Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:21, реферат
Когда говорят о Древней Греции, то нужно давать себе отчет, о каком государстве на суперэтническом пространстве идет речь.
В понимании современных людей Древняя Греция это что-то единое. На самом деле это был целый мир, в котором было огромное количество государств. По сути, каждый остров в Эгейском море в середине первого тысячелетия до нашей эры был государством. Масса самостоятельных государств было на континентальной части Малой Азии и Балканском полуострове. К середине первого тысячелетия все эти государства попали под влияние двух полюсов притяжения Афин и Спарты.
Обучение и воспитание в Древней Греции.
Когда говорят о Древней Греции, то нужно давать себе отчет, о каком государстве на суперэтническом пространстве идет речь.
В понимании современных
людей Древняя Греция это что-то
единое. На самом деле это был
целый мир, в котором было огромное
количество государств. По сути, каждый
остров в Эгейском море в середине
первого тысячелетия до нашей
эры был государством. Масса самостоятельных
государств было на континентальной
части Малой Азии и Балканском
полуострове. К середине первого
тысячелетия все эти
13 сентября 490 года произошло
событие, которое имело
Почему Спарта и Афины стали гегемонами?
Почему смогли выстоять в
этой борьбе Спарта и Афины и стать
господствующими государствами
на древнегреческом
Я думаю, ответ на этот вопрос следует искать в особенностях государственного устройства этих государств. В отношении этих этносов к воспитанию и обучению своих молодых граждан.
И нужно сказать, Древние Спартанцы и Древние Афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения. В обоих государственных образованиях считали, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частно-семейную.
Государство активно вмешивалось в личную жизнь граждан и требовало от них ответственного отношения к обязанностям гражданина: создать семью и воспитывать детей.
Отношение в Афинах и Спарте к семье и браку.
Степень участия государства в воспитании молодого поколения в этих странах была различна.
В Афинах государственный аппарат через законы и пропаганду нравственных устоев жизни создавал атмосферу нетерпимости к людям безответственно относящимся к своим гражданским обязанностям. Холостяки не создавшие семью к 35 годам был, по сути, изгоями общества. Детей должны были воспитывать родители и нести ответственность перед обществом за их воспитание. Человек, безответственно относящийся к воспитанию детей, чувствовал себя неуютно. Наоборот, слава ждала родителей, воспитавших достойных граждан.
В Спарте государство также
создавало невыносимые условия
жизни для не выполнивших свой
общественный долг мужчин, то есть не создавших
семью в положенное время. Но в
Спарте, в отличие от Афин, государство
брало на себя заботу об обучении и
воспитании детей, как мальчиков, так
и девочек с семилетнего
Агамия, холостая жизнь, влекли за собой утрату личной гражданской чести – атимию. Этим людям невозможно было избежать унижения не только со стороны граждан, но и со стороны государства, должностных лиц. Так по распоряжению властей, взрослые спартанцы, не состоящие в браке, должны были в зимнюю пору нагими обходить рынок, распевая специальные песни, в которых признавали, что по заслугам понесли наказание, ибо не повиновались законам. В Спарте, где законы обязывали уважать стариков, не распространялись на стариков, которые не создали семьи... Незавидная старость ожидала старого холостяка в Спарте. В Государственных учреждениях, воспитывающих молодое поколение, приводили в воспитательных целях анекдотический пример, когда некий юноша не уступил место прославленному полководцу Деркиллидасо, сказав: “Ты не родил сына, который со временем уступил бы место мне”.
Кроме этого, за уклонения от государственной обязанности - создавать семью, к холостякам применяли и штрафные санкции, особый штраф за безбрачие.
Дети в семье - радость, опора в старости.
Производя детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы, отдавая подобающее умершим, поддерживая и сохраняя семейные традиции.
Рождение ребенка был семейным праздником. Когда рождался ребенок, двери дома украшали оливковыми ветвями, если в доме родился мальчик, и шерстяными нитками, если рождалась девочка. Младенца купали в воде, в которую в Афинах вливали оливковое масло, а в Спарте вино. Если отец признавал ребенка, то на пятый или на седьмой день после родов устраивали семейный праздник. Отец поднимал ребенка с земли в знак признания и быстро обносил вокруг домашнего очага. Проводился религиозный обряд, и нового члена семьи поручали опеке домашних богов.
Примечание:
В Афинах судьбу ребенка определял отец: если отец не признавал ребенка, то его просто выкидывали из дома, что было равносильно смертному приговору.
В Спарте участь ребенка определял не отец, а старейшины города. Стразу после рождения ребенка представляли на совет старейшин, которые и решали: достаточно ли он здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни, или предпочтительней сразу же умертвить.
Ни религия, ни мораль, ни право не осуждало эту жестокую практику детоубийства.
Как формировались нравственные принципы молодого человека в Афинах.
Воспитывались Древние Афиняне в соответствии со своими культурными традициями. Основной упор делали греки на воспитание достойного гражданина своего государства, переполненного долгом перед обществом. Афиняне были воспитаны на произведениях Гомера. Именно произведения Гомера определяли нравственные устои в афинском этносе. В произведениях Гомера четко и однозначно определялось отношение гражданина к обществу, к семье, к почитанию богов, определены нравственные традиции общества.
Вторым произведением, которое имело большое значение при воспитании молодого поколения - поэма Гесиода "Работа и дни". Главной из этнических ценностей была любовь к свободе, и своей родине. Подвиг во имя своего народа.
Как формировались нравственные принципы молодого человека в Спарте.
Спарте молодых людей воспитывали в соответствии с законодательством Ликурга.
В Афинах молодые люди были переполнены гордость и любовью к родине и сознательно готовы были умереть во имя прекрасной Родины.
У Спартанцев также любой человек предпочел бы смерть во имя великой родины благом, но совсем по другим причинам: созданная Ликургом государственная организация работала как четко налаженный механизм. Созданная атмосфера в обществе, методическое и целенаправленное внушение, формировало из молодых людей, солдат-робатов у которых практически не было ни частной жизни, ни возможности философски осмыслить происходящие. На подсознательном уровне были заложены нормы поведения, которые не давали вариантов выбора.
Напутствуя солдат отправляющихся в военную экспедицию, матери говорили: “Со щитом или на щите”. Горе было человеку, проявившему малодушие в бою – он становился изгоем в обществе, от него отказывалась мать, жена, друзья. Он становился предметом всеобщего осмеяния, и только смерть могли освободить его от мучительной жизни.
Известны случаи, когда опозорившегося спартанеца, вина которого была доказана, убивала его мать в эмоциональном порыве.
Как свидетельствуют историки: город Спарта никогда не была захвачена врагами, хотя и не имел оборонительной стены. Александр Македонский не рискнул брать штурмом город Спарту. У греков бытовало мнение, что Спарту можно захватить только тогда, когда будут мертвы все свободные граждане государства.
Обучение и воспитание в
Утвердить законом тот факт, что ребенка обязаны обучать родители, в Афинах не догадались. Собственного говоря - этого и не требовалось. Общественное мнение, неписанные законы в обществе, заставляли гражданина Афин заниматься обучением и воспитанием своих детей.
К концу
5 века до н.э. в Афинах не было ни одного
свободного человека, который бы не
умел писать и читать. В это же
время стали организовываться школы.
Афиняне считали необходимым
дать ребенку интеллектуальное, музыкальное
и физическое воспитание. Важным считали
одновременное физическое и умственное
воспитание. Афиняне стремились к
полному всестороннему
В соответствие с задачами воспитания мальчикам в Древних Афинах полагалось иметь трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба. Грамматист - учитель грамоты обучал детей чтению и письму, давая им основные понятия о счете. Тетрадями служили деревянные таблички, покрытые воском, на которых дети острыми палочками чертили буквы и фразы. Когда они овладевали искусством чтения и письма, то переходили к изучению старых писателей, среди которых важное место занимали Гомер и Эзоп. Ученики разучивали стихотворения законодателя Солона, сочинения Феогнида, гимны в честь богов, исполняемые во время ритуальных праздников. Исполнение гимнов проходило под аккомпанементы лиры или кифари. Игре на этих инструментах обучал кифарист, пели песни и гимны – соло или хором.
Основная цель физического воспитания - подготовить юношу для военной службе. В 4 веке до н.э. военная служба продолжалась 4 года, с 18 лет. После года службы военнослужащие (эфибы) несли службу в пограничных районах.
Эфибы давали присягу, что не опозорят доверенного им оружия, не бросят товарища в беде и будут защищать свою Родину. Во время военной подготовки предусматривалось также дальнейшее обучение музыке и участие в государственных торжествах.
В четвертом веке для обучения детей стали привлекать учителей мудрости - философов. В основном речь идет о софистах. Они обучали детей не только риторике - искусству произнесения речей, но и искусству спора, во время беседы излагали основные понятия об устройстве мира.
Под руководством петотриба - учителя гимнастики дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска. Здесь дети проявляли особый энтузиазм, так как их ждали в будущем различные спортивные соревнования, победа в которых была почетна.
Обучение молодых людей в Спарте.
Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, её истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Детей закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Экзамены, перед тем как принять подростка в круг взрослых мужчин, были суровые. Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы его нельзя было найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин.
Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей.
В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от фантазии родителей.
В Спарте воспитанием девочек занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.
В Греции уже в очень ранние времена
большое внимание уделялось образованию
детей. Греки стремились воспитать
человека интеллектуального и здорового,
хорошо развитого физически, сочетать
красоту тела и нравственные добродетели.
Уже к V в. до н.э. среди свободных
афинян не было неграмотных людей. А
обучение из дома перешло в школы.
После семи лет мальчики из рук матери
и кормилицы передавались на попечение
отца и раба-педагога (в переводе с греческого
слово "педагог" означает "сопровождающий
ребенка"), который следил за воспитанием
мальчика и сопровождал его в школу. В
школе дети занимались с тремя учителями.
Первый назывался грамматистом. Он обучал
грамоте, счету и письму, читал с учениками
поэмы Гомера и басни Эзопа. Вместо тетрадей
школьники пользовались так называемыми
диптихами, двумя скрепленными с одной
стороны дощечками, которые раскрывались
как книга или переплет. Внутренняя поверхность
натиралась воском, на котором стилем
(металлической палочкой) прорезались
буквы и п,ифры и им же (вернее, его обратной
стороной, где была лопаточка) стирались
— saepe stylum verte! Края дощечек выступали,
их можно было скрепить печатью, завязать
веревкой и с фугой стороны. В этом случае
диптихи служили "конвертами" для
писем, скрывая написанное на внутренних
сторонах дощечек. Считать учились на
камешках. Более сложные арифметические
расчеты действия) производили на абаке.
Этот способ обучения известен и в современной
школе.
Важное место в образовательной программе
занимала подготовка к религиозным празднествам,
на которых присутствовали свободные
жители греческих городов. Мальчиков обучали
обрядовым песням, исполняемым хором или
соло, декламировали с ними торжественные
гимны. Учил их этому кифарист, прививавший
детям навыки игры на струнных инструментах
— лире или кифаре.
С двенадцати лет мальчики начинали заниматься
гимнастикой. Руководил этими занятиями
педотриб (дословно "тренирующий ребенка").
Государство и семья особенно заботились
о том, чтобы мальчики выросли ловкими,
сильными, гибкими и выносливыми, были
подготовлены к военной службе. Педотриб
показывал детям, как метать копье и диск,
тренировал их в беге и прыжках, занимался
с ними борьбой, плаванием, верховой ездой,
готовил к гимнастическим соревнованиям.
Спортивные занятия проводились в специально
подготовленных для этого помещениях
— палестрах. Нередко уроки проводились
под аккомпанемент флейты.
С 16 (18) лет мальчики могли продолжить
свое образование в гимнасиях, школах
риторов и философов.
Девочки учились читать и писать под
наблюдением матери, постепенно приобщались
к домашнему женскому труду: рукоделию,
прядению, ткачеству. Они непременно должны
были уметь петь и танцевать, чтобы в дальнейшем
участвовать в ритуальных праздниках.
Знакомились они и с литературой. Известно,
что уже в VII в. до н.э. в некоторых областях
Греции существовали женские школы, где
девушки занимались музыкой, поэзией,
пением и танцами. Одной из таких школ
(по преданию) руководила знаменитая поэтесса
Сапфо. В ее стихах есть лирические нежные
строки, посвященные ученицам, воспитанным
в атмосфере изящества и красоты.
В различных городах Греции обучение
проходило по-разному. В Спарте, где воспитание
было делом исключительно государства,
учеба и образование строились с целью
вырастить прежде всего воина и мать воина.
В течение 13 лет — с 7 до 20 лет — мальчики
находились в государственных лагерях,
постоянно упражнялись физически. Девочки
также много внимания уделяли спорту,
соревновались с мальчиками на состязаниях.
Меньше, чем, например, в Афинах, маленькие
спартанцы занимались музыкой и литературой,
по были более закалены телом. Жесткость
и суровость спартанских методов воспитания
сделали их нарицательными, и если выдержка,
твердость и лаконичность (Лакония = Спарта)
заслужили в веках похвалу и одобрение
потомков, то жестокость и чрезмерное
увлечение военной подготовкой в ущерб
умственному и художественному развитию
вызывали порицание уже у современников
спартанцев, обитателей иных городов-полисов,
где царил идеал "калокагатии" —
красоты и добра, слитых воедино.