Образовательный процесс в женских гимназиях России XIX – начала XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 15:21, доклад

Краткое описание

Руководствами к подготовке по основным предметам гимназии могли служить работы Кирпичникова или Смирнова - «Этимология» - по русскому языку; по арифметике - «Элементарная арифметика» Киселева, задачник Воронова или Евтушевского; молитвы, заповеди и прочее по Закону Божию предлагалось смотреть в сочинениях протоиереев Соколова, Базарова.

Вложенные файлы: 1 файл

ДОКУМЕНТ.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Образовательный процесс в женских  гимназиях  России XIX – начала XX века

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в  российских гимназиях XIX - начала XX века строго определялись соответствующими документами – уставами и положениями.

 Со второй половины XIX века в России вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни». В это время стала остро осознаваться необходимость в новых методиках обучения, новых книгах, в решении вопроса о необходимости школы для всех слоёв населения. Эти задачи решал новый устав. Прежде всего, с введением в империи уставом двух типов гимназий – классической и реальной, из-за постоянных дискуссий в обществе о необходимом направлении гимназического образования предусматривалось различное содержание образования в этих учебных заведениях, что явилось компромиссным решением министерства.

Преобразованные по новому уставу гимназии имели целью «…доставить  воспитывающемуся в них юношеству  общее образование, и вместе с  тем служат приготовительными заведениями поступления в университет и другие высшие специальные училища» .

В классической гимназии особое внимание уделялось: латинскому языку, греческому языку, античной литературе и истории. В содержание образования  также входили: Закон Божий, русский  язык с церковно-славянским, словесность, математика, физика, космография, география (всеобщая и российская), история (всеобщая, российская, мифология), естественная история («…краткое наглядное объяснение трех царств природы…»), немецкий и французский языки (на выбор), чистописание, рисование и черчение.

Курс реальной гимназии составляли:

- в одинаковом объеме с классическими: Закон Божий, русский язык с церковно-славянским, словесность, история, география, чистописание;

- в большем объеме по сравнению с классическими: математика, естественная история с присоединением к ней химии, физики, космографии, немецкого и французского языков (оба обязательно), рисования, черчения;

- исключались из содержания образования латинский и греческий языки.

И в классической, и  в реальной гимназии к числу учебных предметов могли относиться,  гимнастика и пение для желающих. По желанию родителей, за особую плату, в гимназиях и прогимназиях воспитанники могли обучаться также музыке и «танцованью».

С введением устава 1871 года цель гимназий осталась прежней, однако структура гимназического образования была изменена – реальные гимназии перестали существовать. В учебном процессе упор делался на древние языки «…как главнейший предмет гимназического курса…»1.

В первый класс гимназии и прогимназии принимались дети не моложе 10 лет, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, основные арифметические действия: сложение, вычитание и таблицу умножения. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимались желающие, которые имели соответственные классу познания и возраст.

Курс обучения состоял  из семи классов, причем последний состоял  из двух лет и делился на младшее  и старшее отделения.

Для улучшения подготовки будущих гимназистов при учебных  заведениях уставом 1871 года были введены приготовительные классы.  После успешного окончания приготовительного класса женских гимназий,   начинался гимназический курс.

Руководствами к подготовке по основным предметам гимназии могли  служить работы Кирпичникова или  Смирнова - «Этимология» - по русскому языку; по арифметике - «Элементарная арифметика» Киселева, задачник Воронова или Евтушевского; молитвы, заповеди и прочее по Закону Божию предлагалось смотреть в сочинениях протоиереев Соколова, Базарова.

  «Программе для  поступления в женские гимназии» в Елизаветграде, опубликованной в журнале «Учитель» в 1861 году. Издатели журнала отмечали, что печатной программы для поступления в женские гимназии не существует, но они «…сообщили о требованиях от поступающих во второй и третий классы о том, какие в них руководства…»

Так, например, для второго  класса женской гимназии требуется  по такому предмету, как Закон Божий, знание молитв из «Сокращенного Молитвослова», т.е. по сравнению с требованиями для желающих обучаться в мужских  гимназиях принципиальных отличий по этому предмету в женских гимназиях не было.

По русскому языку  от будущей гимназистки требовали  «…читать, писать и знание наизусть нескольких стихотворений…». Как видно  из этого требования, проверка знаний девочек по русскому языку была менее  строгой, и глубина познаний предполагалась несколько ниже, чем мальчиков. Книгой, употребляемой для чтения, служил труд Максимовича «Друг детей». 

По арифметике от девочек  требовалось «…знание нумерации  и четырех основных действий над  простыми числами». 

Рассматривая учебный процесс российских гимназий, отметим, что он продолжался в течение целого года, за исключением воскресных и праздничных дней, а также «…вакаций летних и зимних». Отметим, что в уставе впервые в России вводились не только летние, но и зимние каникулы для гимназистов. 

Альбицкий, В. Испытания  зрелости. Справочная книга для гимназий и го-

товящихся к испытаниям зрелости / В. Альбицкий. - СПб., 1884.

Для успешности учебного процесса количество учеников в классе было ограничено: «…В каждом классе гимназии и прогимназии полагается, по возможности, не более сорока учеников».

Если учащихся оказывалось  больше, учебное заведение должно было разделить воспитанников на параллельные отделения. Таким образом, именно с 1864 года в России вводилась  практика разделения учащихся одного возраста на параллельные классы.

Рассматривая задания, предлагаемые гимназистам на «окончательных испытаниях», можно отметить следующее. Экзаменационные вопросы соответствовали  содержанию программ всего гимназического курса.

  Таким образом,  можно сделать вывод, что вопросы, предлагаемые на окончательных испытаниях  в гимназиях соответствовали знаниям, которые должны были получить учащиеся, окончив курс обучения в обозначенных гимназиях. Аналогичный вывод можно сделать, анализируя программы текущих испытаний гимназий, которые проводились ежегодно по окончании учебного года. Однако следует отметить, что все чаще вставал вопрос о том, что переводные экзамены в гимназиях следует отменить и разрешать ученику обучение в следующем классе на основании отметок, полученных в течение учебного года. В итоге в 1916 году переводные и выпускные экзамены в гимназиях империи как мужских, так и женских, были отменены на основании циркуляра МНП от 11 февраля 1916 года. В документе говорилось, что перевод гимназистов в следующий класс и выдача им свидетельств об окончании учебного заведения производятся на основании годовых отметок

Анализируя эволюцию системы оценивания знаний учащихся, можно отметить, что  она изменилась с введением нового устава 1871 года. Так, если в 1804 году оценка успешности учащихся проводилась каждым учителем с помощью заранее озвученной директором максимальной суммы оценивания знаний учащихся, которая в итоге по показателям каждого педагога должна была выявить относительные успехи учеников, то в 30-е годы XIX в., как пишет П. П. Зеленецкий, были недолго в употреблении десятичные отметки, так что «низшим баллом была цифра 44, а высшим 320»

В 1872 году «Правила об испытаниях учеников гимназий и прогимназий ведомства  МНП» огласили, что «…как на испытаниях, так и равно и в продолжении всего учебного года познания и успехи учеников оцениваются обычными цифрами, причем «5» означает познания и успехи отличные и ставится за основательное знание всего пройденного при отличном прилежании и внимании и при таких письменных работах, которые могут служить образцом для класса;

«4» - хорошо и служит оттенком «5», означая познания также основательные, за недостатком должного прилежания или внимания, не всегда применяемые надлежащим образом и в устных ответах, и в письменных работах.

«3» - удовлетворительно, знают пройденное настолько твердо,

что без затруднений  могут учиться далее и вообще уровню своего класса соответствуют.

«2» - не совсем удовлетворительно, служит оттенком единицы и представляется ученикам, которые стоят ниже уровня своего класса, сбиваются иногда в ответах даже на главные вопросы, но, при усиленном прилежании со своей стороны и таковом же внимании в классе, особенно с посторонней помощью, могут идти вперед и возвыситься до среднего уровня своего класса.

«1» - вовсе неудовлетворительно и означает познания слабые, при малом понимании пройденного и недостаточном внимании и прилежании.

Теми же цифрами оценивается  прилежание учеников относительно приготовления  ими уроков, внимание их на уроках в  классе и их поведение…»1.

Таким образом, в гимназиях оценивались  не только знания, прилежание учеников, но и их внимание на уроке. 

Естественным образом успеваемость, поведение, внимание и прилежание учащихся связывались с успешно или  неуспешно применяемыми методами обучения педагогов гимназии, а также с использованием в учебном процессе тех или иных книг и руководств.

С. В. Рождественский в 1902 году отмечал, что «нужно обратить особое внимание на преподавание в гимназии определенных наук, чтобы учащиеся оной получали достаточное полное образование во всех преподаваемых там науках до той степени, какая требуется для студентов, способных слушать профессорские лекции. Тогда гимназия достигнет своей цели, и университет… не будет заниматься не принадлежащим ему делом обучения приготовительным наукам…»

Таким образом, остро встал вопрос о выборе методов обучения. Если в начале своего становления гимназическое  образование в выборе средств  и методов обучения в основном опиралось на известные труды  М. В. Ломоносова, Я. А. Коменского, то ближе к середине века дискуссии о выборе верной «методы обучения» становятся все более оживленными не только в сферах образования, но и в обществе. Влияние на гимназическое образование трудов А. Дистервега, И. Гербарта и других деятелей немецкой педагогики отразилось на применяемых в учебном процессе методах обучения.

На протяжении всего столетия были распространены общедидактические  основы обучения: «…правила школьных порядков и разумной дисциплины»1, а  в частности, катехизический метод  обучения. Как отмечал Д. И. Тихомиров, была «…концентрация в распределении учебного материала, наглядность в обучении, практичность…».

По отдельным предметам обучения, в основном гуманитарного цикла, были введены «принципы наглядности  обучения – предметные беседы». При обучении чтению и письму использовались звуковой метод обучения и «генетическая система упражнений в скорописи». Отдельно выделялась «система обучения языку», которая состояла из усвоения форм языка, логических упражнений.

Естествознанию обучали также преимущественно с помощью «наглядного метода первоначально обучения». При занятии историей и географией использовались «биографическая и эпизодическая формы обучения»

 Обобщая рассмотренные материалы  и данные из архивных источников, литературных и печатных материалов, можно выделить основные методы преподавания предметов гуманитарного цикла.В начальный период становления гимназического образования главным преподавательским методом обучения было классическое «отсюда до сюда»3. Вся методика была рассчитана на память и обычное зазубривание, а не на осмысление материала. Если к этому добавить скудное количество учебной и методической литературы, а также и то, что преподаватели, в основной своей массе, были незнакомы с педагогическими приемами и методиками преподавания, то получится довольно удручающая картина гимназической жизни.


Информация о работе Образовательный процесс в женских гимназиях России XIX – начала XX века