Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 14:52, реферат
В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп была церковь, поэтому все содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Католическая церковь крепко держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.
На протяжении долгого времени (до XII века) образованными людьми были главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало. Общество видело предназначение воспитания и образования в передаче опыта следующему поколению. Поэтому универсальной педагогической идеей средневековой Европы оказалось ученичество.
Образование в Средние века.
Средние века – точка отсчета европейского Средневековья, которое завершилось в XVIIв. В эту эпоху действовали важные факторы, цементировавшие западно-европейскую цивилизацию и определявшие специфику философско-педагогических воззрений.
В феодальном обществе господствующими сословиями были светские феодалы и духовенство. Идеологическим оплотом господствующих групп была церковь, поэтому все содержание образования детей и взрослых было пронизано религией. Католическая церковь крепко держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы.
На протяжении долгого времени (до XII века) образованными людьми были главным образом лица духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений фактически не существовало. Общество видело предназначение воспитания и образования в передаче опыта следующему поколению. Поэтому универсальной педагогической идеей средневековой Европы оказалось ученичество.
Образование среди феодалов
Светские феодалы получали воспитание и образование, заключавшееся в следующем: умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было необязательно.
Для женщин из привилегированных слоев уже считалось необходимым владеть чтением, письмом, разбираться в поэзии и искусстве, уметь поддерживать беседу. Девушек из дворянских семей часто посылали в женские монастыри, где они проходили курс обучения и заодно получали религиозное воспитание. Многие женщины воспитывались дома приходящим священником. Парадокс заключался в том, что женщина из привилегированного слоя часто была лучше образована, нежели мужчина, который часто не умел читать и писать.
В средневековой
Европе девочки и женщины получали фрагментарное
образование. Образование подвергалось
классовому делению, поэтому писатель
Винсан Бове писал, что образование нужно
девочкам из знатных семей ввиду их будущего
положения в обществе.
Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матерей или воспитательниц. Нередко их образование было выше, чем у юношей. Под руководством монахов из ближайшего монастыря они обучались чтению и письму. Часто их отдавали на воспитание в женских монастырей, где они могли находиться несколько лет до выхода замуж по воле родителей. В стенах монастырей девушки изучали латинский язык, читали Библию, знакомились с правилами благородного поведения в великосветском обществе. Изучались также основные правила ведения домашнего хозяйства. На всякий случай приучались они и к так называемой "черной работы": поочередно стряпали, мыли полы, убирали. Здесь же, в монастыре, получали элементарные знания по истории и географии, мифологии, арифметики, латыни, теологии.
Таким образом, в Средние женщины-дворянки были значительно образованнее, чем мужчины-рыцари. Католическая церковь пыталась влиять на светских феодалов через их жен. Ведь среди приданого молодых дворянок обязательно были религиозные книги