Образование как общечеловеческая ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

Образование является одной из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование в единстве всех составляющих его частей, в связи с этим образование является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Краевский В.В. отмечает, что цели образования как общественного явления обусловлены природой общества, в котором оно осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как демократического правового государства с республиканской формой правления и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению к каждому человеку. Цель заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

Образование как общечеловеческая ценность.docx

— 72.85 Кб (Скачать файл)

 

Образование является одной  из основных категорий педагогики. Конечно, образование изучает не только педагогика, существует педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика – это единственная специальная  наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или  иные стороны образовательной деятельности. Педагогика изучает образование  в единстве всех составляющих его  частей, в связи с этим образование  является основным объектом изучения данной научной дисциплины. Краевский  В.В. отмечает, что цели образования  как общественного явления обусловлены  природой общества, в котором оно  осуществляется. Исходя из конституционного определения нашей страны как  демократического правового государства  с республиканской формой правления  и представлений об идеале гражданина такого государства, можно выделить конечную цель образования по отношению  к каждому человеку. Цель заключается  в передаче культуры в виде социального  опыта людей от одного поколения  к другому, культуры, обеспечивающей разносторонние качества и направленность личности, ее интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие. В образовании существует иерархия целей – от общественной цели – идеала до цели отдельного урока. Б.Т. Лихачев говорит как внешней, так и внутренней направленности целей образования. Внешняя цель образования как государственного общественного института состоит  в жизнеобеспечении общества в конкретно  – исторических условиях, в развитии его производственных сил, общей  культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений  и морально – правовых устоев общества. Вместе с тем в современном  меняющемся мире умения и навыки представляют собой явления неустойчивые, достаточно быстро утрачивающие стабильное соответствие истине, реальным вещам и происходящим процессам. Меняется техника, технология, совершенствуется связь, поэтому современный  ученик должен быть не только «держателем» акций знаний, но и их активным творческим пользователем. Ему необходимо овладеть не только методами и способами постоянного обновления своих знаний, но и умениями взламывать и устранять в своем сознании закостеневшие шаблоны и стереотипы привычного мышления и действительности, всего того, что мешает человеку идти в ногу со временем. Поэтому в сознании ребенка необходимы постоянные умственная деятельность и движение мысли, в поведении – постоянное движение всех сущностных сил, взаимодействие с конкретными предметами реального мира и людьми. В связи с этим внутренняя целевая направленность образования заключается в овладении прочными знаниями, умениями и навыками в единстве с процессом их эффективного применения на практике, в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности. Сохраняева Т.В. в статье «Ценности образования на фоне меняющегося образа человека» выделяет следующие цели образования: главная цель образования – сохранение традиционных ценностей общества и подготовка индивида к восприятию норм, выработанных социумом; вторая цель – развитие личности. Таким образом, рассмотрев несколько точек зрения относительно целей образования, мы можем сказать, что все исследователи отмечают, что образование служит развитию разносторонней личности. 

Для того, чтобы воспитать гармонически развитую личность, гуманного человека, нужно определить, что же такое общечеловеческие ценности. Ценности могут быть как материальными, так и духовными. Образование ориентируется на формирование духовных ценностей. При этом нужно отметить, что в течение всей жизни человека взгляд, отношение к ценностям пересматриваются, изменяются, это зависит от самосовершенствования человека, саморазвития и ряда других факторов. Но в обществе существует некая база, основа ценностей, сложившаяся на протяжении всего развития общества и человек как субъект данного социума должен следовать и учитывать эти ценности. Ценность – это понятие, с помощью которого характеризуется социально – исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных явлений действительности. Ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться. Это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания человеком своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, то есть в результате ценностного отношения, что полезно для человека, а что вредно, что является добром, а что злом и т.д. Следует отметить, что ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. Так, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно потому, что им начинают реально угрожать болезни и смерть. Добро ценится потому, что ему противостоит зло. А.А.Радугин говорит о том, что ценностное отношение реализуется в акте оценки. Ценностная оценка – это сопоставления наличного и значимого, полезного и вредного и т.д., то есть для выявления ценностей необходимо применять определенные критерии, по которым будет проведена оценка объекта или явления. Критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему данного общества, которые это общество выработало в течение своего социально – исторического развития. Это определенные представления о добре и зле, счастье и цели и смысле жизни, провозглашающие непреходящую ценность жизни, здоровья, личной безопасности; утверждающие ценность межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, общечеловеческого взаимодействия; демократические свободы, уважение к личности и т.д. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно – исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе обучения и воспитания. 4. Педагогический идеал и его конкретное историческое воплощение Понятие «образование» по своему характеру исторично. Так в XIX веке оно соответствовало буквальному смыслу термина (нем.Bildung) и означало «формирование» образа (духовного или телесного). В настоящее время под образованием понимается процесс и результат усвоения систематических знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры, формируется определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно – волевые качества. Основная цель образования – воспитать гармонически развитую личность, это своего рода педагогический идеал, то к чему педагогика должна стремиться. На протяжении всего становления этой науки образование и воспитание служили определенном педагогическим целям, педагогическому идеалу. Остановимся на более существенных периодах развития педагогики от первобытно – общинного строя до нашего времени. Система образования, прежде чем она сложилась в ее современном виде, прошла долгий и сложный путь исторического развития. Во все времена в различных странах содержание и характер образования определялись насущными требованиями общественного производства, развитием экономики, состоянием и потребностями прогресса – науки, техники, духовной культуры и уровнем развития педагогической науки. Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда происходит обособление, до ранее проявлявшей себя стихийно, функций передачи опыта прошлых поколений новым. Данная функция становится содержанием специально – организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни и труду.

 

 

Образование как  общечеловеческая ценность. Современное  образовательное пространство

1. Образование как социальное явление

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование  как социальное явление – это  общественная система, функцией которой  является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

2. Образование как социокультурный феномен

Образование можно рассматривать  как своеобразный способ вхождения  человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку –  это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством  трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к  условиям постоянно изменяющегося  социума, но и становится способным  развивать и приумножать потенциал  мировой цивилизации.

 

3. Образование как система

Система – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Основными элементами образовательной системы являются:

цели и содержание образования; средства и способы получения  образования; формы организации  образовательного процесса; педагогический процесс как единство обучения, воспитания и развития человека; субъекты и  объекты образовательного процесса; система управления образовательным  процессом; образовательная среда; результаты образования (уровень, качество).

Система образования –  это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

• эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

• она всегда ориентирована на будущее;

• система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание  образования включает в себя следующие элементы:

– основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

– факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

– основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

– теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

– знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

– оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

При отборе содержания образования  педагоги ориентируются на следующие  принципы:

• соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

• единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

• гуманизация и фундаментализация содержания образования.

4. Современное мировое образовательное пространство

Мировое образовательное  пространство объединяет национальные образовательные системы разных типов и уровней, значительно  различающиеся по философским и  культурным традициям, уровню целей  и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном  мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

Реформирование системы  образования в России характеризуется  поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в  отечественной педагогике и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.

Современное развитие российского  общества требует развития инновационного обучения, ориентированного на будущее.Инновации в системе образования главным образом связаны с изменениями, относящимися к цели, содержанию, методам, технологиям, учебно-методическому обеспечению, системе управления, системе финансирования, учебным программам.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая  тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая  тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья  тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Организационное регулирование  мирового образовательного пространства осуществляет ЮНЕСКО[39].

К настоящему времени в  мире сложились следующие образовательные  модели:

Информация о работе Образование как общечеловеческая ценность