Образовательная политика в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

15 апреля 2011 года Дмитрий Медведев на Азиатском форуме в Боао подчеркнул: «Необходимо вместе искать ответы на сложнейшие вызовы текущего времени. В этом контексте предложенная … тема так называемого инклюзивного развития является абсолютно актуальной. Инклюзивное развитие как принцип государственной экономической политики имеет ключевое значение не только на международном, но и на национальном уровне. Экономики, которые основаны на знаниях, инвестициях и применении самых передовых научных достижений и современных технологий, прокладывают дорогу к самому главному – к кардинальному повышению качества жизни наших граждан».

Вложенные файлы: 1 файл

1. Образ полит России.docx

— 20.20 Кб (Скачать файл)

Стратегической целью  государственной политики в области  образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.», является повышение доступности  качественного образования в  соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, задачами геополитической  конкурентоспособности России в  глобальном мире.

 

15 апреля 2011 года Дмитрий  Медведев на Азиатском форуме  в Боао подчеркнул: «Необходимо вместе искать ответы на сложнейшие вызовы текущего времени. В этом контексте предложенная … тема так называемого инклюзивного развития является абсолютно актуальной. Инклюзивное развитие как принцип государственной экономической политики имеет ключевое значение не только на международном, но и на национальном уровне. Экономики, которые основаны на знаниях, инвестициях и применении самых передовых научных достижений и современных технологий, прокладывают дорогу к самому главному – к кардинальному повышению качества жизни наших граждан».

 

Новым и значимым акцентом государственной политики, в том  числе в сфере образования,  является введение понятие «инновационное развитие экономики». Система образования  должна быть модернизирована  в соответствии с потребностями общества.  Исходя из этой логики, в процессе модернизации системы образования необходимо переосмыслить образовательную  теорию и практику, отечественную  образовательную традицию, образовательную  парадигму, уточнить цели, задачи  и  механизмы их реализации[1].

 

Реализация этой цели применительно к системам общего среднего, основного и дополнительного  профессионального педагогического  образования предполагает решение  множества приоритетных задач, одной  из которых является обеспечение  доступности качественного образования,  вне зависимости от доходов и  местожительства, формирование системы  целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью[2].

 

В связи с этим необходимо:

проведение критического анализа в области образовательной  политики и ее конкретной реализации в интересах государства, региона  и вуза;

выработка аргументации при определении основных направлений  и прогнозов относительно приоритетов  образовательной политики;

интерпретация базовых  принципов, целей и задач, а также  выработка способов их достижения в  документах образовательной политики.

 

Действительно, новый  стратегический подход в системе  образования в современных условиях должен включать ценности и принципы инклюзии[3], т.к. инклюзивное образование, помимо решения сугубо образовательных  задач, в значительной мере способствует улучшению качества жизни людей.

 

В основу инклюзивного образования  положена идеология, которая исключает  любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем людям, создает  особые условия для тех, кто имеет  особые образовательные потребности, следовательно, инклюзивное образование  обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной  среды, которая должна соответствовать  образовательным потребностям всех обучающихся.

 

С учетом потребностей и  возможностей личности статья 10-я Закона РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1) устанавливает следующие  формы освоения образовательных  программ:

в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

в форме семейного  образования,

самообразования,

экстерната.

 

Допускается сочетание  различных форм получения образования.

 

Для всех форм получения  образования в пределах конкретной и основной общеобразовательной  или основной профессиональной образовательной  программы действует единый государственный  образовательный стандарт.

 

Перечни профессий и  специальностей, получение которых  в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

В целях реализации Закона Российской Федерации "Об образовании", предусматривающего необходимость  расширения прав и возможностей граждан  на получение общего образования  и предоставляющего возможность  обучающимся достичь необходимого образовательного уровня в избранной  ими форме обучения, Приказом Министра образования Российской Федерации  Е. В. Ткаченко от 27 июня 1994 года № 225 было утверждено Примерное положение  о получении образования в  семье.

 

В нем говорится: семейное образование есть форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  в семье[4]. Для семейного образования, как и для других форм получения  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действует единый государственный  стандарт. Общеобразовательное учреждение осуществляет текущий контроль за освоением  общеобразовательных программ обучающимися в форме семейного образования.

 

Положение определяет следующие  права при получения образования в семье:

право дать ребенку образование  в семье предоставляется всем родителям (лицам, их заменяющим);

перейти на семейную форму  получения образования могут  обучающиеся на любой ступени  общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего;

обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

 

Положение о получении  общего образования в форме экстерната утверждено Приказом Министра образования  Российской Федерации В. Филиппова  от 23 июня 2000 г. №1884.

 

Получение общего образования  в форме экстерната предполагает самостоятельное изучение экстерном  общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с последующей  промежуточной и государственной (итоговой) аттестацией в общеобразовательном  учреждении, имеющем государственную  аккредитацию.

 

Экстерн - лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные  программы, которому предоставлена  возможность прохождения промежуточной  и государственной (итоговой) аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию[5].

 

Лица, осваивавшие общеобразовательные  программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию экстерном по отдельным предметам общеобразовательных программ, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

 

Для получения общего образования в форме экстерната в пределах основных общеобразовательных  программ начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  действует единый государственный  образовательный стандарт.

 

Получение общего образования  в форме экстерната не ограничивается возрастом.

 

Кроме учебных заведений  среднего образования, система инклюзивного образования включает в себя учебные  заведения профессионального высшего  образования, что требует как  создания особого технического оснащения  вузов, так и разработку специальных  учебных программ, т.к. одним из направлений  инклюзии является использование информационно-коммуникационных технологий, в частности – дистанционное  обучение.

 

На сегодняшний день в России в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

 

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых обучающимся с  помощью специализированной информационно-образовательной  среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления  дистанционного обучения необходимо специальное  мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.)

 

Дистанционное обучение становится все более популярным среди студентов и педагогов. В ходе учебного процесса проходит как общение с преподавателем с другими обучающимися в режиме он-лайн, так и выполнение обучающимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

 

Количество возможностей дистанционного образования в Рунете стремительно растет. Многие учебные  заведения активно разрабатывают  дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего  образования и МВА.

 

Сайт ИнтерОбуч.ру (http://www.interobuch.ru) – один из немногих ресурсов в Рунете, где информация об имеющихся на сегодня возможностях дистанционного образования и интернет-обучения разбита:

по видам дистанционного образования,

по специальностям  обучения,

по видам учебных  заведений, предлагающих дистанционное  обучение.

 

Согласно Закону «Об  образовании»  образовательное учреждение вправе использовать дистанционные  образовательные технологии при  всех формах получения образования, т.е. учебные заведения имеют полное право обучать учащихся дистанционно на любой форме обучения.

 

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные  технологии, реализуемые в основном с применением информационных и  телекоммуникационных технологий при  опосредованном (на расстоянии) или  не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического  работника.[6]

 

Таким образом, основные принципы дистанционного образования  четко    отражают основные принципы инклюзии в образовании:

доступность обучения (радикальный  прорыв в этой области позволил осуществить  известные результаты научно-технического прогресса: персональный компьютер  и Интернет, а в ближайшей перспективе - мобильный Интернет и беспроводные локальные сети);

новые формы представления  и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия (использование различных способов представления информации: текста, графики, видео, звукового сопровождения, анимации, т. е. то, что получило название "мультимедиа";

нелинейную форму  организации материала, при которой  его единицы представлены не в  линейной последовательности, а как  система явно указанных возможных  переходов, связей между ними, дающая возможность адекватного представления  всей взаимосвязи ее различных аспектов;

присутствие большого количества справочной информации, причем именно в дополнительной, сопровождающей форме, когда пользователь видит основной предмет изучения в окружении  каких-либо других узлов;

достоверность сертификации знаний (методики сертификации знаний существенно отличаются от используемых при очном обучении, наиболее распространенными  здесь являются методики, основанные на тестировании)[7].

 

Одна из черт современного образования – глобализация. Несмотря на экономические, культурные, политические различия стран, требования к национальному  образованию становятся все более  схожими. Все настойчивее звучит необходимость введения международных  стандартов в образовании.

 

Развитие мирового образования  сегодня определяется двумя основными  тенденциями – достижение социальной справедливости и повышение качества. О социальной справедливости говорят, делая упор на доступность образования. Суть в том, чтобы каждый человек, независимо от его гражданства, места  проживания, национальности, принадлежности к определенной социальной страте, финансовых обстоятельств, способностей, здоровья, пола и возраста, имел возможность  получить образование. И это справедливо. Сегодня около восьмисот миллионов  людей в мире безграмотны и  более ста миллионов детей  не имеют возможности ходить в  школу. К 2015 году планируется обеспечить всем детям возможность учиться  в школе.

 

Пока страны третьего мира с помощью мирового сообщества внедряют обязательное начальное образование, более развитые государства озабочены  другой проблемой – они стремятся  обеспечить своим гражданам доступ к более качественному образованию. Это вторая мировая тенденция  – повышение качества образования. Это ориентация на инновационную  экономику, на развитие человека, на запросы  международного рынка труда[8].

 

Кроме того, одной из первоочередных задач образовательной  политики в России является повышение  квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по направлениям модернизации образования. Вместе с  тем четко просматриваются и  общие тенденции, присущие многим странам:

децентрализация и демократизация управления,

расширение автономии  образовательных учреждений с одновременным  усилением их подотчетности и  ответственности перед обществом,

попытка использовать рыночные модели организации, управления и финансирования образования.

 

В рамках этих общих тенденций  осуществляются меры по совершенствованию  и повышению эффективности управления образовательными учреждениями:

четкое разграничение  в законодательном порядке функций  и ответственности между различными уровнями управления образованием - общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным;

смещение акцентов в  деятельности управленческих структур всех уровней с решения организационно-структурных  вопросов на решение вопросов повышения  качества обучения и научно-исследовательской  работы образовательных учреждений, быстрое реагирование системы образования  на возникающие потребности общества;

Информация о работе Образовательная политика в современной России