Обучение в команде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 12:33, доклад

Краткое описание

Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

Вложенные файлы: 1 файл

10 (2).docx

— 21.44 Кб (Скачать файл)

                                                        Тема 10 Обучение в команде

 

    Этот метод уделяет особое внимание "групповым целям" (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению.

      Таким  образом, задача каждого учащегося  состоит не только в том, чтобы  сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы  каждый, участник команды овладел  необходимыми знаниями, сформировал  нужные навыки и при этом, чтобы  вся команда знала, чего достиг  каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, совместном решении поставленной перед ними проблемы.

Вкратце Student Team Learning сводится к трем основным принципам:

         "награды" (team rewards) - команды (группы) получают одну на всех в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную "планку" и время на ее достижение;

        "индивидуальная" (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

         равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами. Это дает продвинутым, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды, так как, стараясь изо всех сил улучшить результаты предыдущего опроса, зачета, экзамена (и улучшая их), и средний, и отстающий ученики приносят своей команде равное количество баллов, что (как показали исследования в J.Hopkins University, R.Slavin) позволяет им чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную "планку".

        Вариантами такого подхода к организации обучения в сотрудничестве можно рассматривать индивидуально-групповую работу (Student-Teams - Achievement Divisions - STAD) и командно-игровую (Teams-Games-Tournament - TGT).

        В первом случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики). Учитель объясняет но-вый материал, а затем предлагает ученикам в группах его закрепить, постараться ра-зобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется рабо-та по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по "вертушке" (каж-дое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой. После выполнения заданий все-ми группами, учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Зада-ния теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель, ко-нечно, дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на группу и объявля-ется общая оценка группе.

         Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь вы-полнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигну-тым результатом. И сильный, и слабый ученик, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы.

        

        Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала ка-ждым учеником. Разновидностью индивидульно-групповой работы может служить, на-пример, Индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization - TAI). Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе. В принципе разные коман-ды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале ус-пехи и продвижение каждого члена команды.

        Итоговые  тесты проводятся также индивидуально, вне группы и оценивают-ся самими учениками (специально выделенными в группе оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по программе и планам уроков, выполненных каждой командой, успешность их выполнения в классе и дома (домашние задания), особо отмечая наиболее выдающиеся успехи групп. Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каж-дым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи. Такая работа особенно хороша для уроков математики.

         Разновидностью такой организации  групповой деятельности является  ко-мандно-игровая деятельность. Учитель также, как и в предыдущем случае объяс-няет новый материал, организует групповую работу для формирования ориенти-ровки, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю со-ревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков матема-тики, естественно-научных дисциплин. Задания даются опять же дифференциро-ванные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинако-вое количество баллов независимо от "планки" стола. Это означает, что слабые уче-ники, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объ-является победителем турнира с соответствующим награждением.

        Индивидуальная  самостоятельная работа при организации  учебной деятель-ности по методу Cooperative Learning становится как бы исходной, элементарной частицей коллективной самостоятельной работы. А ее результат, с одной стороны, влияет на результат групповой и коллективной работы, а с другой, вбирает в себя результаты работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый уча-щийся пользуется результатами как групповой самостоятельной работы, так и кол-лективной, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо уже при работе над следующим, новым заданием / проектом / проблемой, когда учащиеся используют знания, полученные и обрабо-танные усилиями всей группы.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соот-ветствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Знаете известное изречение мудрецов: "Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!" Поэтому проблема мо-тивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

      

 

 

       Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индиви-дуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершен-ствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия на дос-тижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

        Психологи, изучающие данный подход к  обучению, давно заметили, что, ес-ли оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достиже-ния общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

"Работа в группах, кроме всего прочего", - говорит  одна из учениц, - "позволяет  мне научиться общаться с людьми, что очень полезно в жизни".

       Педагогическое  общение, психология и культура  общения - все это состав-ляющие грамотной педагогики. Нельзя не согласиться с известным российским пси-хологом и филологом А. А. Леонтьевым в том, что педагогическое общение в под-линном понимании - это многоэтажная конструкция, которая предполагает: дея-тельность - взаимодействие - общение - контакт /2/.

       Обучение  в сотрудничестве предусматривает  все уровни общения, опирается  на них. Практически, это обучение  в процессе общения, общения учащихся  друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает  столь необходимый контакт. Это  социальное общение, поскольку в  ходе общения учащиеся поочередно  выполняют разные социальные  роли - лидера, исполнителя, организатора, доклад-чика, эксперта, исследователя и т.д.

       Учитель  приобретает новую, нисколько не  менее важную для учебного  процесса роль - роль организатора  самостоятельной познавательной, исследо-вательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысли-вать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, распо-лагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

 


Информация о работе Обучение в команде