Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:54, доклад
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вопросы кризиса детского здоровья являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
Лишь за период с 2007-2010 года общая заболеваемость выросла на 13%.
Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 4 года возросла
Образование и здоровье: пути гармонизации.
«Чтобы
сделать ребенка умным и
Жан-Жак Руссо
Здоровье человека – проблема
достаточно актуальная для всех времен
и народов, а в настоящее время
она становиться первостепенной
Всемирная
организация здравоохранения
Вопросы кризиса детского здоровья являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения, следующие негативные факторы здоровья:
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, не упустить время, а грамотно сформулировать основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду..
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
Деятельность педагогов
и медицинского персонала в направлении
укрепления здоровья учащихся следует
считать оздоровительно-
Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.
Как найти наиболее эффективные формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих технологий, возможности разгрузки учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?
основные направления в этой работе:
– сохранение и укрепление физического здоровья детей;
– сохранение психического здоровья;
– создание благоприятной социально-
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия повышают адаптационные возможности организма, расширяют функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварение, повышает работоспособность, а значит, является мощным резервом профилактики различных заболеваний. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние и на эмоциональное состояние человека.
Общеобразовательные учреждения должны создавать для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объёме не менее 3-х часов.
Следующий важный момент это санитарно-гигиенические требования условий обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты.
Световой
режим в образовательных
Необходимо следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.
Требования
к санитарному содержанию образовательного
учреждения. В учебных помещениях
ежедневно после окончания
Врачи отслеживают медицинские показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и предотвращению некоторых заболеваний.
После окончания уроков дети посещают школьную столовую, где для них уже готов комплексный обед. После этого они на свежем воздухе совершают прогулку .
Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.
Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.
Важнейшим направлением в работе каждого педагога должно стать формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.
Информация о работе Образование и здоровье: пути гармонизации