Обучение детей младшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений и потешек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 04:50, контрольная работа

Краткое описание

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова.

Содержание

Введение
1. Требования к отбору поэтических произведений для детей
2. Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
3. Приемы обучения выразительному чтению стихов
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

заучивание стихотворений.docx

— 36.99 Кб (Скачать файл)

2. выразительное и чувственное  прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы  воздействовать на сознание и  чувства детей. Причем таким  должно быть именно первое  прочтение, пока не потерян  момент неожиданности

3. беседа с детьми о  стихотворении (можно задавать  вопросы, раскрывающие общую картину  произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;

4. повторное чтение всего  произведения с установкой на  запоминание;

5. воспроизведение стихотворения  детьми.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет  желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель  помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе  речи. Чтобы поддержать интерес детей  к запоминанию и улучшить его  результаты, следует менять форму  повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором! 6. Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.

Жуковская Р. И. в своей  работе "Чтение стихотворений в  детском саду. – М., 1951" описывает  некоторые приемы для лучшего  запоминания стихов: -игровые (стихотворение А. Барто "Мячик" читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

-досказывание детьми рифмующегося слова;

-чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме

-частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.

Это может быть одна реплика  или хорошо рифмующееся четырехстишие. Так, в сказке К. Чуковского "Мойдодыр" один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: "Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист. "Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте;

-драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-воспроизведение игровых стихов методом игры ("Телефон" К. Чуковского, "Сказка о глупом мышонке" С. Маршака)

На формирование выразительности  направлены и такие приемы:

-образец выразительного  чтения,

- пример выразительного  чтения ребенка,

-оценка чтения,

- подсказ нужной интонации.

-напоминание о похожем  случае из жизни ребенка, оживляющее  пережитые чувства;

-объяснения и указания  по поводу выразительной формы  чтения; -характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.

 

 

  Практическая часть

 

Тема: «Заучивание  стихотворения 

Т. Шорыгиной «Снеговик»

Цели 

    • Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений
    • Развивать творческое воображение, выразительность речи
    • Помочь детям выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы

 

Материал 

    • Иллюстрации на тему «Зима»
    • Картинки по теме «Зимние забавы»
    • Листы бумаги, цветные карандаши
    • Мнемотаблица к стихотворению Т. Шорыгиной «Снеговик»
    • Мольберт

 

Предварительная работа

Наблюдения в природе, пение песенок, чтение потешек и сказок о зиме, рассматривание и обсуждение символов зимы: снег, снеговик, зимние забавы.

 

Ход занятия 

I.

Воспитатель предлагает детям  рассмотреть зимние иллюстрации и картинки по теме «Зимние забавы».

В о с п и т а т е л ь :

    • Чего зимой много на улицах?
    • На чем можно кататься по снегу?
    • Как можно играть со снегом?
    • Дети любят лепить из снега снеговиков. А как они это делают?

Воспитатель поощряет высказывания детей об их зимних играх. Дети могут рассказать знакомые стихи о зиме и зимних забавах.

В о с п и т а т е л ь : Я знаю интересное стихотворение про двух девочек, которые лепили снеговика.

Воспитатель читает стихотворение  Т. Шорыгиной «Снеговик» и проводит беседу.

Мы с подругой Катей 

Ком большущий катим.

Из пушистого комка 

Слепим мы снеговика.

Мы дадим ему метелку,

Слепим пышный воротник.

Пусть по улицам поселка 

Ходит дворник-снеговик.

 

В о с п и т а т е л ь :

    • О чем это стихотворение?
    • Кто лепил снеговика?
    • Из чего девочки лепили снеговика?
    • Как девочки назвали очень большой комок снега?
    • Зачем девочки хотели дать снеговику метелку?

Воспитатель побуждает детей  отвечать словами из стихотворения.

 

II.

Воспитатель выставляет мнемотаблицу на мольберт. Вместе с детьми читает стихотворение по мнемотаблице.

 

 

Воспитатель убирает мнемотаблицу с мольберта.

 

Физкультминутка

В о с п и т а т е л ь : Сейчас мы с вами поиграем. На улице много снега, а зимой все ребята любят играть в снежки. Станьте в круг. 5

 Дети взяли снег. Дети наклоняются вперед, не сгибая ноги в коленях.

Сделали снежок. Выпрямляются и делают снежок.

Бросили его. Бросают снежок. Сначала правой рукой, потом 

левой.

Физкультминутка окончена

 

III.

Воспитатель приглашает детей  нарисовать снеговика с метелкой.

 

Воспитатель благодарит детей  за активное участие в занятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В. Г. Белинского "Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка".

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика работы с художественной  литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика  развития речи и обучения родному  языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.

2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960).

3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.

4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004.

5. Стародубова Н.А. Теория  и методика развития речи дошкольников. - М., 2008

6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

7. Жуковская Р.И. Чтение  стихотворений в детском саду. - М., 1981.


Информация о работе Обучение детей младшего дошкольного возраста заучиванию стихотворений и потешек