Обучение детей старшего дошкольного возраста технических умений в декоративной аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по обучению технических умений декоративной аппликации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства.
2.Дать анализ развитию ребенка средствами декоративной аппликации.
3. Охарактеризовать декоративную аппликацию как продуктивной вид деятельности дошкольников.
4. Проанализировать особенности методики обучению детей старшего дошкольного возраста техническим умениям в декоративной аппликации.
5. Анализ программ дошкольного образовательного учреждения.

Вложенные файлы: 1 файл

введение.docx

— 27.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Очень важно развивать каждого ребёнка эстетически – это обучение восприятию им красоты окружающего мира. Творчество – естественная среда и потребность для ребёнка, способ познания окружающего мира и жизни. Ребёнок, любящий и увлечённый творчеством, быстрее развивается, становится духовно богаче и добрее к окружающим. Выполняя творческую работу, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по выполненной работе в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их работы.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, – пишет английский поэт, литературный и художественный критик, педагог, крупнейший организатор и авторитет художественной жизни Великобритании 1920-х −1950-х годов Herbert Read , – что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей (М.Н.Скаткин). Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности[1].

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Цель продуктивной деятельности различным творчеством - пробудить воображение ребёнка, раскрыть мир его фантазий, помочь ему научиться видеть и создавать красоту собственными руками. Все эти качества поможет более полно раскрыть обучение живописи и прикладному творчеству.

 Одним из направлений  художественного творчества является  аппликация. Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон [2].

Занятия аппликацией играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста, поскольку на этих занятиях происходит активное сенсомоторное, познавательное и эмоциональное развитие детей. По средствам аппликации у ребенка происходит формирование и развитие многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей. Все это имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и нравственного воспитания, в частности для побуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему. О роли и значении декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и др.).  Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. У Ю.В.Максимова  определены особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного творчества. В исследовании Р.Н.Смирновой показано влияние ознакомления детей дошкольного возраста Хабаровского края с декоративным искусством народов Приамурья [3],[4], [5],[6]. Соединение развития и занимательности – важная сторона аппликации как вида детского художественного творчества.

Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. Детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

Занятия аппликацией играют важнейшую роль в развитии ребенка. Поэтому во всех детсадах занятия аппликацией включены в программы обучения и общего развития детей. В Федеральных государственных требованиях к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования (2014 год) в разделе «Художественное творчество» указывается на необходимость: развития продуктивной деятельности детей (в том числе и в аппликации), развития детского творчества, приобщения детей к изобразительному искусству. Далее указывается на то, что у ребенка должны быть сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления разных видов детской деятельности [7].

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Исходя из этого, предстоит решить следующую проблему: как же вести обучение декоративной аппликации, чтобы оно стало эффективным?

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как знакомство детей с декоративно-прикладным искусством на занятиях поможет заложить основы эстетического и нравственного воспитания.     
Объект исследования: технические умения и навыки детей старшего дошкольного возраста в выполнении декоративной аппликации. 
Предмет исследования: методика обучения детей старшего дошкольного возраста технических умений в декоративной аппликации. 
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по обучению технических умений декоративной аппликации детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 
1. Изучить декоративно-прикладное искусство как часть изобразительного искусства. 
2.Дать анализ развитию ребенка средствами декоративной аппликации. 
3. Охарактеризовать декоративную аппликацию как продуктивной вид деятельности дошкольников. 
4. Проанализировать особенности методики обучению детей старшего дошкольного возраста техническим умениям в декоративной аппликации. 
5. Анализ программ дошкольного образовательного учреждения.

В работе предполагаются использовать следующие методы исследования:

    • теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы;
    • наблюдения за деятельностью детей;
    • беседы с детьми;
    • практическое проведение разных форм работы с детьми по техническим умениям декоративной аппликации;
    • качественный и количественный анализ результатов работы;
    • фотосъемка.

База исследования: Красногорский район, Московская область, д. Глухово, Билингвальный детский сад MILC (Moscow Innovative Language Centre), старшая группа в количестве 6 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав (2 теоретических и 1 практической), заключения, списка литературы (состоит из ___ источников) и приложений. Количество страниц работы составляет ___ страницы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы можно предложить в помощь воспитателям билингвального детского сада MILC (Moscow Innovative Language Centre) в проведении занятий по обучению детей декоративной аппликации, для оформления уголка ИЗО в группе, для организации выставки «Детского творчества».

 

Список использованной литературы:

1.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. – М. Педагогика, 1984.-96с.

2. Петрова И.М. Объёмная  аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб.:«Детство-Пресс»,2005.-48с.

3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925.

4.Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов, 3-е изд.- СПб.: , 2009.-304с.

5. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская – Л.: Искусство, 1975. – 148 с.

6.Сакулина Н.П.,  Комарова Т.С.  Изобразительная деятельность  в детском саду. - М.: Просвещение, 1973г.

7. Аннотация к книге "Федеральные государственные требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС".-М.: Просвещение, 2014.-14с

 

 

 

 

 


Информация о работе Обучение детей старшего дошкольного возраста технических умений в декоративной аппликации