экологической культуры
дошкольников.
Программа может быть использована дошкольным
учреждением, которое от традиционного
ознакомления с природой переходит к решению
вопросов экологического воспитания дошкольников.
В программе представлено пять разделов;
первые два посвящены раскрытию взаимосвязи
растений и животных со средой обитания;
третий прослеживает их роль в процессе
онтогенеза - роста и развития отдельных
видов растений и высших животных; в четвертом
раскрываются взаимосвязи внутри сообществ,
жизнь которых дети могут наблюдать; пятый
раздел показывает разные формы взаимодействия
человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма
- она предназначена для повышения квалификации
педагогов и переориентации их мышления
с «ознакомления с природой» на «экологическое
воспитание». К программе разработаны
методические Материалы «Воспитание экологической
культуры в дошкольном детстве, в которых
раскрыта конкретная технология экологического
воспитания старших дошкольников в условиях
детского сада, представлено планирование
работы с детьми на протяжении учебного
года по месяцам и неделям.
Программа «Семицветик»
( Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).
Цель: культурно-экологическое образование
детей дошкольного возраста, становление
начального этапа духовно богатой, творческой,
саморазвивающейся личности, воспитание
нравственности, широкого кругозора, развитие
творчества через восприятие красоты.
Выделены блоки: «Планета Земля», «Небо»,
«Искусство», «Светочи»; предлагаются
тематическое планирование работы на
год и примерные конспекты занятий. Большое
внимание уделено совместной творческой
деятельности детей и взрослых. Программа
рассчитана на использование ее в детском
саду, в художественных и творческих детских
студиях, а также в домашнем воспитании.
К программе прилагается хрестоматия
«Про Небо и Землю: Сказочная хрестоматия»,
в которую вошли народные сказки и легенды
разных стран по тематике первых двух
блоков. Авторами созданы пособия: «Солнечный
круг», «Сто занятий с детьми дошкольного
возраста по программе «Семицветик», «Азбука
мира», «Уроки мира».
Программа «Красота
- радость - творчество» (Авторы: Т.
С. Комарова и др.).
Цель: духовное, интеллектуальное и сенсорное
развитие детей в дошкольном детстве.
Программа эстетического воспитания и
развития художественно-творческих способностей
строится на принципах народности и комплексного
использования видов искусств (музыкального,
изобразительного, театрального, литературы
и архитектуры).
Программа «Музыкальные
шедевры» (Автор О. П. Радынова).
Цель: формирование основ музыкальной
культуры у детей дошкольного возраста,
развитие творческих способностей в разных
видах музыкальной деятельности. Автор
предлагает четкую систему работы на основе
использования произведений искусства,
подлинных образцов мировой музыкальной
классики. К программе разработаны методические
рекомендации для педагога, система занятий
для всех возрастных групп детского сада,
беседы-концерты, развлечения. В программе
осуществляется взаимосвязь познавательной,
ценностно-ориентированной и творческой
деятельности детей в процессе формирования
у них основ музыкальной культуры.
Программа «Я, ты,
мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).
Цель: социально-эмоциональное развитие
ребенка дошкольного возраста, формирование
его эмоциональной сферы и социальной
компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач,
связанных с воспитанием нравственных
норм поведения, умением строить свои
взаимоотношения с детьми и взрослыми,
достойно выходить из конфликтных ситуаций,
адекватно оценивать собственные возможности.
Даны методические рекомендации педагогу
и родителям. В комплект входят учебно-наглядные
пособия.
Программа «Я — человек»
(Автор С. А. Козлова).
Цель: раскрыть для ребенка окружающий
мир, сформировать у него представление
о себе как о представителе человеческого
рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах,
поступках, правах и обязанностях, разнообразной
деятельности; на основе познания развивать
творческую, свободную личность, обладающую
чувством собственного достоинства и
проникнутую уважением к людям.
Программа включает четыре раздела; «Что
я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди»,
«Человек - творец», «Земля - наш общий
дом». Автором предлагается учебное пособие
«Теория и методика ознакомления дошкольников
с социальной действительностью», которое
может служить технологией реализации
программы «Я - человек».
Программа «Наследие»
(Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева).
Цель: введение ребенка в русскую культуру,
приобщение к таким духовным ценностям,
которые являются связующим звеном между
людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих
относительно самостоятельное значение
и определенные задачи: круг событий; семейный
круг; круг чтения.
Авторами разработаны содержательные
материалы к этим блокам, сценарии праздников,
народные игры, список литературы. Авторы
используют традиционный для русской
культуры земледельческий календарь,
в котором отражен ритм годовой жизни
природы и человека во взаимодействии
с ней. Православный календарь выступает
как форма народных традиций и памяти
об истории страны и мира. Календарь памятных
дат напоминает о различных явлениях и
событиях русской классической культуры.
Программа «Здоровье»
(Автор В. Г. Алямовская).
Цель: воспитание дошкольника физически
здорового, разносторонне развитого, инициативного
и раскрепощенного, с чувством собственного
достоинства. Автор предлагает систему,
состоящую из четырех основных направлений,
каждое из которых реализуется одной или
несколькими подпрограммами: обеспечение
психологического благополучия; охрана
и укрепление здоровья детей; духовное
здоровье; нравственное здоровье; приобщение
ребенка к общечеловеческим ценностям.
Программа развития
речи детей дошкольного возраста в детском
саду (Автор О. С. Ушакова).
Цель: развитие речи дошкольников.
В основе системы развития речи дошкольника
лежит комплексный подход, разработана
методика, направленная на решение взаимосвязанных
задач речевого развития: фонетическую,
лексическую, грамматическую и на их основе
- развитие связной речи.
В данную методику включены отдельные
конспекты, игры, речевые упражнения, творческие
задания, направленные на решение всех
речевых задач по разным возрастным группам.
Альтернативные технологии.
Методика Монтессори.
Программа, разработанная итальянским
педагогом Марией Монтессори, основывается
на трех принципах:
1. Воспитание должно быть свободно.
2. Воспитание должно быть индивидуально.
3. Воспитание должно опираться на данные
наблюдений за ребенком.
Опираясь на данные физиологии, антропометрические
характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог
находит средства, чтобы обеспечить и
облегчить ребенку «его сложную внутреннюю
работу психического приспособления,
духовного роста». М. Монтессори придавала
большое значение дошкольному возрасту,
определяя его как «созидательный», так
как именно в этом возрасте «складываются
и укрепляются все главные силы и функции
организма». Центральным моментом в идеях
Монтессори являются максимально возможная
индивидуализация учебно-воспитательной
деятельности, использование четко продуманной
и умело инструментированной программы
развития каждого ребенка, оригинальное
построение педагогического процесса
для детей от 4 до 12 лет, где главное — признание
за каждым учеником права на свой темп
работы и свои способы овладения знаниями.
Игры, занятия, упражнения с дидактическими
материалами позволяют развивать зрительно-различительное
восприятие размеров, форм, цветов, распознавание
звуков, определение пространства и времени,
способствуют математическому развитию
и развитию речи.
М.Монтессори придавала огромное значение
воспитанию чувств. Она подчеркивала,
что это облегчает естественное развитие
личности (естественное психофизическое
развитие ребенка, приспособление к среде.
Специально подготовленная «окружающая
среда» («подготовительная среда» - по
Монтессори) содействует развитию духовного
потенциала ребенка. В этой, специально
создаваемой среде, должны присутствовать
в обобщенном виде духовные ценности,
сокровища, которые накопило человечество
за всю историю своего развития: мир во
всем многообразии цветов и оттенков;
фактура предметов и их форма (объемное
восприятие); гармония композиции; свободное
и выразительное движение; полное развитие
вкусовых, температурных обонятельных
и др. ощущений.
Ребенок, находясь в специально созданной
окружающей среде, путем проб и ошибок
приобретает жизненный опыт.
Вальдорфский детский
сад. Вальдорфская педагогика - это
международное культурно-образовательное
движение, основанное немецким философом
Р. Штеинером. На протяжении всей жизни
он развивал, проверял и пропагандировал
идею о существовании сверхчувственной
действительности, которая может быть
изучена при помощи органов чувств. Путь
познания, на который вступил Штейнер,
он назвал антропософией.
Цель вальдорфской педагогики: привести
ребенка в контакт с миром, развить его
скрытые способности и свойства.
Продолжительность пребывания детей в
детском саду 4—5 ч, то есть половина дня.
По мнению Р. Штейнера, более длительное
пребывание ребенка в обществе других
детей и в отрыве от мамы чрезвычайно утомляет
его.
Занятия проводятся с группой 12-20 детей.
Занятия и игры в саду постоянно сменяют
друг друга. Основная идея: гармоничное
чередование организованных и самостоятельных
занятий. Это рисование, лепка, игра на
музыкальных инструментах.