Обучение деловой речи и формирование экономических понятий у учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: разработать методику обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.
Для осуществления цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы;
изучить передовой педагогический опыт;
рассмотреть различные методики обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.

Содержание

Введение. 2
1. Обучение деловой речи и формирование экономических понятий у учащихся. 4
1.1. Зависимость развития языка от состояния общества. 4
1.2. Стиль и лексика делового общения 9
2. Практическая часть. 22
2.1. Словарь экономических терминов. 22
2.2. Упражнения на развитие деловой речи в классах с экономическим уклоном. 29
Заключение. 34
Литература 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение.

 

Важнейшей задачей школы  на современном этапе является  формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами  действий с ними в соответствии с познавательными установками.

В современных условиях, когда объем  необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно  из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества.

Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего  поколения в огромной степени  зависит от того, на сколько школьники  овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками.

Поскольку средством обучения и  источником необходимой информации, прежде всего, является речь, то основной перечень  общеучебных (то есть таких, которые, будучи выработанными, в одном виде,  могут использоваться при выполнении других видов)  умений  непосредственно соотноситься с формированием у учащихся навыков речи.

Усвоение языка имеет  важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно  обучаться по всем предметам без  достаточной языковой подготовки, без  речевых умений и навыков, особенно важна практическая сторона обучения языку - речь: восприятие и понимание речи взрослых (учащихся), полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение (не только вслух, но и про себя), а также говорение и письмо, то есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются  в процессе овладения знаниями через  речь и проявляются также в  речевой действительности. Логически  чёткая доказательная образная речь ученика – показатель его умственного развития.

Актуальность избранной темы  определяется ее недостаточной разработанностью  в аспекте развивающего  обучения. В данном случае  имеется в виду развитие обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.

Объект исследования - процесс развития деловой речи в классах с экономическим уклоном.

Предмет исследования – методика обучения деловой лексики в аспекте экономического развития учащихся.

Цель курсовой работы: разработать методику обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.

Для осуществления цели необходимо решить  следующие задачи:

  • проанализировать лингвистическую, педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы;
  • изучить передовой педагогический опыт;
  • рассмотреть различные методики обучения деловой речи в классах с экономическим уклоном.

Гипотеза: если при изучении деловой речи учащимся сообщать способы ее применения, закреплять правописание данных слов,  то этим достигается умственное развитие учащихся и формирование прочных орфографических навыков, а также обогащение лексики экономическими понятиями.

Для достижения  поставленных задач использовались следующие методы научного исследования:

  • анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы;
  • изучение передового  педагогического опыта учителей г. Рязани;

 

1. Обучение деловой речи и  формирование экономических понятий  у учащихся.

1.1. Зависимость развития языка от состояния общества.

 

При характеристике языка  как общественного явления следует учитывать его зависимость от изменения состояния человеческого общества. Язык способен отражать изменение в жизни общества, во всех его сферах, что существенным образом отличает его от всех других общественных явлений. Давно была подмечена зависимость языкового состояния от характера экономических формаций и формы государства.

Одной из характерных  черт русского языка 80-х - 90-х годов  является процесс активизации заимствованной лексики: расширение сферы использования  специальной иноязычной терминологии, относящейся к экономике, финансам, коммерческой деятельности и некоторым другим областям, и появление большого числа заимствований-неологизмов, тоже принадлежащих преимущественно к специальным областям.

Место ударения в заимствованных словах не всегда зависит от языка-источника. Заимствованные слова объединяются в русском языке в группы по сходству их конечных элементов, при этом этимология слов обычно имеет второстепенное значение. Колебание ударения в заимствованных словах неизбежно, оно свидетельствует о том, что заимствованные слова вступают во взаимодействие с русской лексикой и постепенно ассимилируются ею, становясь из внесистемного явления явлением системным.

Новые заимствования, относящиеся  к XX веку, как правило, следуют ударению языка-источника, потому что в большинстве случаев время для возникновения в них колебаний еще не настало. Этому должен предшествовать определенный период, в течение которого слова должны "прижиться" в языке, стать известными большинству представителей языкового коллектива и "найти" себе аналогию среди слов, входящих в систему лексики данного языка.

Особенностью лексики, заимствованной в наблюдаемый период, является ее массовость, новизна, однородность по отношению к языку-источнику: подавляющее большинство слов заимствуется из английского языка.

Сфера распространения заимствованных слов достаточно специфична. Прежде всего, это "профессиональные языки" специалистов той или иной области (вычислительная техника, финансовая и коммерческая деятельность, спорт), но также и области политики, искусства, моды, музыки, танцев и др.

Таким образом, основной принцип акцентуации  новых заимствований: следование ударению языка-источника, в данном случае - английского  языка. Преобладающее большинство  слов не обнаруживает колебаний в ударении.

В соответствии с критерием классификации  заимствованных слов, т.е. по сходству конечных элементов (финалей), языковой материал распределяется по соответствующим группам.

Существительные на -ер, -ор. Группа наиболее многочисленная. По своей структуре существительные двусложны или трехсложны, характеризуются в большинстве случаев ударением на первом слоге, что соответствует ударению их в английском: бáртер, блéйзер, брóкер, вáучер, гáмбургер, дúлер, мéнеджер, спóнсор, трúллер. Ударение на втором слоге имеют инвéстор, компь тер, что тоже соответствует английскому произношению.

Существительные на -инг двусложные с ударением на первом слоге: брúфинг, лúзинг, рéйтинг, сéрфинг (или сёрфинг), хóлдинг; в словах, имеющих более двух слогов, ударение падает на слог перед финалью инжинúринг. Исключением является ударение мáркетинг, соответствующее английскому ['ma:kiti(], которое, однако, колеблется, обнаруживая тенденцию к перемещению на следующий слог.

Существительные на -мент, трехсложные или четырехсложные, с ударением на первом или втором слоге в соответствии с ударением английского языка: импúчмент, истéблишмент, мéнеджмент.

Существительные с единично представленными  финалями, не объединяемые в группы, -айл (фристáйл), -ей (дисплéй), -ет (мáркет), -ест (дáйджест), -uт (сáммит), -ус (консéнсус). Ударение совпадает с английским.

Существительные с финалью на гласный  с ударением на первом слоге, соответствующим  английскому: лóбби, шóу, нóу-хáу.

Существительные односложные: байт, гранд, клип, файл, факс.

В данный период заимствования  почти не испытывают колебаний в  ударении, что свидетельствовало бы об их подчинении закономерностям, сложившимся в русском языке. Колебание ударения в слове маркетинг не выходит за рамки тех закономерностей, которые свойственны словам на -инг в самом английском, ср. ['ma:kiti(] и [end?in'i?ri(]. Ударение маркéтинг принимается некоторыми нормативными справочниками. Например, в книге "Культура парламентской речи" это ударение отмечено как "разговорное".

Слово саммит зарегистрировано словарями с ударением на первом слоге - сáммит, что соответствует английскому ['s(mit]. Смещение yдарения здесь могло бы быть обусловлено влиянием финали -ит, несущей на себе ударение и представленной в широком круге слов.

Ударение односложных (в том числе заимствованных) имен существительных на протяжении длительного периода определялось действием ряда факторов: морфологического, семантического, морфонологического. Значительную роль при этом играл и фактор прагматический - степень освоенности слова.

По отношению к данному  периоду отмечается тенденция к  тривиальному ударению (т.е. неподвижному ударению на основе слова при его склонении) у большинства односложных слов. Значительная часть таких слов - термины, книжная лексика: байт, грант, файл и др.

Очень невелико число  слов, которые обнаруживали бы в  современных условиях тенденцию к закреплению нетривиального ударения, т. е. ударения на флексии во всех склоняемых формах или только формах множественного числа. Примером закрепления ударения на флексии во всех формах является слово хит "модное, популярное музыкальное произведение". Произносят: хитá, хитóм, хит и т. д.: Хитóм сезона была песня...; В течение долгого времени была хитóм и мн. др.

В молодежной жаргонизированной  речи круг подобных слов значительно шире: джин (джинсы), битл (участники ансамбля "Битлз") и др.

О некоторых заимствованных словах, связанных с общественной и политической жизнью страны. Гораздо  больше их в экономической сфере, ведь страна вступила в рыночные отношения, резко изменив прежний курс жесткого государственного контроля.

Пожалуй, самым популярным, хотя и неприятным, стало слово  инфляция.

И н ф л я ц и я (латинское inflatio) чрезмерное увеличение количество обращающихся в стране бумажных денег, сверх потребностей хозяйственного оборота и, в связи с этим, быстрое их обесценивание, что чрезвычайно тяжело отражается на материальном положении трудящихся.

Русский эквивалент: обесценивание  денег.

Пример: В связи с инфляцией ухудшается материальное положение многих граждан.

В последнее время  предпринимательство, несмотря на трудности, набирает обороты. Между тем нам не обойтись без иностранных вложений капитала, то есть инвестиций.

И н в е с т и ц и я (немецкое investition) от латинского - одеваю - долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупки ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложение капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство).

Пример: Наш партнер предложил инвестицию на выгодных для обеих сторон условиях.

Поскольку мы находимся  в глубоком кризисе, нам не избежать моратория, скажем, на выплату наших многочисленных долгов.

М о р а т о р и й (латинское maratorius - задерживающий, замедляющий) - отсрочка исполнения обязательств, установленная правительством на определенный срок ввиду наступления чрезвычайного положения, стихийного бедствия, войны, эпидемий, финансового кризиса.

Русский эквивалент: отсрочка.

Пример: Объявленный мораторий на выплату некоторых долгов устраивал наших представителей.

Прочно вошли в наш  язык, несмотря на некоторые затруднение в произношении, слова менеджмент, менеджер, маркетинг.

М е н е д ж м е н т( английское management - управление, заведование, организация) - управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм правления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Русский эквивалент: управление производством.

Пример: Менеджмент - это основная часть его работы.

М е н е д ж е р ( английское manager - управляющий)- специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий он организует работу на фирме, руководит производственной деятельностью сотрудников. Он входит в средний и высший руководящий состав.

Русский эквивалент: управляющий.

Пример: Наталья Вячеславовна работает менеджером в банке.

М а р к е т и н г (английское marketing - рынок, сбыт) - система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.

Пример: Он решил заниматься маркетингом. 

Среди заимствованных слов есть такие, что почти вошли в  активное употребление, стали понятны  всем. Таким, словом я завершаю свой обзор заимствованных в экономическую  сферу слов. Это слово дефолт.

Д е ф о л т (англииское default - вина) - банкротство, не исполнение договора.

Пример: Иностранцы говорили о дефолте России.

1.2. Стиль и лексика делового общения

 

В классах с экономическим  уклоном учащимся необходимо разъяснять такие понятия как стиль и  лексика делового общения.

Лексика – это словарный  состав языка, какого-либо его стиля, сферы, а также чьих-либо произведений, отдельного произведения.

Согласно данному определению, мы должны рассматривать словарный  состав языка официальных документов. Для этого нам сначала необходимо оговорить, что же за язык употребляется в деловом общении.

Информация о работе Обучение деловой речи и формирование экономических понятий у учащихся