Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 15:08, реферат
В работе дан ответ на вопрос:
Что же в классической дидактике понимают под понятием образование?
1. Образование
Что же в классической дидактике понимают
под понятием образование?
Как педагогический термин слово «образование»
ввел в 1780 г. основоположник теории обучения
Иоганн Генрих Песталоцци. Н. И. Новиков
в таком же значении применил категорию
«образование» в русском языке. Понятие
«образование» рассматривалось в довольно
широком значении как результат всех педагогических
воздействий на человека. Такая трактовка
образования существовала со 2-й половины
XIX в., когда постепенно складывается мнение,
что образование – это не только состояние,
но и процесс, совокупность педагогической
деятельности, посредством которой достигается
образование.
В советской педагогике в 50—60-е гг. XX в.
образование сначала рассматривалось
как совокупность знаний, умений и навыков,
необходимых для практической деятельности,
а затем – как процесс и результат этой
деятельности. Такое же определение этого
понятия принимается в 1978 г. XX Генеральной
конференцией ЮНЕСКО, где записано, что
«образование – это процесс и результат
совершенствования способностей и поведения
личности, при которых она достигает зрелости
и индивидуального роста». Также в Законе
Российской Федерации «Об образовании»
в редакции Федерального закона от 13.01.96
№ 12-Ф3 сказано, что образование – это «целенаправленный
процесс обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства, сопровождающийся
констатацией достижения обучающимся
определенного государством уровня (образовательного
ценза). Получение образования – достижение
и подтверждение образовательного ценза,
которое удостоверяется соответствующими
документами».
Итак, к настоящему времени в научно-педагогической
среде образование рассматривается как
процесс и результат. Наиболее удачной
и убедительной является трактовка, разработанная
Ю. Г. Фокиным в НИИ Высшего образования:
«Образование – это система обучения,
социализации и развития, направленная
на усвоение индивидом системы элементов
объективного опыта человечества, необходимого
для успешного осуществления им деятельности
в избранной сфере общественной практики,
и признаваемая обществом в качестве определенного
уровня развития индивида».
В данном случае под социализацией имеется
в виду количественное и качественное
изменение общественно значимых убеждений,
идеалов, свойств личности, которые необходимы
для достижения определенного уровня
успеха в социуме, обществе.
В современной педагогической науке категория
образования рассматривается как система
ценностей, система, процесс и результат,
а вследствие этого, имеет четыре аспекта:
образование как ценность, как система,
как процесс и как результат.
Образование может носить государственный,
общественный, личностный характер. Результат
образования многозначен и может предполагать
грамотность, образованность, профессиональную
компетенцию, менталитет.
Имеется в виду, что грамотность – не
просто умение читать, писать и считать,
но и прежде всего подготовленность к
дальнейшему развитию своего образовательного
потенциала. Грамотность, приведенная
в степень необходимого максимума для
конкретного человека, личности, – это
уже образованность. Профессионализм
– определенный уровень образования,
именно профессионального образования,
личный опыт, а также индивидуализм, индивидуальные
особенности и способности человека, его
стремление к самообразованию и самосовершенствованию,
творческое отношение к делу. Менталитет
– это глубинные, духовно-нравственные,
культурные и мировоззренческие ценности
индивидуального и общественного поведения,
высшая ценность образования.
На 29-й сессии Генеральной конференции
Международной стандартной классификации
образования (МСКО) в октябре 1997 г. было
представлено такое определение понятия
образования, где под образованием понимается
«организованный и устойчивый процесс
коммуникации, порождающий обучение»
(п. 12), и далее в п. 13–16 раскрывается смысл,
который вкладывается в каждое слово этого
определения: «Процесс коммуникации –
взаимодействие между двумя или более
лицами, включая передачу информации (сообщений,
идей, знаний, стратегий и т. д.); обучение
– любая перемена в поведении, информации,
знаниях, взаимопонимании, мировоззрении,
в системе ценностей или навыках (чтобы
считаться образованием, обучение должно
носить плановый характер и не сводиться
просто к физическому росту, взрослению
или общей специализации); организованное
– планируемое в соответствии с определенной
последовательностью с четко обозначенными
или подразумеваемыми целями; устойчивое
– предполагающее, что в любом учебном
опыте есть элементы продолжительности
и непрерывности».
Составные части содержания образования:
1) знания – являются сохраненной в памяти
информацией, которая сопровождается
умением воспроизводить эту информацию,
а также, что очень важно, умением применять
и обобщать теоретические знания и основные
факты науки;
2) умения – это возможность применения
знаний, которые приобретаются в результате
обучения на практике. Знания и навыки
являются составной частью умения;
3) навыки – это набор элементарных приемов
практической деятельности, приемов контроля
и регулирования этой деятельности.
Отношения включают в себя эмоциональное
отношение и определение оценки различных
сторон жизни и деятельности человека.
В свою очередь, творческая деятельность
предполагает появление новых знаний,
навыков, умений и отношений.
Фактор – это основательная причина,
которая образована в свою очередь из
следующих причин: влияние, действие, переменная,
параметр, показатель и т. д.
Таким образом, различные трактовки понятия
образования не противоречат, а дополняют,
совершенствуют друг друга и характеризуют
образование как целенаправленный процесс
обучения для достижения результата развития
личности.
Это обусловило и формулировку
стратегических целей образования:
1. Обеспечение социальной и духовной
консолидации общества. 2. Обеспечение
конкурентоспособности