Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:53, контрольная работа
Рассказывание играет большую роль и в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествование факты, характеризующие взаимоотношения со сверстниками, педагог подчеркивает такие положительные качества, как проявление заботы, внимания, вежливости. Представляется возможность и для воспитания общительности, тактичности (внимание к рассказу товарища, добавления к нему, одобрение в случае затруднения).
Самый сложный вид рассказывания – это придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет воспитатель заинтересовать детей, создавать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Этот вид творческого рассказывания можно иногда проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть и положительные и отрицательные стороны рассказов. Воспитатель дает образец оценки. Педагогу надо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Наиболее сложны для детей описательные рассказы о природе. Обучение этому виду рассказывания идет постепенно, под влиянием точных показаний педагога. Так, перед рассказыванием о конкретном времени года нужно предложить детям рассказать сначала о погоде, потом о растениях и деревьях, о том, что бывает в это время года с животными, как играют дети и трудятся взрослые.
На начальном этапе обучения творческому рассказыванию о природе полезно обращать внимание дошкольников на последовательность передачи содержания в рассказе. По мере усвоения детьми умений составлять четкий и последовательный рассказ можно предоставить им возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Особый интерес представляют творческие рассказы, построенные на сравнении природных явлений. Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание рассказа, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений.
В занятия по
обучению рассказыванию можно включать
небольшие словесные
Например, в начале занятия, посвященного рассказыванию, воспитатель дает детям задание подобрать эпитеты и сравнения, помогая тем самым овладеть элементарными средствами художественной выразительности.
Занятия такого типа могут начинаться с загадки, может быть рассмотрена иллюстрация. Конечно, дети не сразу переносят в свои сочинения усвоенные средства художественной выразительности, но и в их рассказах постепенно будут появляться сравнения, эпитеты, интересные словосочетания.
Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить детям нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это явится хорошим толчком для развития детского творчества. Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку, для дальнейшего обучения в школе.
Виды занятий по обучению дошкольников
творческому рассказыванию
Обучение придумыванию рассказов и сказок проводиться на занятиях различной сложности, с использованием разнообразного наглядного материала. Различные приемы развития творческой активности применяются на любом из них.
Система таких
занятий предусмотрена «Програм
Придумывание рассказов об игрушке.
Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические, которыми дети пользуются: пирамидка, матрешка, флажки, погремушки. Первые занятия проводятся с демонстрационным материалом. Воспитатель, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Такие приемы побуждают детей творчески использовать свои знания.
Если дети легко придумывают короткие рассказы об одной простой игрушке, то можно предлагать игрушки более сложные, две сразу или комплект. Такими занятиями надо пользоваться, прежде всего, для развития речи отстающих детей, при подборе материала учитывать их интересы и добиваться от них более подробного, связного рассказа.
Если дети овладели
умением придумывать
Рассказы-инсценировки с игрушками.
Более сложным видом занятий являются те, на которых дети, придумывая рассказ, одновременно действуют с игрушкой, разыгрываю сценарий, составляемый ими экспортом. Нужно предварительно продумать организацию таких занятий: место стола для показа действий, хранение игрушек, положение рассказывающего. Рассказы эти очень заинтересовывают детей, они с удовольствием слушают и смотрят инсценировки товарищей. Рассказ сначала затрудняет ребенка, так как требует быстрой реакции, распределения внимания между движением игрушки и словом. Учитывая необычность задания, на первом занятии воспитатель применяет образец рассказа, повторив его 2-3 раза и объяснив как надо рассказывать. На этом же занятии придумываются рассказы еще про 2-3 другие игрушки. При появлении игрушки, отличающейся по характеру от предыдущих, целесообразно снова дать образец рассказа, наметив его план.
Очень полезно проводить такие занятия с раздаточным материалом. Воспитатель раздает детям мелкие игрушки. Дети, рассмотрев полученные игрушки, ставят их на свой стол и по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса.
После такой предварительной работы один ребенок рассказывает вслух, остальные, молча изображают, используя свои игрушки, называемые им действия. Воспитатель отмечает степень слухового восприятия отдельных детей, уровень их творческого воображения, навык связной речи.
В практике мало используются эти занятия, разработанные Е.И. Тихеевой, а значение таких занятий в формировании связной речи и творческого воображения бесспорно.
Во всех занятиях-инсценировках важен неторопливый темп, предоставление детям времени для обдумывания, пробного проигрывания рассказа сначала «про себя».
Придумывание рассказа по картине.
В старшей и подготовительной группах дети учатся составлять творческие рассказы по картине, то есть силой воображения воссоздавать события, выходящие за пределы изображенного по картине и отражать их в связной речи. Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным на картине, момент, зафиксированный на картине и последующие события (или два из этих трех элементов). Для такого вида рассказов берутся сюжетные картины, близкие опыту детей. Первые занятия проводятся с демонстрационными картинами.
Воспитателю важно разъяснить детям задание, предложить по-своему рассказать о том, что не нарисовано на картине, но о чем можно догадаться. Если в группе проводилось систематическое обучение придумыванию рассказов по игрушкам, то дети уже подготовлены к выполнению задания. По этому, можно не пользуясь образцом рассказа, дать его план с последующим разбором, что хорошо активизирует инициативу детей.
Если дети плохо владеют монологической речью, можно облегчить им задание; провести придумывание рассказа по частям. В дальнейшем дети будут нуждаться лишь в плане рассказа, подсказе деталей или только в постановке задания: придумать рассказ по картине. После придумывания рассказа к одной картине, особенно если интерес к ней упал, можно предложить другую, близкую по содержанию первой. Если дети проявили большой интерес к картине, их рассказы разнообразны, то одну и ту же картину можно использовать на занятиях в течение года неоднократно. Также в подготовительной к школе группе на одном занятии можно предлагать сразу несколько картин (известных и новых), предоставляя детям право выбора одной из них для выполнения задания. Это больше удовлетворяет интересы детей, развивает их самостоятельность, разнообразит ход занятия.
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раздаточным материалом. Для этого можно использовать детские сюжетные рисунки, фотографии из жизни детей, открытки, мелкие картинки. Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком.
В методике развития речи разработан прием составления рассказа по серии однотемных картин. Воспитатель может предложить придумать рассказ о девочке Тане, которая приезжала к бабушке в разное время года.
Придумывание рассказа на предложенный сюжет.
Обучение детей подготовительной группы придумыванию рассказов на предложенную (словесную) тему – хорошо освещенный в литературе вопрос.
Для первоначального обучения можно предложить ряд самых простых тем, посвященных одной задаче – творческому описанию. Пусть дети вообразят один какой-либо предмет, попробуют в слове описать свое желание: какую бы игрушку ты хотел подарить товарищу? Затем детям можно предлагать придумывать серии рассказов-миниатюр, объединенных одним героем.
На таком простом содержании дети учатся отдельным творческим умениям – наглядно описать предмет, уметь передать состояние героя. Работа над содержательностью и разнообразием творческих рассказов должна идти параллельно с обогащением опыта детей наблюдениями, восприятиями, с расширением их активного словаря.
Детское словесное творчество не ограничивается придумыванием рассказов на реальные темы. Дети сочиняют собственные сказки, стихотворения, но методика обучения детей сочинению сказок не разработана. Такая творческая деятельность доступна старшим дошкольникам, выявляет, несомненно, влияние фольклора на тематику и содержание детских произведений, на создание сказочных образов и в меньшей степени на построение сказки и стилистику.
Важную роль в развитии детского словесного творчества играет отношение к нему воспитателя, его интерес к этому виду деятельности и поощрение детей. Эффективный путь – развитие поэтического слуха детей. нужно по возможности создавать такие педагогические ситуации, которые побуждали бы детей к творчеству (ролевые игры, выступления перед детьми на утреннике, вечер сказок, запись лучших стихов и сказок в журнал).
Для закрепления умения детей придумывать рассказы и сказки можно также использовать дидактические игры.
Конспект занятия по творческому рассказыванию
в подготовительной группе
Тема: «Я - волшебник»
Программное содержание: |
- Формировать умение развивать рассказ на предложенную тему; - закреплять
умение четко выстраивать - продолжать учить использовать образные слова и выражения; - повышать речевую активность; - воспитывать культуру речевого общения; - создать атмосферу творческого вдохновения, дать детям возможность проявить свои творческие способности. |
Словарная работа: |
Обогащение словаря |
Подготовка к занятию: |
Предварительная работа: Чтение и прослушивание грамзаписей сказок: «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная» и др.), рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию сказок, подготовка выставки книг «Волшебные сказки», проведение викторины «В гостях у сказки», беседа «Если бы я был волшебником». Материал: «Волшебное дерево», к веткам которого прикреплены иллюстрации к сказкам; посылка, письмо, волшебная палочка, сказочные атрибуты (красивая накидка, корона, колпак); игрушки – сувениры на каждого ребенка. |
Ход и организация занятия
Основные части и методические приёмы |
Организация и методика проведения (деятельность воспитателя) |
Деятельность детей |
Вводная часть
Эмоциональный настрой
Игра «Передай улыбку» |
Ребята давайте возьмемся за руки и подарим друг другу хорошее настроение .
|
Ребята встают в круг , берутся за руки, воспитатель передает свою улыбку крайнему ребенку, затем этот ребенок следующему и так улыбка возвращается к воспитателю. |
Основная часть
Рассматривание иллюстраций
Вопросы
Анализ ответов детей
Вопросы
Сюрпризный момент
Вопрос
Вопрос
Указание
Самостоятельная деятельность;
Использование речевых образцов (рассказ воспитателя, как можно придумать сказку, давая свой образец)
Самостоятельная деятельность
Заключительная часть
Анализ
Сюрпризный момент
Указание |
Воспитатель предлагает детям подойти к «волшебному дереву», «выросшему» в группе, и рассмотреть висящие на ветках иллюстрации к сказкам «Золушка», «Сивка-Бурка», «Василиса Прекрасная».
- К какой сказке относится эта иллюстрация?
- Кто автор сказки?
- Как зовут главного героя?
- Можно ли назвать эту сказку волшебной?
- Кто творил чудеса в этой сказке?».
Педагог выслушивает ответы детей, отмечает наиболее интересные.
- Ребята, а кто может вспомнить и назвать чудеса из сказки «Золушка»?
- А вы верите в чудеса? - Хотите верьте, хотите нет, но к нам в группу принесли посылку из волшебного царства.
Воспитатель читает на посылке адрес получателя и отправителя: Детскому саду «Ласточка». Детям подготовительной к школе группы от феи из Волшебного царства.
Воспитатель вместе с ребятами вскрывает посылку, в которой находятся красивая палочка и письмо. Воспитатель: - Кто догадался, что это за красивая палочка? - Правильно. Это волшебная палочка. - А теперь послушайте письмо, которое вам прислала фея:
«Здравствуйте, милые девочки и мальчики! Знаю, что вы любите сказки, разные чудеса, поэтому посылаю вам в подарок волшебную палочку. Тот, кто возьмет ее в руки, произнесет волшебные слова и взмахнет три раза, станет волшебником».
Прерывая чтение, воспитатель обращается к детям: - Ребята, кто из вас хочет стать волшебником?
Воспитатель дает палочку вызвавшемуся ребенку: - Встань за дерево, произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни.
Педагог предлагает детям закрыть глаза и открыть их только на слове «три». В тот момент, когда ребенок последний раз взмахнет палочкой, воспитатель набрасывает на его плечи красивую накидку, а голову украшает красивой короной, если это девочка, и колпаком, если это мальчик. Дети открывают глаза, и ребенок-волшебник выходит из-за дерева. - Скажи нам, о почтеннейший, - из какого царства ты прибыл? Расскажи нам о нем.
Ребенок рассказывает, в случае затруднения воспитатель помогает наводящими вопросами. Затем благодарит волшебника и предлагает взять палочку следующему ребенку.
Выслушав два – три ответа, воспитатель, с согласия детей, тоже превращается в волшебника, рассказывает свою волшебную сказку, отвечает на вопросы.
После
этого волшебная палочка побыва
Педагог продолжает чтение письма феи:
- «…Я надеюсь, что, превратившись в волшебников, вы очень интересно расскажите о своем волшебном царстве, А ваши волшебные дела будут только добрыми».
- Как вы думаете, надежды феи оправдались? Все рассказы были интересными, а волшебные дела добрыми? - Какой рассказ вам больше всего понравился? - Почему?
Воспитатель заканчивает чтение письма:
«…Но, как всякая уважающая себя волшебница, я приготовила вам еще один сюрприз. Хотите узнать какой? Тогда закройте глаза, произнесите: «Эне-бэне, рики-факс!», хлопните три раза в ладоши и пройдите в раздевальную комнату».
Дети выходят, воспитатель шепотом предлагает им заглянуть в свои раздевальные шкафчики. Ребята находят игрушки – сувениры, которые заранее приготовлены взрослыми.
|
Рассматривают «волшебное дерево» с иллюстрациями сказок
Ответы детей:
Ответы детей:
Ответы детей:
Ответы детей:
Ответы детей:
Ответы детей:
Да. Конечно верим.
Слушают
Ответы детей:
Дети слушают
Ответы детей:
Выполняет указание воспитателя
Придумывают сказку
Придумывание сказки
Дети слушают
Ответы детей
Слушают
Выполняют указание
Заглядывают в шкафчики, находят сувениры |
Информация о работе Обучение дошкольников творческому рассказыванию