Образование в Польше и Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение развития основных систем образования Украины, проблем и факторов, которые возникли из-за несовершенной системы реформирования, а также сравнить существующую систему образования Укрины и Польши.

Вложенные файлы: 1 файл

obrazovanie_v_polshe_i_ukraine_1.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Образовательная деятельность на территории Украины осуществляется высшими учебными заведениями на основании лицензий. Обязательным условием выдачи лицензии является соответствие нормативам, устанавливаемым Министерством образования и науки Украины.

Высшее учебное  заведение имеет право выдавать государственный документ о высшем образовании установленного образца только по аккредитованному направлению (специальности). Направление (специальность) считается аккредитованным, если уровень подготовки по этому направлению (специальности) соответствует государственным требованиям.

Органами, уполномоченными  осуществлять контроль за обеспечением качества высшего образования в  Украине, являются: Министерство образования  и науки (МОН), Государственная аккредитационная комиссия (ГАК), Государственная инспекция учебных заведений, Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Высшие учебные  заведения, имеющие лицензии, вносятся в Государственный реестр высших учебных заведений.

 

Структура образования  Украины

Структура образования

Уровни (степени), документ об образовании

Период обучения (годы, кредиты ЕКТС)

Циклы ЕПВО

Докторантура

Доктор наук (научная степень), диплом доктора  наук

   

Аспирантура

Кандидат наук (научная степень), диплом кандидата  наук

≥ 3 лет

ІІІ цикл

Высшее образование

Полное высшее образование

Магистр, диплом магистра

1-2 года (60-120 ЕКТС)

(1-3 года по  направлениям медицина, ветеринария)

ІІ цикл

Специалист, диплом специалиста

1-1,5 года (60-90 ЕКТС)

(5-6 лет по  направлениям медицина, ветеринария  (300-360 ЕКТС))

Базовое высшее образование

Бакалавр, диплом бакалавра

3-4 года (180-240 ЕКТС)

(2-3 года на  основе диплома младшего специалиста)

І цикл

Неполное высшее образование

Младший специалист, диплом младшего специалиста

2-3 года (120-180 ЕКТС)

(3-4 года на  основе БОСО)

короткий цикл І цикла

Профессионально-техническое  образование

Квалифицированный рабочий, диплом

3 года (на основе  БОСО)

1-1.5 года (на  основе ПОСО)

 

Доступ к  высшему образованию

Общее среднее  образование

Полное общее  среднее образование (ПОСО)

аттестат

2-3 года

Базовое общее  среднее образование (БОСО)

свидетельство

5 лет

 

Начальное общее  образование

 

4 года

 

Дошкольное  образование

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ И ПОЛЬШИ

 

Дошкольное  образование в Польше получают дети с 3-7 лет, ребёнок получает бесплатное образование в течение 5 часов в день. Если родители оставляют ребёнка на большее время, то они должны оплачивать за время и питание. В Украине же для его получения имеются ясли, детские сады, куда ходят дети  до 6 лет.

Начальное образование  в Польше дети получают с 7 лети длиться  оно 6 лет ( с 1-6 класс). Решение о зачислении ребёнка в начальную школу  принимается директором школы. По окончании  дети получают государственные сертификаты  установленной форма. Без данного сертификата – переход к получению среднего образования невозможен. В Украине  начальное образование начинается в 6 лет и длиться 4 года ( 1-4 класс).

В Польше среднее  образование состоит из 3 уровней:

Законченное среднее  образование можно получить, пройдя 3 уровня среднего образования:

1-й  Первые 3 года дети учатся в гимназиях.  Данные 3 года входят в систему  обязательного образования. Гимназии  – бесплатны.

2-ой  С 15 и  до 18 или 19 лет (до 20 лет включительно) дети обучаются в средних специальных школах. Их названия могут быть: Лицей общего академического образования, Лицей технического образования, Техникум, Лицей смешанного образования (общего и профессионального), Начальная профессиональная школа. По окончании выдаётся Сертификат о законченном среднем образовании.

3-й  Затем следует Высшая средняя школа. Всего 1 год обучения. Окончившим выдаются дипломы бакалавра.

Окончание каждого  этапа ведёт к получению сертификата.

В Украине среднее  образование состоит из 2 этапов:

1-й Получение  базового образования, длительность  обучения 5 лет ( 5-9 класс). По окончанию   выдаётся сертификат о базовом  среднем образовании.

2-й  обучение  обычно профильное, длительность  обучения 2 года. По окончанию выдают сертификат о полном среднем образовании.

Получение высшего  образования в Польше – платное. Польша одна из самых привлекательных  стран для получения образования. Дипломы польских учебных заведений признаются и дают возможность работать по специальности в Европейском Союзе, США, Украине и в большинстве стран мира. Дипломы не требуют специального признания и нострификации.

В Польше существуют такие образовательно-квалификационные уровни:

Бакалавр (обучение длится 3 - 3.5 года)

Инженер (обучение длится 3 или 5 лет)

Магистр (обучение длится 1.5 - 2 года)

Магистр - инженер (обучение длится 5 лет)

В Украине существуют такие образовательно-квалификационные уровни:

младший специалист ( 2-3 года)

бакалавр ( 3-4 года )

специалист (1-1,5 года)

магистр (1-2 года ).

 В Украине  также существуют ученые степени,  которые можно получить после  окончания высшего образования:

кандидат наук, длительность обучения 3 года.

Доктор наук — не более 3 лет.

В Польше, так  же как и в иных европейских  странах, начало учебного года имеет 2 срока:

С 1 октября

С 1 марта

Таким образом  абитуриенты имеют две возможности  для того, чтобы начать обучение в высшем учебном заведении - осенью или весной.                                                                                       Учебный год длится 10 месяцев и состоит из двух семестров:

зимний (октябрь - февраль)

летний (март —  июль)

В Украине учебный  год начинается исключительно 1 сентября и составляет 10 месяцев.

Вузы в Польше не повышают цену за обучение (в отличие от распространенной практики в Украине). В договоре, который подписывается между учебным заведением и студентом указывается размер оплат (например на 3 года, уровень бакалавр) и учебное заведение в течение этих 3 лет не повышать цену в оплате за обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Общая система  образования формируется государством, которое вкладывает значительные средства в ее развитие, параллельно направляя  деятельность частных учебных заведений  путем управления качеством подготовки специалистов в различных учебных заведениях, где роль государства в управлении сводится к сертификации их продукции - умений и знаний специалистов, а в некоторых случаях и в поощрении деятельности тех учебных заведений, которые подготавливают специалистов новой техники.

Таким образом, можно сказать, что реформация системы  образования в Украине согласно европейским стандартам очень сложный  и трудоемкий процесс, требующий  проведения многочисленных мероприятий  на всех этапах образовательного процесса от начальной школы и до докторантуры, включая принципы пожизненного образования.

В последние  годы реформированию современного образования  стало уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный уровень.

Преимущества  истемы образования Польши:

-стоимость обучения  значительно ниже, чем по аналогичным  программам в других вузах  Европы;

-при обучении  на английском языке, студенты  получают британский диплом 

-расходы на  проживание, питание, транспорт ниже, чем в Великобритании, Германии, Австрии и других странах Европы;

-знание польского  языка на начальном этапе не  требуется; 

 К недостаткам  системы образования Польши можно  отнести следующие факты: 

 • посещение  лекций не обязательно, но обязательна  сдача экзаменов. Таким образом, студентам, которые не имеют навыков организации времени, стоит учиться планировать время, необходимое для обучения;

 • в Польше  существует система перевода  на следующий семестр «с условием  досдачи несданных экзаменов». Иногда  студенты воспринимают это как необязательность сдачи некоторых предметов. Однако студент не получит диплом до тех пор, пока не сдаст все экзамены и не наберет необходимые баллы по Европейской Системе Перерасчетов Баллов, применяемой в польской системе образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Величко, Д.В. Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (третья ступень) // Настаунiцкая газета. 2009 — 27с.
  2. Луговая В.Н. Болонский процесс курс лекций 2009 — 207с.
  3. Шевченко И. И вся Європа в гости к нам. Болонский процесс // Донецкий кряж. - 2005. - № 1860.
  4. Кремень В. Болонский процесс: сближение, а не унификация // Зеркало недели. - 2003. - № 48 (473) // www.mirror.kiev.ua.
  5. Зорина Е. Присоединиться к Болонскому процессу как равные партнеры // Крымские известия. - 2005. - №228 (3458)
  6. Психологія праці та професійної підготовки особистості: Навчальний посібник / Під ред. П.С.Перепелиці, В.В.Рибалки. - Хмельницький: ТУП, 2001. - 330 с. 
  7. Дабагян А.В., Михайличенко А.М. Некоторые проблемы реформирования системы образования -Харьков, 2010. -168c
  8. Чепурный О. Циклический интеллект. Болонский процесс v парадоксам враг // Человек и закон. -- 2004. -- №5.
  9. Крушевский Высшие учебные заведения в Польше / Ярославский педагогический вестник. 2003.№3(36)
  10. Лямзин А. Страны СНГ и Болонский процесс. / "Проект Ахей" // www.mmj.ru
  11.   Чепурный О. Циклический интеллект. Болонский процесс v парадоксам враг // Человек и закон. -- 2004. -- №5.
  12. Основные декларации Болонского процесса (англ./рус.) / www.bologna.mgimo.ru
  13.   Галазюк О.Д. Проблема диверсификации методов обучения в контексте участия Украины в Болонском процессе // Наука. Релігія. Суспільство. - 2004. - №3
  14. Болонья 18-19 июня 1999 года Зона Европейского высшего Образования. Совместное заявление европейских министров образования, г Болонья, 19 июня 1999 г http://www.spbu.ru/News/edusem/bol.htm от 2.01.2005, http://www.meins.gov.pl/proces_-bolonski/p_prawne/deklaracja.php
  15.   Горбун В.А Основные тенденции развития образования в современном мире 2009 - 13с

Информация о работе Образование в Польше и Украине