Образование в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:36, реферат

Краткое описание

Необходимо говорить о смене парадигмы «образование = обучение» парадигмой «образование = становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия

Содержание

1. Образование как способ вхождения человечества в мир науки и культуры
2. Современное мировое образовательное пространство
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

REFERAT_NA_TEMU.docx

— 31.55 Кб (Скачать файл)

 

Республиканское высшее учебное заведение 

«Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Институт педагогики, психологии и  инклюзивного образования

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  ПО ПЕДАГОГИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА ТЕМУ:

 

«Образование в современном мире»

 

  

 

 

 

 Студентки 6 курса ПП групы

специальности практическая психология

Гуменчук Марины Сергеевны

 

                                Руководитель: Шушара Татьяна Викторовна                                                            

  

                                                      Национальная шкала ___________________                                      

                                                        Количество баллов: _____Оценка:  ECTS ___                                         

                               

 

 

                                                                                                                            

г. Ялта, 2013г.

 

 

План

1. Образование как способ  вхождения человечества в мир  науки и культуры

2. Современное мировое  образовательное пространство

Список использованных источников

 

  1. Изменение целей образования в современном мире.

 Необходимо говорить о смене парадигмы «образование = обучение» парадигмой «образование = становление», имея ввиду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование, самооформление в личность, персону. Образование должно служить прогрессивному развитию человека, общества и цивилизации в целом, - во всех смыслах. поскольку мы говорим о том, что образование должно перестать быть трансляцией культуры и призвано скорее научить человека найти свое место, свою нишу в культуре, оформить свое суб-культурное пространство, в новом образовании совершенно иной статус и значение должна обрести философия.

 Именно философия как то, что работает не с, а над культурными смыслами и является мета-культурным феноменом, может стать главным рефлексивным инструментом в этой образовательной деятельности субъекта. Служение Духу и подлинной духовности не как религии и культуре, а как Поиску и Прогрессу, дерзание Духа - вот задачи, действительно достойные образования! Именно образованный человек может стать любым специалистом высокого уровня, и поэтому обновленное образование необходимо рассматривать как самую эффективную в стратегическом плане инвестиционную сферу и для отдельной личности, и для любого государства.

Конечно, подобное изменение  самой сущности образования неминуемо  влечет за собой и адекватное изменение  применяемых форм образовательной  деятельности и типов образовательных  пространств. Когда образование  перестает быть простой трансляцией  культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и  навыков, тогда любой учебный  предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не могут  являться его целью, равно как  и какая-либо форма образовательной  деятельности. Они, в этих условиях, безусловно, должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента  смыслопорождения и самооформления - как человека и личности, специалиста  и профессионала. Все это выдвигает  на первый план вопрос о необходимости  существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного  образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей. Во всяком случае, многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся параметрам реальности. И в первую очередь речь здесь идет о некоторых стереотипах - как старого, так и нового образования. Так, широко известен, а в ряде стран (в том числе и в России) возведен в ранг Закона тезис о гуманистическом характере образования - как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик. «Человек и его интересы превыше всего, он всегда есть цель и никогда не должен являться средством в любой деятельности, любое насилие над человеческой личностью недопустимо». Этот стандартный для действующих ныне реформаторов образования набор красивых установок стал у нас правилом хорошего педагогического тона и мерилом степени выраженности прогрессивности и инновационности.

Но новое образование  предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма в каждом «образующемся» субъекте, чего совершенно невозможно добиться без предварительного отчуждения, выделения Себя из среды, массы, толпы. А сознание людей осталось прежним - соборным, коллективным, причем вовсе  не из-за коллективистского коммунистического  прошлого, а по причинам, имеющим  гораздо более глубокие и значительные исторические корни. Новое образование  должно стать экзистенциальным по форме  и содержанию, что неминуемо предполагает изрядную долю душевной боли и духовных терзаний, а традиционный гуманизм требует: «не навреди!=не задень!»  А можно ли не задеть, когда ставится задача создать такое пространство, в котором «образующийся» экзистенциально  обнажится для себя, когда для  сознания обнажается Мир, когда и  с Себя и с Мира срываются фальшивые  покровы и маски? Конечно, это  и больно, и неприятно, но эта боль - мощнейший ресурс для роста и  развития. Кроме того, ведь еще есть и существенная разница между  насилием и усилием, без которого вообще невозможны какие-либо душевные и духовные движения, и, соответственно - новое образование, ориентированное  на развитие.

Следует обратить внимание и на ряд других традиционных ценностей  образования, также нуждающихся  в рефлексивной проблематизации  и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, благое, но вряд ли разумное, ибо человек, только приступающий к самообразованию, самостроительству, самооформлению - в прямом смысле этих слов, вряд ли способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения: ему еще и цели-то этого движения не ясны, куда уж говорить о средствах их достижения.

Еще одна проблема традиционного  образования, требующая безусловного разрешения в образовании новом, это его массовость, при которой  весь образовательный процесс в  целом ориентирован на «среднего» ученика  и студента. Если планка образовательных  стандартов поднимается, этот средний  выпадает из процесса, но, в то же время, на этом среднем уровне не может  учиться сильный и талантливый. Так мы снова делаем образование  регрессивным, поскольку человечество, как известно, всегда развивалось  не в целом, а посредством лучших своих представителей. В этой связи, в новой образовательной парадигме  должно измениться и содержание понятия  гуманизм. Под подлинным гуманизмом теперь следует понимать лишь то, что  в действительности служит развитию человека и целям прогресса, все  же, что связано лишь с заботой  о том, чтобы «не задеть»! - есть гуманизм фальшивый, за которым прячется избегание экзистенциальной ответственности образующим педагогом.

 

1.2 Основные тенденции  развития современного образования

Состояние образования в  современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в 20-м веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой области легли в основу грандиозных социальных и научно-технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И, наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят радикальные изменения в этой сфере и формирование новой образовательной системы.

Место образования в жизни  общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине 20-го века, принципиально изменившись в его последние десятилетия. Информационная революция и формирование нового типа общественного устройства - информационного общества - выдвигают информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

Изменения в сфере образования  неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что  в качестве источника прибыли  все чаще выступают знания, инновации  и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое  знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность. Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран.

Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают  двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то

 возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество. Для того чтобы создание современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах способствовало не только повышению прибылей развитых стран, участвующих в финансировании этого процесса, но и главным образом - преодолению социально-экономической отсталости, необходимо использование новых технологий, как в международном бизнесе, так и в самых различных сферах жизни в развивающихся странах. А это требует и современных технических систем, и определенных знаний, навыков, умений, моделей поведения у граждан этих стран.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как  образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели  поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений  и навыков.

Функции образования выполняют  самые различные социальные институты, а не  только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные  образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско «Учиться быть», образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является  формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Еще в недалеком прошлом  хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека. Школьного и даже вузовского образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации Дженерал Моторс говорит об этом так: «Нам нужны специалисты не с четырех и даже с шестилетним, а сорокалетним образованием».

Информация о работе Образование в современном мире