Обучение грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:27, реферат

Краткое описание

Пожалуй, вопрос «когда начинать?» - один из самых острых, возникающих в родительской среде. Когда начинать заниматься с ребенком? В каком возрасте ребенку можно дать краски или пластилин?
Также и вопрос: «Когда начинать обучать малыша грамоте?» вызывает множество споров

Вложенные файлы: 1 файл

обучение грамоте.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Пожалуй, вопрос «когда начинать?» - один из самых острых, возникающих в родительской среде. Когда начинать заниматься с ребенком? В каком возрасте ребенку можно дать краски или пластилин?

Также и вопрос: «Когда начинать обучать малыша грамоте?»  вызывает множество споров.

Мнения  против:

Ряд специалистов считает, что раннее обучение чтению не соответствует физиологическим  возможностям ребенка до 5-6 лет. Дети, которых научили читать в возрасте 3 лет, имеют неправильный механизм чтения и впоследствии с трудом воспринимают смысл текста. Отсюда большое число  безграмотных старшеклассников в настоящее  время, несмотря на то, что в начале 90-х появилась мода на раннее обучение и многие из них пришли в школу, уже обладая навыками чтения и письма.

Ранее обучение чтению также приводит к тому, что  ребенку  просто скучно на уроках в первые месяцы учебы, а затем теряется интерес и мотивация к обучению и возникает стойкая нелюбовь к школе.

Некоторые авторы пишут о том, те участки мозга, для развития которых наиболее благоприятен младший дошкольный возраст, не развиваются  полноценно. Родители не уделяют достаточно внимания таким «несерьезным» вещам, как мозаика, рисование, лепка и  т.д, а направляют все свои усилия на обучение тому, для чего ребенок еще не созрел. Негативные последствия этого также проявятся позже.

Раннее обучение бывает и своеобразным проявление родительских комплексов, когда родители стремятся  сделать все, чтобы ребенок стал «самым-самым», не учитывая его собственных  интересов, желаний, склонностей.

Излишняя увлеченность родителей необходимостью раннего  обучения, неправильные и несоответствующие  особенностям малышей методики могут  приводить и к нарушениям здоровья ребенка, стрессам и полному нежеланию  учиться и воспринимать новые знания в принципе. «4 года – читает, только если заставлять, действуют только угрозы. Что делать?» «3 года, не любит заниматься, видит книги – плачет, не может и полчасика посидеть спокойно. Может, ее врачу показать?» Эти вопросы действительно волнуют некоторых родителей.

Мнения  за:

Чтение развивает  мышление ребенка, ведь прочитанное  надо еще понять и осмыслить, и  чем раньше ребенок получает опыт такой мыслительной деятельности, тем  лучше.

К тому же умение читать резко расширяет возможности  самообразования малыша. Как известно, многие талантливые люди своей образованностью  обязаны именно чтению. Чтение –  важнейший инструмент в познании мира.

По мнению психологов, раннее чтение – залог формирования богатой речи у ребенка. Есть исследования логопедов, результаты которых показывают, что работа с некоторыми методиками обучения чтению очень помогает детям, у которых есть нарушения в  развитии речи.

Аргументом сторонников  раннего обучения также является тот общепризнанный факт, что ум ребенка младшего возраста гораздо  более пластичен и восприимчив  к восприятию нового, чем ум, например, 7 летнего ребенка.

Снижение интереса к учебе у детей, которые и  так знают многое из того, что  проходится в первом классе, - проблема, которую можно предотвратить. Если ребенок ненамного впереди класса, хороший учитель предложит ему  развивающие задания, а по всем остальным  темам можно работать со всем коллективом. Можно учиться по индивидуальному  плану, перейти в следующий  класс или поступить в сильную школу, предъявляющую более высокие требования к подготовке ребенка. Последний вариант неосуществим с ребенком, не имеющим навыков чтения и счета до школы.

Что касается вреда  для здоровья и стрессов, то при  правильной организации занятий  и выборе наиболее подходящей именно вашему ребенку методики никаких  проблем с этим не возникает.

Как видите, аргументы  достойные внимания есть у каждой из сторон.

Каждый решает сам!

1.Подготовка  и обучение грамоте в системе  работы детского сада по развитию  речи.     

Вопросы подготовки воспитанников детских  садов к школе приобретают  все большее значение. Особенно актуальны  они в настоящее время, когда  изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.     

По  наблюдениям психологов и педагогов  дети дошкольного возраста рано начинают проявлять интерес к учению. Даже если в детском саду и в семье  детей не учат читать, некоторые  из них все же овладевают чтением, узнают отдельные буквы. Обучаясь самостоятельно, дети нередко начинают читать по буквам, а не по слогам. Так называемое побуквенное  чтение крайне нежелательно. Оно затрудняет понимание прочитанного, замедляет  темп чтения, ведет к ошибкам на письме.     

В настоящее время «Программа воспитания в детском саду» предусматривает  подготовительную работу к усвоению грамоты, не связанную с заучиванием  букв алфавита.      

Идея  обучения детей грамоте в детском  саду возникла давно. Психологами и  педагогами проводилась в этом направлении  большая экспериментальная работа. На основе исследований таких ученых, 

как Л.  С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне возможно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.

Однако пока детские сады не будут в состоянии  охватить своей сетью каждого  дошкольника, пока они не будут располагать  высококвалифицированными специалистами, владеющими научной методикой обучения детей грамоте, вряд ли целесообразно  ставить эту задачу.      

При существующих условиях обучение грамоте  является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определенную работу по подготовке детей  к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как  подготовить воспитанников детских  садов к успешному усвоению программы  начальной школы.      

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком о раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.  
 

2.Задачи  и содержание подготовки к  обучению грамоте     

Проблема  обучения грамоте в детских садах  в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.      

Вместе  с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.      

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время  не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом  научных сотрудников НИИ дошкольного  воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 – 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.     

Чтобы научиться читать и писать, ребенок  должен понять, что речь рождается  из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Огромное внимание учитель на занятиях по обучению грамоте  уделяет практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами  и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей  связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и  его звукослоговой структуры.     

Под развитием речи понимается работа над  произношением, словом, предложением и  связной речью. Занятия по обучению грамоте, таким образом, связываются  с занятиями по изучению родного  языка. Конкретные восприятия и представления  детей являются основой для формирования у них правильных понятий и  умений выражать свои впечатления и  мысли в речи.     

Исследования  позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне родной речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают (Н. С. Варенцова). А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразно начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к звуковым играм, к словотворчеству (Н. В. Дурова).     

Результаты  этих исследований нашли отражение  в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1984).     

Подготовка  к обучению грамоте предусматривается  не только в старших группах, она  начинается значительно раньше.     

Так, уже во второй младшей группе формируется  умение вслушиваться в звучание слова, детей знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».     

В средней группе детей продолжают знакомить с терминами «слово», «звук» практически, без определений, т.е. учат понимать и употреблять  эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки  в слове произносятся в определенной последовательности. Обращают их внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные).     

У ребенка формируют умения различать  на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с  заданным звуком. Учат выделять голосом  звук в слове: произносить заданный звук протяжно (рррак), громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.     

В старшей группе учат: производить  анализ слов различной звуковой структуры; выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова; качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук); правильно  употреблять соответствующие термины.      

В подготовительной к школе группе завершается работа по овладению  основами грамоты. Здесь предусматривается  обучение детей чтению и письму. К концу года дети должны: научиться  читать со скоростью 30 – 40 слов в мин, записывать слова в тетрадной строке, соблюдая тип соединения букв и четкое письмо их основных элементов; освоить позу пишущего.     

Анализ  программы показывает, что основное внимание в ней уделяется ознакомлению со звуковым строением слова, формированию действий звукового анализа и  последующему обучению началам грамоты.  
      

3.Методика организации  игр и упражнений по подготовке  к обучению грамоте.     

ИГРЫ  СО ЗВУКАМИ     

«Хлопни, если услышишь в слове  звук А»  
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.  
Ход  
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.  
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.     

«Три  слова»  
Цель.  Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.  
Ход  
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове:утка, уши, узел.  
Ребенок. Звук У.  
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?  
Ребенок. В начале слова.  
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.      

«Картинки»  
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.  
Ход  
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?  
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.  
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.       

Информация о работе Обучение грамоте