Образ учителя в современном молодежном кино

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:51, реферат

Краткое описание

Учитель в кино – это человек, личность. Образ учителя, безусловно, многолик. На экране образ учителя передается взаимоотношениями с учителями, коллегами, руководством, Своей сценарной ролью в политической жизни страны. Личной жизнью или ее отсутствием. Внешностью, одеждой, прической.
Иногда этот образ появлялся на экране со всей реалистичностью, вызванный желанием общества видеть на экране то, что есть вокруг, в повседневной жизни.
Образ учителя на киноэкране – это в первую очередь образ воспитателя.

Вложенные файлы: 1 файл

образ учителя педагогика.docx

— 27.44 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. М. КОЗЫБАЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

 

«Образ учителя в современном  молодежном кино»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил(а): Студентка группы Бо-12

                             Готфрид Н.

 

                                                                   Проверил(а):  Власенко С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск, 2013

 

 

 

Учитель в кино – это человек, личность. Образ учителя, безусловно, многолик. На экране образ учителя передается взаимоотношениями с учителями, коллегами, руководством, Своей сценарной ролью в политической жизни страны. Личной жизнью или ее отсутствием. Внешностью, одеждой, прической.

меняется  общество, меняется кино, меняется образ  учителя.

Иногда  этот образ появлялся на экране со всей реалистичностью, вызванный желанием общества видеть на экране то, что есть вокруг, в повседневной жизни.

Образ учителя  на киноэкране – это в первую очередь образ воспитателя.

. Ведь  учитель не только обучает,  он и   воспитывает.

Фильм про  учителя — это не совсем то же, что фильм о враче, директоре  или металлурге. Фильм  не про  человека в должности учителя, потому что сама учительская профессия  выявляет, концентрирует одну из важных сторон любой человеческой жизни: взрослый человек и дети. Фильм про учителя  — это, по сути, фильм и про  всякого взрослого в его прикосновении  к детям.

Фильмы  о школе всегда были любимы зрителем и почти всегда вызывали острые дискуссии, жесткие полемические выпады, суровую  критику. Все ждали поучительного  рассказа, правильных акцентов, показательного урока

На сегодняшний  день образ учителя в на экране, по большому счету, не раскрыт

Образ учителя  нынешнего только-только осторожными  шагами выходит на экраны. Сериалы  для подростков, показывая одну из больших сторон жизни – школу  касается и образов учителей. Роли учителя в них не главные, но тем не менее вполне рельефно прописаны и главное многогранны.

Уже не имеют перестроечного негативного  оттенка. Комедийный сериал «Папины  дочки» использует комедийные же образы учителей. Гротеск в плане глупости, неудачных шуток, строгости, внешнего вида… в таком сериале вполне уместен. Подростковые сериалы «Ранетки» и «Кадетство» более серьезно подходят к образам учителей. Учителя в них, как и люди в обществе весьма различны. Есть принципиальные и строго придерживающиеся морали (начальник училища Матвеев в «Кадетстве»), есть сердечные и понимающие (Павел Павлович Василюк, воспитатель из «Кадетства, учитель истории Рассказов из «Ранеток», есть ярко отрицательные образы (Вадим Юрьевич Ротмистров, один из воспитателей училища), есть комичные «не в ногу со временем», далекие от чаяний учеников (Агнесса Юрьевна из «Ранеток»)… Опять же учителя имеют некоторые отношения между собой и отношения учитель-ученик. Семейное положение и личная жизнь у них также различны. Внешний вид от комичного до экстрамодного.

Создание образа учителя в кино очень похоже на познание неизведанного, сродни конструированию вымышленных  миров. Кинообраз типичного инопланетянина и то складывается куда быстрее. И  все потому, что учитель до сих  пор в какой-то степени является существом из другого мира, несмотря на то, что мы все были учениками. 

Из полнометражных картин последнего времени можно назвать лишь «Все умрут, а я останусь» Валерии  Гай Германики 2008 года и «Розыгрыш» Андрея Кудиненко 2008 года. И это все за два последних десятилетия, увы.

Драма   «Все умрут, а я останусь»  поднимает проблемы подростков и  «непонимание» их проблем учителями, родителями,  (впрочем, как результат  и отсутствие понимания проблем  друг друга.) Хотя фильм получил несколько призов западноевропейских фестивалей и в рецензиях описывается как реалистичный, мне лично не помог понять «нынешнее поколение», рожденных не в СССР. Проблемы, поднятые в фильме, видятся мне надуманными и гротескными. С учетом, что моему старшему ребенку скоро двадцать лет и у меня есть большой стаж работы воспитателем и преподавателем, в своем окружении с пьющими школьницами, сексом через пять минут после знакомства и родителями, избивающие дочерей встречалась крайне редко. Но это лишь личная призма восприятия. Что же с образами учителей в этом фильме? Логично получается, что со стороны таких подростков учителей, обладающих какими-то положительными качествами, увы, нет. И, следовательно, образ учителя предстает перед нами в гротескно неприятном варианте. Учителя показаны глупыми, равнодушными, излишне строгими, внешне неприятными. Отношения учитель-ученик  - лишь глубокое непонимание и отсутствие точек соприкосновения. Личная жизнь учителей и их взаимоотношения между собой не раскрываются.

Жаль, что даже спустя пару десятилетий  молчания на тему образа учителя в  кинематографе, мы видим лишь карикатуру. А ведь эволюция образа учителя в  кино - не что иное, как поиск рецепта  для оздоровления не только системы  образования, но и общества в целом.

«Розыгрыш» 2008 года заслуживает большего внимания, потому как это ремейк «Розыгрыша» года 1976. Ремейки редко  достигают уровня оригинальных лент, и новый "Розыгрыш" исключением не стал. Владимир Меньшов в своей дебютной работе сумел с неожиданным для новичка мастерством преодолеть все подводные камни жанра школьных фильмов и создать по-настоящему незаурядное произведение. Этот фильм стал не только классикой, но и первой в отечественной истории основой для ремейка. За тридцать лет, прошедших с выхода на экраны Меньшова, изменилось все  – страна, люди, отношение к жизни и учителям.

По большому счету, схема взаимоотношений в  коллективе осталась прежней. Есть формальный лидер класса, мажористый Олег Комаров (отсеканием окончания «ский» в фамилии, видимо была предпринята попытка показать, что это совсем другой персонаж, как и вышло на самом деле), сын предпринимателя и мецената школы (Дмитрий Харатьян). Есть Игорь Глушко (Noize MC) — талантливый музыкант, приехавший из другого города после гибели родителей (в 1976 году персонаж кинодебютанта Харатьяна уехал из Новосибирска от отца в попытке доказать свою самостоятельность). Есть девушка Тая, вынужденная скрывать свою красоту - в первом фильме из-за «детской» болезни, во втором - из-за больной матери, надзирающей за дочерью. И школьная учительница, которая ставит Комаров(-ском)у низкий балл на уроке накануне экзаменов, на исправление которого, при должном умении, остается достаточно времени. Но уверенный в своей неприкосновенности любимец публики решает пойти другим путем, на котором совершает одну за другой непоправимые ошибки. Да и розыгрыши у современных школьников уже не те, как и цели и способы их достижения. С одной стороны фильм более жесток, с другой, он вышел проще, видимо, сложные персонажи нашему зрителю тяжело даются.

Изменились, по мнению сценаристов, учителя, которые, несмотря на выходку ученика, не решаются выгнать его из школы накануне выпускного, но не причине того, что  опасаются испортить его дальнейшую судьбу, а, как если бы он был высокопоставленного  отпрыском чиновника, потому что  он — сын спонсора школы. Это действительно  важный штрих к современному образу учителя. Образы учителей изменились. На место завуча в исполнении Натальи  Фатеевой, проявляющей беспокойство об учениках, которые уже в выпускном  классе занимаются тем, что выступают  на комсомольских свадьбах и зарабатывают этим деньги, стала Ирина Купченко (как всегда гениально сыгравшая), которая готовит к вступительным экзаменам скромницу Таю и защищает Комарова на педсовете. Вместо тренера по плаванью (Меньшов), обещающего хорошие перспективы в спорте Комаровскому, и завхоза Семен Семеныча (Павел Винник), признавшегося, что сам бы в школе деньги зарабатывал, если бы была возможность, — обрюзгший похотливый физрук Дмитрий Дюжев, изыскивающий собственную выгоду во всем, в том числе и в спонсорских подношениях отца Комарова.

В современном  фильме главная учительская роль принадлежит не учительнице (молодой  англичанке),  которую жестоко  разыгрывают, а завучу, Марии Васильевне в исполнении Купченко. Она способна противостоять жестокости великовозрастных по сути,  еще детей, у которых совсем другая система ценностей, хотя она и показана, как одинокая, замученная жизнью, единственная несущая оплот нравственности и морали, не желающая неприятностей от сильных мира сего. Слабовольный директор, к сожалению, ей не помощник.

Современный «Розыгрыш» безусловно, не дотягивает до добротной подростковой  драмы 1976 года. Образы как учеников, так  и учителей несколько однобоки, плоски… Но! Что очень важно, на фоне вообще отечественной кинопродукции последних лет и с учетом практически отсутствия образа учителя в кино – это прорыв. Это вселяет надежду и оптимизм на будущее воплощение образа учителя в отечественном кинематографе.

 

Вам, памятник, учителя,

Я высек бы

Из красного гранита.                        

Установил бы на просторе

Большое человеческое сердце…

А. Дусенбиев

Учитель… Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но когда произносишь его, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек, занятый  этой профессией, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет. Учитель не просто даёт знания, а учит жить, формирует душу ребенка.

  • А кто формирует имидж учителя?каким рисуется учитель в современном кино? Какой он – идеальный учитель? «Папины дочки»
  • «Наша Раша»
  • «Универ»
  • «Ранетки»
  • «Барвиха»
  • «Школа»
  • В фильме «Папины дочки» центральными образами являются директор школы, учитель литературы и учитель физкультуры. Директор школы часто пользуется  своим служебным положением, может угрожать ученикам плохими оценками или исключением из школы, в несколько раз поднимает зарплату угодным учителям. Учитель литературы Людмила Анатольевна довольно экзальтированная особа (находящаяся в восторженно-возбужденном состоянии), слегка «не в себе», одинокая, но в активном поиске мужчины своей мечты. Учитель физкультуры - воплощение всех стереотипов о школьных учителях физкультуры — хорош собой, но при этом ужасно глуп.
  • Героиня фильма «Наша Раша» - Снежана Денисовна - учительница престижной школы, корыстная, меркантильная (излишне расчетливая), обманом и   шантажом    вымогает   у   учеников  и   их .родителей деньги на собственные нужды.
  • Фильм «Универ» - от авторов проекта «Наша Раша». Акцент сделан на психологической стратегии улучшения отношений студентов с преподавателями. Преподаватели пользуются своим положением, берут взятки, не интеллектуалы. Студенты водят их за нос.
  • Очень популярным среди детей является фильм «Ранетки». С интересом смотрят его и родители учащихся. Они считают, что учителя в фильме – такие, какие есть, такие, какими хотели бы видеть их ученики. Но учителям этот фильм не нравится. Они считают, что образ учителя дан в отрицательном плане, что он далек от реального.
  • Много разговоров вызвало кино «Школа», снятое молодым и очень перспективным режиссером Валерией Гай Германикой. По словам режиссера, в фильме показана  «жизнь школы, какой еще никто не показывал». С первых же серий фильм получил неодобрительные отзывы учителей, даже учащихся и их родителей, а чиновники потребовали запретить фильм. Психологи и педагоги боятся, что сериал вызовет волну проблем в школах. Депутат Госдумы Владислав Юрчик назвал «Школу» «планированной диверсией, нравственно калечащей детей и внуков». Известный психолог Рамиль Гарифуллин считает, что шокирующие картины, представленные на суд телеаудитории, - это не объективное представление о современной школе, а личная душевная травма режиссера фильма Валерии Гай Германики.
  • Учителя, показанные на экране, вызвали вполне однозначную реакцию зрителей − «мерзкие», «тупые», «равнодушные». Директор Центра образования «Царицыно» (школа № 548), член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский считает, что «учителя в этом фильме показаны как стадо полуобученных обезьян, лишенных чувства юмора, которые если смеются, то это верх какого-то идиотизма, не умеющих говорить и читать, дурно одетых», тем самым «престиж учителя низведен до уровня горьковских босяков
  • Успех  образования  и  воспитания  определяет   личность УЧИТЕЛЯ, его отношение к профессии. Чтобы воспитывать нравственного  и  свободного  ученика,  сам  учитель  должен существовать  в  условиях, когда уважают его личность и его взгляды.

Информация о работе Образ учителя в современном молодежном кино