Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 13:51, доклад
В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии отдельно от особенностей обучения. Влияние распада истории Древней Индии на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Специфический отпечаток кастовости на воспитание и обучение в Древней Индии, влияние религиозной идеологии: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период, и других событий древнеиндийской современности.
1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии
В этой главе мы рассмотрим
особенности воспитания в Древней
Индии отдельно от особенностей обучения.
Влияние распада истории
1Особенности воспитания в Древней Индии
По мнению З.И. Васильевой, И.Н. Андреевой, Т.С. Буториной и др., жизнь человека представлялась индийцам непрерывной цепью "деяний", священнодействий. Вся жизнь индийца, в сущности, являлась завершенным циклом обрядов. Ритуал сопровождал зачатие ребенка, его рождение, первый вынос из дома, наречение имени и т.д. - вплоть до "последней церемонии" сожжения трупа, собирания и захоронения праха. Жизнь делилась на периоды так же, как год на сезоны, сутки на утро, день, вечер и ночь. Эти стадии жизни индийцы называли словом "ашрама".
Кастовое деление
Представителям высшим каст был доступен обряд посвящения. Оно давало право на совершение обрядов, на приобщение к текстам вед. Получивший "второе рождение" ("дваждырожденный"), как правило, несколько лет жил в доме наставника - гуру. Ученик привыкал почитать наставника - в чем-то последний ставился выше родителей, в чем-то он почитался больше, чем сами боги. Юноша сопровождал гуру босиком и с непокрытой головою. Ученик воспитывался в духе почитания и беспрекословного послушания старшим. Он носил воду, следил за домашним очагом и пас коров учителя - это были непросто обязанности, а религиозные обеты. Регулярно он отправлялся собирать милостыню (в том числе, конечно, к своим сородичам в деревне)- все полученное он приносил учителю в качестве подаяния. [4]
Однако, согласно материалам
педагогического
Другим не менее важным фактором генезиса воспитания, по мнению А.Н. Джуринского, стала религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились достаточно устойчивые представления о том, какими должны быть воспитание. Они основывались на идее, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. [1]
Буддизм возник в середине I тысячелетия до н.э. Будда - буквально "Пробужденный" или "Достигший Просветления"- обозначение того, кто обрел спасение и "переправился на другой берег" [4,с.29]. Буддийская мораль требовала от верующих отказа от насилия, воровства или мошенничества, разврата, лжи и пьянства. Благодаря соблюдению этих заповедей, чистоте помыслов, слов и поступков человек мог достичь того особого настроя души, который обеспечивал спасение. Идеалом считался полный отказ от себялюбия, самоотверженность, щедрость, воистину не знающая пределов.
Важным принципом
Буддисты имели в своем
арсенале многообразные средства и
приемы, позволяющие им изучать воспитанников,
на основании наблюдений они составляли
программу индивидуального
Во II - VI вв происходит возрождение индуизма В этот период, получивший название "необрахманского", взгляды на воспитание претерпевают значительные изменения. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, пренебрегать суетным и бренным, добиваться "плодов дела" .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже в Древней Индии к вопросу воспитания подходили обдуманно, но они напрямую зависели от религиозных и философских течений. Уже тогда были сформулированы первые обобщенные представления о нормах воспитания, эти представления легли в основу дальнейшего развития педагогической мысли и практики.
.2Особенности обучения в Древней Индии
Как считает Джуринский А.Н., школьное образование в долине Инда, скорее всего, появилось в доарийский период в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие до н. э.), имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила об этой культуре мало сведений. Несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма - вот, пожалуй, и все вещественные памятники образования тех времен.
Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя - гуру (чтимый, достойный), либо участвовали в спорах и собраниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
Васильева З.И. и др., утверждает,
что только для трех высших каст
обучение считалось обязательным. Его
начало отмечалось обрядом упанаяны
(второго рождения) - посвящения в
ученики. "Учитель, получая ученика
как зародыш, дает ему второе рождение",
- гласила древнеиндийская
Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, у брахмана дети находились с 7-9 лет до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств". [10]
В период ученичества человек должен был приобрести знания и навыки, необходимые ему в зрелом возрасте. Обучение в Древней Индии было основано на устной передаче знаний. Ученики воспринимали тексты на слух, разбирали и заучивали их. От них требовалось понимание текста. Новый урок давался учителем только после усвоения учеником предыдущего урока. Экзамены отсутствовали на всех этапах обучения. После посвящения дети брахманов занимались преимущественно изучением священных текстов и грамматики. Дети кшатриев и вайшьев изучали те же тексты в сокращенном объеме, а также отрасли знания, необходимые им в будущем,- военное дело, письмоводство, счетоводство, агротехнику и т.д.
Главное внимание уделялось изучению элементов богослужения, чтению формул - священных текстов вед и собственно церемониям, совершаемым на алтарной площадке. К подготовке подходили очень строго. Тексты заучивали мальчики в доме у гуру, практические навыки в ритуале поддерживались традицией и повседневной практикой. Жрецом мог быть лишь тот, кто родился в семье брахмана и получил образование в доме наставника.
Шудры могли лишь обучаться грамоте и приобретать знания, необходимые им для практической деятельности. Обучение детей письму и счету начиналось за несколько лет до обряда упанаяны. [4]
Многие ученые, в том числе и Никитич Л.А., отмечают влияние буддизма на образование в Древней Индии. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. К этому времени создан древнейший индийский слоговой алфавит - брахми. К III в. н. э в Индии было распространено несколько систем алфавитно-слогового письма, пришедших на смену идеографическому письму. Использование алфавитно-слогового письма заметно повышало результативность образования. [7]
Буддийские монахи заучивали
и периодически повторяли слова
Учителя (Будды) - его изречения, составившие
сборник "Джаммапада". Они передавали
легенды о жизни
Сложилось и представление о содержании образования. Просветленный должен изучить восемнадцать областей знаний, которые включают: четыре Веды; шесть Веданг; четыре Упаведы - медицину, военное искусство, музыку, архитектуру или науку о ремесле; пураны - эпические поэмы мифологического, космогонического и легендарного содержания; итихасу - предания; ньяя - науку о правильном рассуждении, логику; мимансу - философскую систему, занимающуюся интерпретацией ведического ритуала и текста.
В буддийских монастырях, располагавшихся на территории всей Древней Индии, открывались школы, в которых могли обучаться все, независимо от своей религиозной принадлежности (буддизм в Индии сосуществовал с индуизмом).
Учитель, согласно буддийской традиции, должен был постоянно наблюдать за учеником , учить его, к чему следует стремиться, а чего следует избегать, но выбор пути всегда оставался за учеником. Учитель постоянно поддерживал в ученике энергию и желание учиться. Он обучал его всему, что знал сам, и относился к нему, как к собственному сыну, говоря себе: "Я родил его в учении". [4,с.31]
В школах при индуистских
храмах, кроме санскрита, обучали
чтению и письму на местных языках.
Определились два типа учебных заведений
толь (начальная школа) и аграхар
(учебное заведение более
В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования. Среди таких центров получили известность, например, комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара) Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот лет (до V в до и э), жили известные ученые и философы. Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естествознание, коммерцию, обучали магии, заклинанию змей. Такташила поддерживал культурные связи с некоторыми странами Древнего Востока, например с Китаем .
Не менее широкую известность получила просветительская деятельность в Наланде, где в период расцвета ( IV в до и э) действовали школы при 13 буддийских монастырях с множеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, веды, медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр. [1]
Отличительная черта древнеиндийской
культуры, по мнению А.Н. Марковой, заключается
в почитании знаний. Зародившись
в глубокой древности, индийская
наука развивалась и
Таким образом, можно утверждать, что организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепенно программа обучения приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширялся социальный круг учащихся.
Воспитание и школа в Древней Индии.
История Древней Индии распадается
на две главные эпохи, рубежом
между которыми является VI в. новой
эры: дравидско-арийскую и буддийскую.
Цивилизация дравидских племен - коренного
населения Индийского полуострова до
1-й половины 2-го тысячелетия н. э. - соответствовала
культурному уровню первых государств
Двуречья. Воспитание и обучение носили
семейно-сословный характер, причем роль
семьи была первостепенной.
Школьное образование в долине Инда, скорее
всего, появилось в доарийский период
в городах хараппской культуры (3 - 2 тысячелетие
до н. э.), имевших довольно тесные связи
с государствами Месопотамии. История
сохранила об этой культуре мало сведений.
Несколько сотен печатей с надписями на
своеобразном письме, глиняные чернильницы
для письма - вот, пожалуй, и все вещественные
памятники образования тех времен.
В течение 2 - 1 тысячелетий до н. э. территория
Индии была освоена арийскими племенами.
На базе отношений коренного населения
с завоевателями-ариями возник строй,
позднее получивший название кастового.
Население было поделено на четыре основные
касты, или варны. Три высших касты составили
потомки ариев: брахманы (жрецы), кшатрии
(воины), вайшьи (земледельцы-общинники,
ремесленники, торговцы). Четвертой - низшей
кастой - являлись шудры (наемные работники,
слуги, рабы). Наибольшими социальными
привилегиями пользовались брахманы.
Кшатрии - профессиональные воины - в мирное
время содержались за счет государства.
Вайшьи относились к свободной трудовой
части населения. Шудры не имели никаких
прав, а лишь одни обязанности. Совершенно
жалкое существование влачили потомки
дравидов - т. н. парии.
Кастовость наложила специфический отпечаток
на развитие воспитания и обучения в Древней
Индии.
Другим не менее важным фактором генезиса
воспитания и образования стала религиозная
идеология: брахманизм (индуизм) в дравидско-арийскую
эпоху, буддизм и необрахманизм в последующий
период.
В дравидско-арийскую эпоху сложились
достаточно устойчивые представления
о том, какими должны быть воспитание и
обучение. Они основывались на идее, что
каждый должен развивать свои нравственные,
умственные и физические качества так,
чтобы сделаться органичным членом своей
касты. У брахманов ведущими качествами
считались интеллектуальные достоинства,
у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев
- трудолюбие и терпение, у шудров - покорность.
Сформировался и взгляд на идеальное воспитание
(претендовать на него могли лишь высшие
касты), согласно которому человек рожден
для насыщенной счастливой жизни. Воспитание
предусматривало умственное развитие
(ясность суждений и рассудочное поведение),
духовность (способность к самопознанию),
физическое совершенство (закаливание,
владение собственным телом), любовь к
природе и прекрасному, самообладание
и сдержанность. Наивысшим проявлением
нравственного поведения считалось содействие
общему благу.
Развернутые характеристики такого идеального
воспитания мы находим в древнем эпосе.
Так, в сказании индоарийцев "Бхагавата-пурана"
дано подробное описание образцов воспитания
божественного и мудрого Кришны. Эпический
царь - воин и пастух - рос среди сверстников
в совместных играх и труде. Позже родители
отдали его в учение мудрому брахману.
Вместе с друзьями Кришна более двух месяцев
усердно изучал веды, сделавшись знатоком
всяческих разнообразных умений и искусств
и овладев людской премудростью.
Носителем идеального воспитания был
также Рама - герой другого древнеиндийского
эпоса "Махабхарата". Вот как виделся
этот образец человеческого совершенства:
"Никто не мог сравниться с царевичем
в силе и отваге, и всех превзошел Рама
и ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением.
Исполненный добродетелей, он никогда
не кичился и не выискивал пороков у других.
Чистый душою, он был приветлив и кроток
в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен
со старшими. Постоянно в часы отдыха он
упражнялся в воинском искусстве, он вел
полезные беседы с умудренными возрастом,
наукой и опытом мужами. Он знал веды, законы
и обычаи, был красноречив и рассудителен
и никогда не уклонялся с пути долга".
Своеобразной священной и одновременно
учебной книгой была также "Бхагавадгита"
(1-е тысячелетие до н. э.). В ней предлагались
образцы содержания и путей воспитания
и образования. "Бхагавадгита" написана
в виде собеседований мудрого учителя
с учеником. В образе наставника предстает
божественный Кришна, в образе ученика
- царский сын Арджуна. Попадая в сложные
жизненные обстоятельства, Арджуна ищет
и находит у Кришны разъяснения для выхода
из создавшегося положения, каждый раз
поднимаясь на новый, более совершенный
уровень познания и поведения. Алгоритм
приобретения знаний выглядит следующим
образом: поначалу целостное изложение
учителем новых знаний, затем - дробный
анализ; раскрытие абстрактных понятий
сопровождалось обсуждением конкретных
примеров.
Суть обучения по "Бхагавадгите"
состояла в следующем: Кришна ставил перед
Арджуной различные цели, расширяя и углубляя
их таким образом, чтобы побудить ученика
к самостоятельному поиску истины, научить
его приемам и методам познания. Процесс
обучения сравнивался со сражением, побеждая
в котором Арджуна поднимался к совершенству.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии
сложилась определенная традиция семейно-общественного
воспитания. На первой ступени - в семье
- систематическое обучение не предусматривалось.
Для трех высших каст оно начиналось после
особого ритуала посвящения во взрослые
и ученики - упанаямы. Не прошедшие инициацию
становились отверженными, их лишали права
иметь супругом представителя своей касты,
получать дальнейшее образование. Так,
в индоарийском обществе контролировались
результаты семейного воспитания, складывалось
отношение к ученичеству как закономерному
этапу в жизни человека. Порядок упанаямы,
содержание дальнейшего обучения для
представителей трех высших каст не были
одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации
приходился на 8-летний возраст, для кшатриев
- на 11-летний, для вайшьев - на 12-летний.
Программа образования брахманов была
более полной. У кшатриев и вайшьев программа
была менее насыщенной, но профессионально
направленной. Кшатрии обучались военному
искусству, вайшьи - сельскохозяйственным
работам и ремеслам. Длительность обучения
обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных
случаях оно продлевалось еще на 3 - 4 года.
Программа обычного обучения состояла,
прежде всего, в пересказах вед, обучении
чтению и письму. Повышенное образование
получали немногие юноши. В программу
повышенного образования входили: поэзия
и литература, грамматика и философия,
математика, астрономия. Содержание повышенного
образования было для того времени весьма
сложным. Достаточно сказать, что в Древней
Индии впервые были введены ноль и счет
с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем
заимствовали арабы и европейцы. Порядок
обучения в доме учителя во многом строился
по типу семейных отношений: ученик считался
членом семьи учителя и, помимо приобретения
образования, осваивал правила человеческого
общежития.
Специальных помещений для учебных занятий
тогда не было. Обучение проходило на открытом
воздухе. Появились своеобразные семейные
школы, где мужчины обучали молодежь, устно
передавая знания. Ученики выслушивали,
заучивали и анализировали тексты.
Учителя поначалу не получали вознаграждения.
Подарки имели, скорее, символическую
ценность. Основным способом компенсации
за обучение была помощь учеников семье
учителя по хозяйству.
Приобретавшие повышенное образование
юноши посещали известного своими познаниями
учителя - гуру (чтимый, достойный) либо
участвовали в спорах и собраниях ученых
мужей. Вблизи городов начали возникать
так называемые лесные школы, где вокруг
гуру-отшельников собирались их верные
ученики.
В середине 1-го тысячелетия н. э. в истории
древнеиндийской цивилизации начинается
новая эпоха. Происходят существенные
изменения в экономической, духовной жизни,
в сфере воспитания и обучения.
Такие перемены создали условия для зарождения
новой религии - буддизма, который, в свою
очередь, оказал определяющее воздействие
на весь уклад жизни Древней Индии.
У истоков буддийской традиции обучения
стоит Будда, или Шакья-Муни (623 - 544 до н.
э.). С точки зрения его последователей,
Будда (Просветленный) достиг высшего
духовного совершенства. Он выступал против
монополии брахманов в религиозном культе
и за уравнивание каст в религиозной жизни
и воспитании, проповедовал непротивление
злу и отказ от всех желаний (нирвана).
По преданию, Будда начинал просветительскую
деятельность в лесной школе близ города
Бенареса. Вокруг него - отшельника-гуру
- собирались ученики, которым он проповедовал
свое учение.
Буддизм отверг принцип неравенства каст,
обратился к отдельной личности, провозгласил
равенство людей по рождению. В буддийские
общины принимали представителей любой
касты.
Согласно буддийскому учению, главной
задачей воспитания является совершенствование
души человека, которую следует избавить
от мирских страстей через процесс самопознания
и самосовершенствования. В этом процессе
различались три основные стадии: стадия
предварительная, стадия сосредоточенности,
стадия окончательного усвоения.
В буддийскую эпоху происходят изменения
в учебной программе. Главное внимание
начали уделять обучению грамматике санскрита,
который с I в. н. э. стал ведущим языком
Северной Индии. К этому времени создан
древнейший индийский слоговой алфавит
- брахми. К III в. н. э в Индии было распространено
несколько систем алфавитно-слогового
письма, пришедших на смену идеографическому
письму. Использование алфавитно-слогового
письма заметно повышало результативность
образования.
Элементарное образование получали в
религиозных школах вед и светских учебных
заведениях. В школах вед обучение носило
сословный характер, будучи адресовано
представителям трех ведущих каст. В светских
школах учеников набирали независимо
от кастовой и религиозной принадлежности,
обучение носило более практический характер.
В школах вед, акцент был сделан на интеллектуальное
образование с элементами религии.
В некоторых буддийских монастырях давали
повышенное образование. В этом случае
в программу обучения входило изучение
древних трактатов по философии, математике,
медицине и др.
В учебных заведениях наставник занимался
с каждым учеником отдельно, учителя получали
денежное вознаграждение
Во II -VI вв. происходит возрождение индуизма.
В этот период, получивший название "необрахманского",
взгляды на воспитание претерпевают значительные
изменения. Увеличивается число школ.
Воспитание рассматривается, как способ
помочь человеку научиться различать
сущностное и преходящее, достигать душевной
гармонии и покоя, пренебрегать суетным
и бренным, добиваться "плодов дела".
В школах при индуистских храмах, кроме
санскрита, обучали чтению и письму на
местных языках. Определились два типа
учебных заведений толь (начальная школа)
и аграхар (учебное заведение более высокого
уровня). Аграхары представляли собой
своеобразные сообщества гуру и учеников.
Программы аграхаров постепенно приближались
к жизненным потребностям. Доступ в толи
и аграхары был расширен для представителей
разных каст. С притоком кшатриев и особенно
вайшьев в аграхары увеличился объем преподавания
географии, математики, языков, а также
врачевания, ваяния, живописи.
В ходе развития организованного воспитания
и обучения в Древней Индии сложился ряд
крупных центров образования. Среди таких
центров получили известность, например,
комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила
в Пакистане), Наланде (близ г. Бхуванешвара)
Так, в Такташиле, процветавшем почти пятьсот
лет (до V в до и э), жили известные ученые,
и философы. Они преподавали медицину,
искусство, астрономию, естествознание,
коммерцию, обучали магии, заклинанию
змей. Такташила поддерживал культурные
связи с некоторыми странами Древнего
Востока, например с Китаем.
Не менее широкую известность получила
просветительская деятельность в Наланде,
где в период расцвета (IV в до и э) действовали
школы при 13 буддийских монастырях с множеством
учеников и учителей. Спектр изучаемых
предметов был весьма богат индуизм и
буддизм, логика, веды, медицина, филология,
языкознание, право, астрономия и др.
Таким образом, можно утверждать, что организованное
воспитание и обучение в Древней Индии
прошло длительный путь развития. Постепенно
программа обучения приближалась к практике
жизни, становилась более доступной, расширялся
социальный круг учащихся.
Источник: А.Н. Джуринский, «История зарубежной
педагогики», Москва, 1998