Образование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 13:45, реферат

Краткое описание

Уже в первые годы после образования КНР китайское правительство рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа - как краеугольную стратегию государственного строительства. До 1949 года 80 процентов 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Китайской правительство приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования, в результате быстро возросло число обучающихся в стране.

Вложенные файлы: 1 файл

образование в китае.docx

— 32.91 Кб (Скачать файл)

1. Реформа и развитие образования

 

Уже в первые годы после образования КНР китайское правительство рассматривало просвещение как дело первостепенной важности, а повышение культурного уровня народа - как краеугольную стратегию государственного строительства. До 1949 года 80 процентов 500-миллионного населения Китая было неграмотными. Китайской правительство приложило огромные усилия для преобразования старой системы образования, упорядочения политического курса и установок в области образования, в результате быстро возросло число обучающихся в стране. К настоящему времени 91 процент районов страны охвачен обязательным начальным обучением, 99 процентов детей школьного возраста ходят в школу, сокращается число детей, который по той или иной причине прервали учебу. В масштабе страны неграмотных среди людей молодого и среднего возраста сократилось до 7 процентов. С 1978 года по мере проведения политики реформ и открытости и в результате возобновления системы государственных экзаменов при приеме в вузы дело образования в Китае получило бурное развитие. Признав образование стратегически важным для социально-экономического развития страны, китайское правительство выработало курс развития народного образования: "В развитии образования - лицом к модернизации, к внешнему миру, у будущему".

На конец 1998 г. в стране насчитывалось 1022 вузов, где обучалось 3,41 млн. человек, в том числе 1,08 млн. первокурсников; при 736 вузах открыты  отделения аспирантуры, где обучается 199 тыс. соискателей, из них 73 тыс. были приняты в том же году; открыто 962 высших учебных заведений для  взрослых, где обучаются 2,82 млн. человек, в том числе 1 млн. новичков. Одновременно в стране насчитывается 13948 общеобразовательных средних школ высшей ступени, где обучаются 9,38 млн. человек; открыто 17106 средних профессиональных школ всех типов и уровней, учащихся в которых насчитывается 11,26 млн. (включая 1,73 млн. студентов техникумов) или 55 процентов всех учащихся средних школ высшей ступени. В средних школах первой ступени всей страны обучалось 54,5 млн. человек, поступившие в средние школы составили 87,3 процента абитуриентов, окончивших начальные школы. Число учащихся в начальных школах страны достигло 139,54 млн., 98,9 процентов детей школьного возраста ходят в школу. Школьники, по той или иной причине прервавшие учебу в общеобразовательных средних школах первой ступени и начальных школах, составили соответственно 3,23 и 0,93 процента от общего числа учащихся. В средних профессиональных школах для взрослых обучаются 2,51 млн. человек, а число людей, проходивших курсы технической подготовки для взрослых, составило 86,82 млн. В 1998 г. была искоренена неграмотность еще для 3,21 млн. человек. Эти данные говорят об отрадных успехах Китай в народном образовании.

Период с конца нынешнего  и до начала следующего века является чрезвычайно важным для социально-экономического развития Китая. Китайское правительство, исходя из стратегии "подъем страны за счет науки и образования" и  стратегии продолжительного развития, придает приоритетное значение развитию образования и повышению культурного  уровня граждан. По мере наступления  эпохи "взрыва информации" в Китае  все убедительнее проявляется приоритетное значение образования для социально-экономического развития страны.

 

2. Дошкольное воспитание

 

Дошкольное воспитание в  Китае осуществляется совместными  усилиями всего общества в разных формах и по разным каналам. Помимо административных органов просвещения  разных ступеней, государство поощряет предприятия, непроизводственные и  общественные организации, а также  отдельные лица на открытие детских  садов согласно соответствующим  правилам. Придерживаясь принципа "сочетания воспитания с физическим развитием", все детские сады помогают детям всесторонне развиваться в физическом, умственном, эстетическом и других отношениях, чтобы с юного возраста обеспечить гармоничное развитие личности. В детсадах основным средством воспитания служит игра, там созданы благоприятные условия для развития детей, им обеспечена возможность показать себя и проявлять способности.

Государство выработало цензы  квалификации и порядок аттестации воспитателей детсадов. В стране открыто 67 педагогических училищ дошкольного  воспитания, в части профессиональных школ учреждены специальности дошкольного  воспитания, в результате в основном сформировалась система подготовки и повышения квалификации педагогов  дошкольного воспитания. Благодаря  принятым государством "Правилам управления детскими садами", "Порядку работы в детских садах" и другим документам управление детсадами поставлено на научную и систематизированную  основу.

 

3. Дошкольное образование предназначено для детей в возрасте 1-6 лет

 

Согласно физическому  развитию и психологическим особенностях детей разных возрастов Министерство образования Китая разработало  специальную программу образования  для детей грудного возраста, согласно которой учреждения дошкольного  воспитания ведут обучение в области  тактильного познания мира, развитие языковых навыков, арифметики, жизненных  навыков и т.д.

В Китайские детские сады обычно принимаются дети в возрасте 3-6 лет. Ныне в Китае насчитывается  около 150 тыс. детских садов, поэтому  только 30% детей соответствующего возраста проходят в них обучение.

Детские сады делятся на государственные и частные. Государственные  детские сады обладают богатым педагогическим и управленческим опытом, плата за обучение в них достаточно низкая, а частные сады сформировались лишь за последние несколько лет, плата  за обучение в таких учреждениях  сравнительно высокая. По мере развития рыночной экономики постепенно увеличивается  число частных садов. Ныне их количество составляет 30% от всех детских садов.

 

4. Начальное и среднее образование

 

В Китае срок начального образования составляет 6 лет, среднего образования первой ступени - 3 года, среднего образования высшей ступени - 3 года. Первые 9 лет обучения (включая  начальное и среднее образование  первой ступени) относится к обязательному. Все дети в возрасте 6 лет должны ходить в школу. В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все дети, окончившие начальную школу, могут без приемных экзаменов поступить в средние школы, близлежащие от их мест жительства. Чтобы поступить в среднюю школу высшей ступени, выпускники средней школы первой ступени должны сдать вступительные экзамены, организованные местными просветительско-административными органами в едином порядке, после чего отбираются лучшие из них.

С 1986 года - года принятия "Закона КНР об обязательном обучении" - правительства  разных ступеней приложили огромные усилия для реализации 9-летнего  обязательного обучения и добились заметных успехов. Примерно в 1500 уездах (уездных городах и районах) страны осуществлено 9-летнее обязательное обучение, которым охвачено 50 процентов населения  страны. В крупных и средних  городах, а также в экономически более развитых приморских районах  осуществлено всеобщее полное среднее  образование.

Начальные и средние школы  принимают разные меры для повышения  нравственного уровня учащихся, развития их трудовых навыков и организации  внешкольных мероприятий, с тем, чтобы стимулировать всестороннее - нравственное, умственное, физическое и эстетическое развитие питомцев.

Базовое образование включает дошкольное обучение, обязательное девятилетнее образование от начальной школы  до средней школы низшей ступени, обучение в средней школе высшей ступени, специальное образование  для детей-инвалидов и образование  в рамках ликвидации неграмотности.

В настоящее время в  Китае свыше 200 млн. учащихся начальных  и средних школ, а с детьми дошкольного  возраста это шестая часть всего  населения. Поэтому развитие базового образования является приоритетом  правительства и рассматривается  как важная сфера социальной инфраструктуры и всей системы просвещения.

В последние годы уверенными шагами развивается обучение в средних  школах высшей ступени, в 2003 г. в них  приняты 7,52 млн. учащихся, т. е. в 3,1 раза больше, чем в 1988 г. В настоящее  время удельный вес учащихся средних  школ высшей ступени составляет только 42,8% — налицо значительный разрыв между  Китаем и развитыми странами в  гарантиях полного всеобщего среднего образования.

Государство выделяет целевые  средства на школьное строительство  для заметного улучшения условий  обучения. Кроме нового строительства  и расширения школьных помещений, правительство  вложило капитал в реконструкцию  ветхих зданий начальных и средних  школ в многочисленных сельских районах. Значительно возросли бюджетные  средства в среднем на школьника, ежегодно обновляются и пополняются  учебные лаборатории и учебники во всех школах страны.

Правительство Китая обозначило цели развития базового образования: к 2010 г. приблизиться или достичь по общему уровню базового образования  положения среднеразвитых стран  мира.

 

5. Особое образование

 

Особое образование в  Китае постоянно находится в  центре внимания правительства. 1978 год - год начала реформ и открытости - стал вехой в истории развития особого образования. Государство  приняло целый ряд законов  и правовых актов, обеспечивающих право  инвалидов на образование. Были разработаны  основной курс и политические установки  по развитию особого образования, создан специальный фонд развития особого  образования. Все это стимулирует  быстрое развитие особого образования. В стране действует 1426 учебных заведений  для детей с дефектами зрения, слуха, или умственного развития, открыто 5400 классов особого образования  при общеобразовательных школах, в них учатся 320 тыс. человек. Более  того, много детей-инвалидов учится в обычных школах вместе с физически  полноценными ровесниками. В стране создано более 1700 центров по реабилитации глухих детей, где 70 тыс. детей прошли курсы лечения и обучения, открыто  свыше 1000 заведения для профессиональной подготовки инвалидов. В Китае особому  образованию постоянно уделяется  большое внимание, принят ряд законов  и постановлений, которые гарантируют  права инвалидов на получение  образования. В настоящее время  насчитывается 1655 учебных заведений  специального образования, в них  обучается более 365 тыс. человек; в  стране работают 1029 профессиональных подготовительных курсов для инвалидов  и 2898 обычных подготовительных курсов, создано более 1700 оздоровительных  центров для глухонемых детей, где  уже прошли или еще проходят подготовку свыше 70 тыс. детей. В 2003 г. более 3 тыс. инвалидов  поступили в обычные вузы.

 

6. Профессиональное обучение

 

В "Законе КНР о профессиональном образовании", принятом в 1996 г., четко  регламентированы значение, структура, основные задачи, управленческий аппарат  и финансовые источники профессионального  образования. Принятие этого документа  означает, что профессиональное образование  в Китае поставлено на правовую основу.

В систему профессионального  образования Китая входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы  профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы  технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения, созданные  на силы общественности. Они относятся  к высшей, средней и начальной  ступеням и тесно связаны друг с другом.

Высшее профессиональное образование, осуществляющееся на базе среднего образования высшей ступни и являющееся важной частью высшего  образования, пока находится в первоначальной стадии развития. Оно ведется главным  образом в 87 профессионально-технических  институтах, краткосрочных профессиональных университетах, специальных техникумах; десятках высших специальных учебных  заведениях, претерпевающих перестройку; 133 вузах для взрослых, где в  опытном порядке дается высшее профессиональное образование по 188 специальностям. Более  того, в 18 средних техникумах учреждены  группы высшего профессионального  образования. Все эти высшие профессиональные учебные заведения готовят квалифицированных  технических работников прикладного  и технологического назначения. Согласно программе развития профессионального  образование, в ближайшее время  Китай ускорит реформу системы  высшего профессионального образования, упорядочит свои высшие профессиональные школы, с тем чтобы превратить их в нормальные профессиональные институты.

Среднее профессиональное образование - главная часть профессионального  образования Китая, включает средние  профессионально-технические школы, полные средние школы профессиональной ориентации и средние техникумы. Они готовят для производства технических и управленческих работников среднего уровня. К настоящему времени  в стране насчитывается 3026 средних  профессиональных школ.

Полные средние школы  профессиональной ориентации восстановлены  в начале 80-х гг. и, глубоко отвечая требованиям подъема национальной экономики и структурной реформы системы среднего образования, получили стремительное развитие. Сегодня в 8500 таких школах учатся 4 млн. человек. Задача полных средних школ профессиональной ориентации сводится к подготовке работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определенными профессиональными знаниями и навыками. Если в 80-х гг. школы такой категории часто испытывали дефицит в преподавателях-предметниках, учебных пособиях, лабораториях и производственных базах, то теперь все они преодолели эти узкие места, превратившись в школы нового типа с определенным масштабом, качество обучения в них значительно повысилось.

Информация о работе Образование в Китае