Образование и здоровье: пути гармонизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:54, доклад

Краткое описание

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вопросы кризиса детского здоровья являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
Лишь за период с 2007-2010 года общая заболеваемость выросла на 13%.
Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 4 года возросла

Вложенные файлы: 1 файл

Образование и здоровье.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Образование и здоровье: пути гармонизации.

«Чтобы  сделать ребенка умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».

Жан-Жак Руссо

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время  она становиться первостепенной.

Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Вопросы кризиса детского здоровья являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:

  • Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
  • Лишь за период с 2007-2010 года общая заболеваемость выросла на 13%.
  • Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет за последние 4 года возросла.
  • На 1-м месте – органы дыхания, на 2–м месте – органы пищеварения, на 3 месте – инфекционные и паразитарные болезни, на 4-м месте – болезни глаза, на 5-м месте – травмы.
  • По данным министерства образования за 2010 год в детской и подростковой среде наблюдалось значительное увлечение наркоманией.
  • 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
  • 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья;

Всё это  заставляет не только задуматься, но и  бить тревогу.

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни: малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 порцентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют  состояние учащихся в процессе обучения, следующие негативные факторы здоровья:

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

По  данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, не упустить время, а грамотно сформулировать основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду..

Результаты  медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:

  • Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
  • Увеличивается количество детей, больных ожирением.
  • Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
  • Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
  • Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.

Деятельность педагогов  и медицинского персонала в направлении  укрепления здоровья учащихся следует  считать оздоровительно-образовательной  работой, которая является комплексом оздоровительных мер гигиенической, лечебно-профилактической, физкультурной, психолого-педагогической, природно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности в сочетании с образованием детей по вопросам укрепления и сохранения здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью.

Школа – это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться. Это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо.

Как найти наиболее эффективные  формы организации школьной жизни, пути и средства внедрения здоровьесберегающих  технологий, возможности разгрузки  учебного процесса и снятия утомляемости школьников? Как сделать так, чтобы  дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно?

основные направления в этой работе:

– сохранение и укрепление физического  здоровья детей;

– сохранение психического здоровья;

– создание благоприятной социально-психологической  адаптации.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная  активность. Двигательные действия повышают адаптационные возможности организма, расширяют функциональные резервы. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы, усиливает защитные реакции, улучшает пищеварение, повышает работоспособность, а значит, является мощным резервом профилактики различных заболеваний. Систематическая двигательная активность оказывает благотворное влияние и на эмоциональное состояние человека.

Общеобразовательные учреждения должны создавать для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся в объёме не  менее 3-х часов.

Следующий важный момент это санитарно-гигиенические требования условий обучения школьников. Выполнение большинства пунктов Санитарных правил Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений не требует значительных материальных затрат, а реально и доступно для выполнения на практике. Воздушно-тепловой режим в образовательных учреждениях. Большая чувствительность детей к изменению микроклимата обуславливает необходимость обеспечения воздушного и теплового комфорта в учебных помещениях. В результате длительного пребывания детей в закрытых помещениях воздух загрязняется. Относительная влажность в помещениях должна быть в пределах 40-60%. Необходимый воздушно-тепловой режим поддерживается качественным проветриванием. На каждой перемене необходимо проветривать классы, кабинеты.

Световой  режим в образовательных учреждениях. Благоприятный световой режим в  образовательном учреждении способствует сохранению общей и зрительной работоспособности, препятствует утомлению глаз и связанному с ним расстройством зрения. Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение.

Необходимо  следить за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень  естественной освещенности на 40% и больше. Окраска интерьеров помещений должна быть спокойных тонов.

Требования  к санитарному содержанию образовательного учреждения. В учебных помещениях ежедневно после окончания уроков проводится влажная уборка с использованием соды, мыла или синтетических моющих средств, желательно при открытых окнах или фрамугах. Моют полы, протирают места скопления пыли, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы). Генеральную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств проводят один раз в месяц

Врачи отслеживают медицинские  показатели здоровья детей класса, дают рекомендации по профилактике и  предотвращению некоторых заболеваний.

После окончания уроков дети посещают школьную столовую, где для  них уже готов комплексный  обед. После этого они на свежем воздухе совершают прогулку .

Дети – это чудо природы. Работа с ними для – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно  в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий.

Ситуация успеха, созданная  в классе, позволяет детям настроиться на плодотворную работу. Учащиеся уверенны в том, что всё у них получится. Пусть не сразу, но получится. Это позволяет сохранить психическое здоровье детей. С новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

Здоровьесберегающая деятельность формирует мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки, нравственное сознание; формирует духовную сущность человека; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растёт и развивается ребёнок.

Важнейшим направлением в  работе каждого педагога должно стать  формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового  образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья.

Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!» Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.


Информация о работе Образование и здоровье: пути гармонизации