Обучение и образование. Проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:19, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрены проблемы обучения и образования.
1. Низкая активность учащихся в процессе обучения, т.е. недостаточная интенсивность и эффективность их встречной деятельности – учения.
2. Объяснительно-иллюстративный характер обучения, при котором из работы учащихся фактически выключается их мышление (ученики «разучиваются думать»), но преувеличивается роль восприятия и наблюдения.
3. Отсутствие творчества, поиска в работе учащихся, преимущественная загрузка памяти, а не мышления. Ребенок, конечно же, может зазубрить материал, а потом сдавать его, повторив всё заученное слово в слово, но после такого учения у человека может ничего не остаться. Такие знания непрочны, недолговечны, неприменимы на практике. В будущей профессиональной деятельности методы заучивания и точного воспроизведения информации по памяти не требуются, не применяются.

Содержание

1. Введение
2. Обучение и образование
3. Проблемы обучения и образования
4. Заключение
5. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение и образование.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 Молодежь  вступает в трудовую, общественно-политическую жизнь, имея, как правило, среднее образование. Однако образование на данный момент серьезно различается по качеству. Значительные различия зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных; в городских школах выше, чем в сельских. Эти различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появились элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно становится одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования. Общество переходит от сравнительно демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и воздействия со стороны общества, к селективной, элитарной модели, исходящей из идеи автономности образования, как в экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции полагают, что образование — такая же сфера предпринимательской деятельности, как производство, коммерция, и поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.

7. Проблемы средней и высшей школы. Соотношение овладения профессиональными знаниями и общегуманитарной культуры

  Ситуация  в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения.

 В целом  оптимум сочетания общеобразовательной  и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня.

 Профессиональное  образование — важный этап  в гражданском становлении личности, в ее гармоническом развитии. непонимание объективно необходимой связи развитости и профессионализма порождает не только схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные ошибки в практике работы с молодежью, когда овладение профессиональными знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной культуре. В результате возникают либо пресловутые «технократические перекосы», либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от труда и общественной практики.

 Особое место  в обогащении интеллектуального  потенциала страны принадлежит  высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований свидетельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность творчества, ратуют за увеличение доли самостоятельной работы, совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом, поддерживают развитие конкурсной системы аттестации всех кадров. Вместе с тем к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого далеко не все вузы имеют возможность с достоинством выбраться.

8. Формирование нравственных ориентиров у молодёжи

 Школа сейчас  стоит перед непростым выбором  — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества.

 Наряду с  воспитанием уважения к труду  и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют гуманизация образования, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.

 На сознание  и поведение молодых людей  большое влияние оказывает механизм  управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и  принципов законности и справедливости, еще в годы учения становится для них своеобразным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.

 Однако далеко  не всегда школьное воспитание  содействует развитию и закреплению  позитивного социального опыта  молодежи, недостаточно противостоит  проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно как и демагогии, анархическим действиям.

  Рост национального  самосознания с большой остротой  ставит вопрос формирования у  молодежи правильных ориентиров  в такой важной сфере, как  межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям национализма и шовинизма, национальной ограниченности, недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в основном паразитирует на искренних заблуждениях молодых людей.

9. Понижение социального статуса учителя. Проблема государственного финансирования

 Совершенствование  народного образования немыслимо  без измерения той ситуации, в которой находится учительство, значительная часть педагогического корпуса.

 Если придерживаться  формальных критериев — наличия  специального образования, стажа работы и т.п., то большинство педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.

 Основная  группа педагогов — женщины,  Хотя давно стало очевидным, что в воспитании мальчиков, юношей (да и девочек) школа испытывает острую нехватку «мужского влияния». Хотя за последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и в сравнении со средней заработной платой в стране.

  Формирование  педагогических кадров связано  со спецификой их труда. Оно  органически не приемлет ущемления  их прав и авторитета. Упорядочение режима труда и отдыха педагогов — тоже необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается открытым вопросом.

 Школа серьезно  отстает в насыщенности оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными участниками соревнования на информационном поле.

 Одна из  функций народного образования  - стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности учебного телевидения, кассетной видеотехники, персональных компьютеров, дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд самообразования. Судьба новых поколений все больше определяется общей культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической, компьютерной грамотностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Наши учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходства и различия в их взглядах на проблемы войны и мира, загрязнение окружающей среды, радиоактивное заражение, бездомность и безработицу, прочие глобальные проблемы. Мы хотим, чтобы выпускники школ во всех странах изучали мир не только по телевизору и учебнику, чтобы они могли общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2001.
  2. Доронина И.В. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология и педагогика». – Н-ск: СибАГС, 2000.
  3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002.
  4. Педагогика/Под ред. Г. Нойнера, Ю. К. Бабанского — М.: Педагогика, 1984, c. 109
  5. Ильина Т. А. Педагогика. — М.: Просвещение, 1984, c. 18
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

 


Информация о работе Обучение и образование. Проблемы