Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:31, реферат
К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 года начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.
К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, а с 1950 года начинается ее признание в мире. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации.
После образования КНР были проведены реформы в интересах создания единой системы образования. В 1949-1957 г.г. были увеличены расходы на образование; разработаны единые программы обучения и учебные материалы. Уже в 1956 году уровень неграмотности снизился до 78%; была создана система школ для обучения взрослого населения. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунистическая партия взяла контроль, были частными вузами. Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 гг. частное высшее образование полностью исчезло.
В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В 1949-1959 в учебных заведениях Китая работало свыше 760 советских преподавателей, при их участии было создано 337 кафедр и почти 560 лабораторий. Одновременно они подготовили свыше 4 тысяч аспирантов и свыше 7 тысяч педагогических работников. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.
Кроме того, начинается централизация высшего образования - вузы передаются в ведение Министерства просвещения. Все вузы разделяются на университеты и институты, а так же делятся по профилям на политехнические, технические, лесные, сельскохозяйственные, медицинские и педагогические. Организуется Народный Университет Китая для подготовки руководящих кадров.
Перед новым правительством встала острая проблема нехватки педагогических кадров. В связи с этим значительно расширилась сеть педагогических учебных заведений, в каждой провинции было создано хотя бы по одному педагогическому институту. Началось укрупнение педагогических университетов - образовательный факультет Пекинского университета, кафедра образования Народного Университета Китая слились в одно с кафедрой Пекинского педагогического университета, однако, эта мера не принесла желаемых результатов, так как эти кафедры и факультет имели слишком разные программы и разные уровни подготовки.
Таким образом, можно видеть, что впервые мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.
В 1958 году КНР провозгласила "Большой скачок" как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Для осуществления программы планировалось использование внутренних резервов страны наравне с внешней помощью. Этой же цели служил и план новой пятилетки (1958-1962). В рамках программы стали организовывать коммуны на селе и в слаборазвитых пригородных зонах. Однако Кампания "большого скачка" с треском проваливается. К 1959 году стало ясно, что она привела к перепроизводству продуктов низкого качества, деморализовала коммуны, децентрализовала власть.
В результате, в апреле 1959 г. Мао, который был вдохновителем и организатором кампании, был смещен с поста председателя КНР и на его место пришел Лю Шаоци (Мао Цзедун остается во главе Коммунистической партии). Начинается охлаждение отношений между СССР и Китаем.
После провозглашения политики "Большого скачка" управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.
В соответствии с ранее объявленной Мао программой "Учимся социализму", в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого "буржуазного" влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. Во всех сферах науки, культуры, искусства главным стал вопрос классовой борьбы и социалистического реализма. В это же время была объявлена еще одна кампания по организации движения "Народной освободительной армии".
В структуре самой партии началась активная борьба с оппозицией. С одной стороны группа Маоистов при поддержке Народной освободительной армии, с другой стороны Лю Шаоци и Ден Сяопин. Премьер Чжоу Эньлай, который лояльно относился к Мао, оказался меж двух огней и пытался примирить стороны.
Мао чувствовал, что он не может далее зависеть от формальной партийной организации, которая постепенно скатывалась, по его мнению, к буржуазному абстракционизму. Он объявляет очередной лозунг борьбы за тех, кто "левый формально, но правый по содержанию". В эту работу он активно вовлекает Народную освободительную армию, которая, по его мнению, "должна стать школой для нового поколения революционных борцов и лидеров". Он обращается и к студентам средней школы, к которым потом примкнут студенты некоторых высших учебных заведений, они впоследствии составят костяк так называемых "Красных бригад" - хунвейбинов. В рамках кампании "Культурной Революции" хунвейбины станут опорой партии в ее борьбе с инакомыслящими на местных и региональных уровнях.
"Культурная революция"
в Китае вылилась в результате
в открытое уничтожение
"Культурная революция"
нанесла огромный ущерб
В историю КНР 50-70-е
годы вошли как время массовых
политических кампаний: с помощью
социально-экономических
В итоге к середине
70-х годов континентальный
Восстановление и дальнейшее развитие высшего образования началось с 1978 года, когда было признано, что "Культурная революция" привела высшее образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений. В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях.
Увеличиваются государственные расходы на образование. В 1977 году проведена реформа высшего образования, по которой срок обучения в вузах отныне составляет 4-5 лет, организуются новые институты, разрабатываются единые экзаменационные нормы для поступления в вузы.
В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10-летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12-летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).
Однако на развитие высшего
образования продолжает оказывать
влияние тенденция к прагматиза
Заново начинается процесс централизации вузов, воссоздается Министерство просвещения. Все вузы делятся на пять категорий: университеты общего профиля с естественным и гуманитарным отделениями, технологические университеты и институты, отраслевые институты, педагогические университеты и колледжи, специальные колледжи. Обучение в вузах становится платным. Расширяется их автономия: учебные планы и программы утверждаются непосредственно самими вузами, Государственный комитет по вопросам образования (организованный вместо Министерства просвещения) только контролирует выполнение основных требований. Распространяются факультативы и европейская система зачетных единиц (за весь период обучения). Организуются вечерние и заочные отделения, экстернат. С 1978 года действует Единый государственный экзамен. А с 1985 года прием в вузы осуществляется по трем направлениям:
1. По государственному плану;
2. По заявкам организаций;
3. Обучение за собственный счет.
В первых двух случаях обучение оплачивают государство и организация, а в последнем - сам студент.
В конце 80-х гг. проводится целый ряд реформ высшего образования, основными направлениями которых являются:
1. Осуществление интеграции
образования, науки и
2. Замена системы распределения выбором самого выпускника;
3. Комплексная перестройка внутри вузов. Вуз должен реализовывать образовательные задачи исходя из реальных условий, найти свою модель учебного процесса, соответствующую его уровню и категории;
4. Улучшение идейно-
Кроме того, создается три ведомства подчинения вузов: Государственный комитет образования, отраслевые ведомственные центры и местные органы власти. Местным органам власти подчиняется наибольшее количество вузов.
После "Великой культурной революции", в конце 70-х гг. стали приниматься меры по развитию педагогической науки, начался пересмотр ряда положений Мао Цзэдуна об образовании.
В 1978 в Пекине возобновил
работу Центральный научно-
В кон. 70-х г.г. создана Национальная педагогическая ассоциация, в состав которой входят научные общества педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, дошкольного воспитания, преподавания китайского языка в школе, преподавания иностранных языков.
В 1983 году организован Комитет по координации педагогических исследований.
К концу 80-х г.г. действовало
более 30 научных учреждений в области
педагогики и народного образования.
Выпускаются периодические
Проведение большого количества реформ, увеличение расходов на образование, создание централизованной системы высшего образования с одной стороны и предоставление широкой автономии вузам с другой, позволили Китаю выйти из кризиса 60-х гг. и поднять высшее образование на достаточно высокий уровень. Но оставался еще целый ряд проблем, центральное место среди которых занимают перекос в сторону технических специальностей в ущерб гуманитарным и плохая обеспеченность провинций и сел в получении высшего образования. Кроме того, достаточно высокая плата за обучение в вузах не позволяет обучаться всем желающим.
Вернуться к содержанию...
На рубеже веков образование в Китае переживает период существенных преобразований. При этом важно, насколько удачно сумеет китайское образование вписаться в мировые образовательные процессы. В своем выступлении на 15 съезде партии генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул, что расцвет и упадок страны связаны с просвещением, и каждый гражданин ответственен за развитие просвещения. Он также указал, что именно повышение образовательной подготовки граждан - это основная цель просвещения, а обучение должно осуществляться в духе новаторства и развития способностей на практике. Необходимо воспитать и подготовить продолжателей дела политического и социально-экономического подъема страны, которые будут не только всесторонне развиты, но также будут обладать моральными, культурными, волевыми качествами. Следует отметить, что в ходе начального этапа реформы китайской системы образования были осмыслены передовые зарубежные педагогические идеи и опыт школьных реформ других стран. В результате началось обновление содержания образования, форм и методов обучения в Китае. Одновременно совершенствовалась технология педагогической деятельности, были созданы благоприятные условия переориентации системы общего образования на развитие личности. Сегодня, по мере глобализации образования, любая образовательная реформа в мире не только может, но и оказывает реальное влияние на развитие всего человеческого общества. Процессы модернизации системы образования радикальным образом влияют на социально-экономические изменения в Китае.